ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-51/2021 от 27.07.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Батыршин Ф.Г. УИД 16RS0029-01-2021-000070-69

дело в суде первой инстанции № 2а-51/2021

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-11029/2021

учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Галимова Л.Т.,

судей Нуриахметова И.Ф., Гафарова Р.Ф.,

при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Р.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нуриахметова И.Ф. административное дело по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 15 марта 2021 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан по Республике Татарстан ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 12 по РТ) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу.

В обоснование иска указано, что в соответствии со статьёй 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) ФИО1 состоит на налоговом учёте в МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан. Физические лица, владеющие на праве собственности движимым либо недвижимым имуществом, являются плательщиками имущественных налогов - налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога. Уплата данных видов налога физическими лицами осуществляется на основании налоговых уведомлений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, о чем налогоплательщику направляется налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ). Согласно сведениям, полученным от соответствующего регистрирующего органа, административному ответчику на праве собственности принадлежит имущество, указанное в налоговом уведомлении .... от 12 октября 2016 года. Срок уплаты налоговых обязательств по имущественным налогам за 2015 год – 1 декабря 2016 год. Налоговые обязательства по уплате имущественных налогов ФИО1 за 2015 год не исполнены. Оставление налогового уведомления без своевременного исполнения, порождает возникновение задолженности по налоговым обязательствам и формирование требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Административный истец сформировал и направил в адрес административного ответчика требование об уплате сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 16 декабря 2016 года № 21785 со сроком исполнения до 7 февраля 2017 года, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по имущественным налогам, а также предлагалось в установленный срок погасить указанную сумму задолженности. В связи с тем, что в установленный срок административный ответчик указанные в налоговых уведомлениях суммы налогов не уплатил, административным истцом на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени в размере 6 рублей 68 копеек. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, истечения указанного трехлетнего срока. В данном случае административный истец вправе обратиться в суд за взысканием до 7 августа 2020 года (требование № 21785 от 16 декабря 2016 года со сроком исполнения до 7 февраля 2017 года + 3 года + 6 месяцев). Заявление о вынесении судебного приказа было подано в суд 6 июля 2020 года. Мировым судьёй судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан 8 октября 2020 года по делу № 2а-213/2020 вынесен судебный приказ об удовлетворении требований налогового органа. ФИО1 представлено возражение относительно исполнения судебного приказа. В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Мировой судья судебного участка № 1 по Спасскому судебному району Республики Татарстан определение об отмене судебного приказа по делу № 2а-232/2019 вынес 19 октября 2020 года. Налоговому органу дано разъяснение о праве обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В базе налогового органа имеется периодическая оплата недоимки, которая в соответствии со статьёй 45 НК РФ направлена на ранее сформированную задолженность. Просила взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 1438 рублей 68 копеек, в том числе налог - 1432 рублей, пени - 6 рублей 68 копеек.

15 марта 2021 года Спасский районный суд Республики Татарстан принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Представитель административного истца МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан в судебном заседании просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов административного дела усматривается, что ФИО1 на праве собственности принадлежало транспортное средство: автомобиль легковой ...., государственный регистрационный знак ...., поставленный на учёт 10 сентября 1983 года и снятый с регистрационного учёта 31 июля 2015 года. Кроме того, административный ответчик является собственником автомобиля легкового Lada ...., государственный регистрационный знак ...., поставленного на учёт 12 февраля 2008 года.

Из налоговых уведомлений, представленных административным ответчиком, следует, что административный истец направлял ФИО1 налоговые уведомления ...., ...., .... об уплате транспортного налога соответственно за 2011 год в размере 1759 рублей за автотранспортные средства: ...., государственный регистрационный знак ...., (78 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 780 рублей); Lada ...., государственный регистрационный знак .... rus (97,90 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 979 рублей); за 2012 год в размере 1759 рублей за автотранспортные средства: ...., государственный регистрационный знак ...., (78 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 780 рублей); Lada ...., государственный регистрационный знак .... rus (97,90 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 979 рублей); за 2013 год в размере 1759 рублей за автотранспортные средства: ...., государственный регистрационный знак .... (78 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 780 рублей); Lada ...., государственный регистрационный знак .... rus (97,90 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 979 рублей), которые административным ответчиком были уплачены в установленный срок.

29 апреля 2015 года налоговым органом сформировано налоговое уведомление № 631153, согласно которому ФИО1 в срок до 1 октября 2015 года обязан уплатить транспортный налог в размере 5269 рублей, в том числе за 2014 год за автотранспортные средства: ....,государственный регистрационный знак ...., (78 (налоговая база) * 25 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 1950 рублей); Lada ...., государственный регистрационный знак .... rus (97,90 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 979 рублей); за 2013 год за автотранспортные средства: ...., государственный регистрационный знак ...., (78 (налоговая база) * 25 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 1950 рублей); Lada .... государственный регистрационный знак .... rus (97,90 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 979 рублей); за 2012 год за автотранспортные средства: ...., государственный регистрационный знак ...., (78 (налоговая база) * 25 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 1950 рублей); Lada ...., государственный регистрационный знак .... rus (97,90 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 979 рублей).

Согласно налоговому уведомлению № 71836224 от 12 октября 2016 года административный ответчик ФИО1 в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязан уплатить транспортный налог за 2015 год в размере 1432 рублей за автотранспортные средства: ...., государственный регистрационный знак ...., (75 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 1 месяц (срок владения) + (78 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка)/ 12 месяцев (год) * 6 месяцев (срок владения) = 453 рублей); Lada ...., государственный регистрационный знак .... rus (97,90 (налоговая база) * 10 (налоговая ставка) / 12 месяцев (год) * 12 месяцев (срок владения) = 979 рублей).

20 декабря 2016 года ФИО1 направлено требование № 21785 от 16 декабря 2016 года об уплате транспортного налога в размере 1432 рублей и пени в сумме 6 рублей 68 копеек, начисленные в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, в срок до 1 декабря 2016 года.

Из информации, представленной МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан, следует, что по состоянию на 1 октября 2015 задолженность ФИО1 по транспортному налогу составляла 4290 рублей. Оплата, произведённая административным ответчиком 15 ноября 2016 года в размере 1432 рублей, была зачтена в счет оплаты долга за 2012 год, 2013 год и часть 2014 года. Последующие оплаты в размере 979 рублей (13 ноября 2017 года, 12 октября 2018 года, 10 сентября 2019 года, 20 октября 2020 года) налоговым органом также зачтены в счет погашения ранее сформированной задолженности за 2014 год и часть 2015 года. По состоянию на 20 октября 2020 года общая задолженность ФИО1 по транспортному налогу составляет 3311 рублей.

Обращаясь в суд с данным административным исковым заявлением, налоговый орган просит взыскать недоимку по транспортному налогу в размере 1432 рублей за 2015 год и пени в размере 6 рублей 68 копеек, начисленных в связи с несвоевременной оплатой данного налога.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что ФИО1 исполнил обязанность по уплате транспортного налога, производя его оплату в соответствии с направленными ему налоговыми уведомлениями.

Также суд первой инстанции указал, что административным истцом не представлено доказательств необходимости исчисления транспортного налога за автомобиль .... исходя из налоговой ставки 25 рублей, предусмотренной для грузовых автомобилей. В соответствии с информацией, поступившей административному истцу из ГИБДД, ФИО1 на праве собственности принадлежал автомобиль легковой марки ...., мощность двигателя которого составляет 75 л.с.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан не представила суду доказательства обоснованности своих действий по доначислению ФИО1 транспортного налога за 2012-2014 годы в отношении транспортного средства марки ИЖ2715.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Из содержания статьи 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

ФИО1 на праве собственности принадлежат транспортные средства: автомобиль .... гос. номер №...., дата постановки на учет 10 сентября 1983 года, дата снятия с учета 31 июля 2015 года (за 2015 г. взыскание производиться только за 6 месяцев); автомобиль LADA .... гос. номер №.... дата постановки на учет 12 февраля 2008 года, в настоящее время с учета не снято.

По информации, представленной в налоговый орган в порядке ст. 85 НК РФ от органов ГИБДД, транспортное средство .... гос. номер .... относится к категории грузовых автомобилей с мощностью транспортного средства 78 л.с. (ранее указанное транспортное средство относилось к категории легковых).

Согласно Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года №24-ЗРТ №О транспортном налоге» легковые автомобили с мощностью до 100 л.с. облагаются по ставке 10 руб., грузовые автомобили с мощностью до 100 л.с. облагаются по ставке 25 руб.

Ранее транспортное средство .... облагалось по ставке 10 рублей как за легковой автомобиль, в 2015 году согласно представленным данным из ГИБДД категория данного транспортного средства изменена на категорию грузовых автомобилей и подлежит налогообложению по ставке 25 рублей, по сроку 1 октября 2015 года доначислено за 2012 год -1 170 рублей, за 2013 год – 1 170 рублей, за 2014 год – 2 929 рублей, итого 5 269 рублей.

На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

НК РФ не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем, в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ.

К транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: 1 - легковой автомобиль; 2 - автобус; 3 - грузовой автомобиль или пикап; 4 - седельный тягач; 7 - фургоны; 9 специальные.

Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании одобрения типа транспортного средства.

В данном случае, .... - цифра «7» означает, что данный автомобиль относится к фургону и должен облагаться как грузовой автомобиль.

Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 13 августа 2012 года №03-05-06-04/137 указало, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства, на основании Одобрения типа транспортного средства.

Довод суда о том, что ФИО1 транспортный налог за 2015 г. уплачен полностью является несостоятельным и противоречит, представленным в деле доказательствам, в том числе сведениями из карточки расчетов с бюджетом, из которой следует, что у налогоплательщика имеется периодическая оплата недоимки, которая в соответствии со статьей 45 НК РФ направлена на ранее сформированную задолженность.

В данном случае из представленных материалов усматривается, что ФИО1 за 2015 год оплачено в качестве оплаты задолженности по транспортному налогу только 979 рублей, доказательств уплаты всей суммы транспортного налога, с учетом доначислений в 2015 год за период 2012-2014 годы не представлено.

Расчет задолженности произведенный МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан предметно не оспорен, проверен судебной коллегией и признан верным.

Таким образом, налоговый орган в соответствии с нормами действующего законодательства правомерно произвел действия по начислению и взысканию имеющейся у ФИО1 задолженности, нарушений прав и законных интересов ФИО1 не допущено.

Сроки для обращения МРИ ФНС № 12 по Республике Татарстан в суд для взыскания задолженности по транспортному налогу не пропущены.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

Согласно статье 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При указанных обстоятельствах состоявшееся по данному административному делу решение подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 15 марта 2021 года по данному административному делу отменить, принять новое решение.

Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, родившегося <дата> в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН ...., задолженность по транспортному налогу физических лиц за 2015 год: налог в размере 1 432 (одна тысяча четыреста тридцать два) рубля, пени за период со 2 декабря 2016 года по 15 декабря 2016 года в размере 6 (шесть) рублей 68 копеек, всего в общей сумме 1 438 (одна тысяча четыреста тридцать восемь) рублей 68 копеек.

Взыскать с ФИО1 в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 9 августа 2021 года.