ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-524/20 от 16.09.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0010-01-2020-000766-94

Дело № 33а-4390/2020

В суде первой инстанции №2а-524/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

16 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, Глушко А.Р.,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 22 июня 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО4 задолженность в сумме 124 904 рубля 13 копеек, в том числе задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017 год в сумме 12140 руб. 32 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 за 2017 год в сумме 2381 руб. 37 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 за 2016 год в сумме 3796 руб. 85 коп.,по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед.фонд ОМС до 01.01.2017 за 2016 год в сумме 375 руб. 92 коп., по налогу по УСН за 2016 год в сумме 95854 руб. 00 коп. по пени за несвоевременную уплату налога по УСН за 2016 год в сумме 10355 рублей 67 копеек.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ФИО4 в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 3698 рублей 08 копеек».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Тюменской области (далее оп тексту также – МИФНС № 12) обратилась в суд с административным иском к ФИО4 о взыскании задолженности в сумме 126 622 рубля 13 копеек, в том числе задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее по тексту также – ПФ РФ) на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. за 2017 год в сумме 12 140 рублей 32 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту также – ФФОМС) с 01.01.2017 г. за 2017 год в сумме 2 381 рублей 37 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 г. за 2016 год в сумме 3 796 рублей 85 копеек, по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 г. за 2016 год в сумме 375 рублей 92 копеек, по налогу в рамках упрощенной системы налогообложения (далее по тексту также – УСН) за 2016 год в сумме 95 854 рублей, по пени за несвоевременную уплату налога по УСН за 2016 год в сумме 12 073 рублей 67 копеек. Также просила взыскать с должника госпошлину. Требования мотивированы тем, что ФИО4 согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС № 12 с 23.06.2008 г. по 07.07.2017 г. и была обязана правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. ФИО4 была обязана уплатить страховые взносы: - за 2016 год не позднее 31.12.2016 г.: на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356 рублей 48 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 3 796 рублей 85 копеек (взнос не оплачен); - за 2017 год не позднее 22.07.2017 г.: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 12 140 рублей 32 копеек, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 2 381 рублей 37 копеек (взносы не оплачены). Налогоплательщиком ФИО4 29.09.2017 г. была представлена уточнённая налоговая декларация по налогу по УСН за 2016 год, на основании которой сумма к уплате составляет 131 620 рублей 00 копеек (код показателя строки налоговой декларации 22 280): по сроку уплаты 25.10.2016 г. в сумме 95 854 рублей (исчисленные, но неуплаченные авансовые платежи, код показателя строки налоговой декларации 22 272), по сроку уплаты 02.05.2017 г. в сумме 35 766 рублей. Налог не уплачен. Так как ФИО4 своевременно в полном объёме не уплатила страховые взносы за 2016-2017 годы, по налог по УСН за 2016 год, налоговым органом были ей начислены пени. В связи с отсутствием оплаты страховых взносов и налога по УСН, Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области направлены ФИО4 требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 30553 от 09.10.2017 г., № 2980 и № 2981 от 23.11.2017 г., № 31403 от 27.11.2017 г. Однако требования в полном объёме не исполнены, задолженность по страховым взносам, налогам и соответствующей пени не уплачена.

Представитель административного истца МИФНС России № 112 по Тюменской области ФИО5 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала.

Административный ответчик ФИО4, ее представитель ФИО6 с административным иском не согласились.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна ФИО4, которая в лице представителя ФИО7 в апелляционной жалобе просит решение сада первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением пропущен, уважительные причины пропуска срока административным истцом не указаны. Налоговый орган до обращения в суд не выяснил причины, по которым налогоплательщик не согласен с судебным приказом, до обращения в суд с административным иском инспекция должна была произвести сверку расчетов с ФИО4 выяснить причину несогласия с вынесением судебного приказа. Обращает внимание, что предпринимательской деятельностью, используя документы ИП ФИО4, занимался ФИО8, который и несет полную материальную ответственность перед поставщиками и налоговыми органами, о чем имеется соответствующая расписка. Кроме того, ФИО4 за период 2016-2017 находилась в декретном отпуске в связи с рождением детей 12.01.2015 г. и 07.06.2016 г. Также указывает на то, что административным истцом в административном исковом заявлении был указан ненадлежащий адрес ФИО4

На апелляционную жалобу поступили возражения МИФНС № 12, в лице представителя ФИО5 в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы ФИО4 удовлетворению не подлежащими.

Лица участвующие в деле, а также их представители в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Согласно пункта 1 ст. 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – НК РФ) названным Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьёй 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пунктам 1, 3, 6 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым названного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Пунктом 1 ст. 346.12 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном названной главой.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой (пункт 1 ст. 346.11 НК РФ).

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 названного Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 названного Кодекса. Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 3 ст. 346.11 НК РФ).

Налоговым периодом по УСН признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункты 1, 2 ст. 346.19 НК РФ).

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (пункты 1, 2 ст. 346.21 НК РФ).

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 названного Кодекса (пункт 7 ст. 346.21 НК РФ).

В силу подпункта 2 пункта 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения (пункт 2 ст. 346.23 НК РФ)

В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (пункт 8 ст. 346.13 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются одним из способов исполнения обязанности по оплате, в частности, налогов.

Статьёй 75 НК РФ предусмотрено, что пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 названного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 г. № 1440-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Вместе с тем указанное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью (определения от 29 мая 2014 года N 1116-О, от 23 апреля 2015 года N 795-О и др.).

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО4 являлась индивидуальным предпринимателем с 23.08.2008 г. по 07.07.2017 г.

Поскольку ФИО4 07.07.2017 г. прекратила предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, у неё в соответствии с требованиями пункта 8 ст. 346.13 НК РФ имелась обязанность оплатить страховые взносы не позднее 22.07.2017 г., однако данная обязанность, как и обязанность по оплате задолженности по УСН, ею исполнена не была, вследствие чего административным истцом правомерно требования о взыскании недоимки по страховым взносам и УСН предъявлены к ФИО4, как к физическому лицу в порядке административного судопроизводства.

Двадцать девятого сентября 2017 г. ФИО4 представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, согласно которой, в частности, за 2016 год сумма УСН к уплате 25.10.2016 г. составляет 95 854 рубля. Кроме того из указанной декларации также следует, что ФИО4 указана сумма 35786 рублей, подлежащая уплате 02.05.2017 г., однако данная сумма административным истцом ФИО4 к взысканию не предъявлена.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (часть 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации)

Частью 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (абзац 1). Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (абзац 2). В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (абзац 3). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац 4).

В связи с не осуществлением ФИО4 своевременной оплаты налоговых обязательств, МИФНС № 12 в отношении её задолженности исчислены также пени, расчёт которых судом проверен и в адрес ФИО4 направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в том числе: - требование № 30573 по состоянию на 09.10.2017 г. об уплате недоимки по УСН в сумме 95 854 рубля, пени в сумме 12 073 рубля 67 копеек, со сроком уплаты до 31.10.2017 г.; - требование № 2980 по состоянию на 23.11.2017 г. об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 12 140 рублей со сроком уплаты до 15.12.2017 г.; - требование № 2981 по состоянию на 23.11.2017 г. об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 2 381 рублей 37 копеек года в срок до 15.12.2017 г.; - требование № 31403 по состоянию на 27.11.2017 г. об уплате недоимки страховым взносам на обязательное медицинское страхование за четвертый квартал 2016 года в сумме 3796 рублей, пени за несвоевременную оплату страховых взносов на медицинское страхование до 01 января 2017 года в сумме 375 рублей со сроком оплаты до 19.12.2017 г. Указанные требования направлены ФИО4 по адресу её регистрации и в соответствии с пунктом 6 ст. 69 НК РФ считаются полученным ею по истечении шести дней с даты направления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1). Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3). Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 4).

В силу пункта 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Пунктом 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Так, в силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса.

В шестимесячный срок, установленный налоговым законодательством для обращения за вынесением судебного приказа, МИФНС № 12 обратилась к мировому судье судебного участка № 3 г. Ишима Тюменской области с соответствующим заявлением, которое зарегистрировано канцелярией Ишимского судебного района 11.04.2018 г.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 г. Ишима Тюменской области от 16 апреля 2018 года постановлено взыскать с ФИО4 указанные в требованиях об уплате налогов суммы страховых сборов и налога по УСН, а также государственную пошлину в сумме 1866 рублей.

Тридцатого августа 2019 года в связи с поступившими возражениями ФИО4 мировым судьёй судебного участка № 3 г. Ишима Тюменской области вынесено определение об отмене судебного приказа от 16 апреля 2018 года.

С первоначальным административным исковым заявлением о взыскании с ФИО4 задолженности по страховым взносам и налогу по УСН налоговый орган обратился в Ишимский городской суд Тюменской области 02.03.2020 г., то есть в пределах установленного Законом срока. Определением от 04 марта 2020 года данное административное исковое заявление оставлено без движения до 23.03.2020 г. по причине отсутствия в документах, поступивших с административным исковым заявлением, уведомления о вручении административного искового заявления ФИО4 Определением от 23 марта 2020 года назначенный судом процессуальный срок для устранения недостатков по соответствующему ходатайству административного истца продлен до 01.04.2020 г.

Определение судьи Ишимского городского суда Тюменской области от 02 апреля 2020 года в связи с не устранением недостатков, административное исковое заявление возвращено заявителю.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленного административным истцом ходатайства о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, повторно поступившего в Ишимский городской суд 23.04.2020 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ, поскольку при отсутствии у административного истца сведений об изменении административным ответчиком адреса места жительства, первоначально административное исковое заявление было подано исходя из её предшествующего адреса, что повлекло длительность процедуры доставки почтовой корреспонденции. Кроме того, постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 808 «О приостановлении личного приема граждан в судах» был приостановлен личный прием граждан в судах в период с 19 марта 2020 года по 10 апреля 2020 года (включительно), что повлекло ограничения в реализации прав участвующих в деле лиц на своевременное представление процессуальных документов.

При таких обстоятельствах, поскольку порядок взыскания страховых сборов и налога по УСН административным истцом соблюдён, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято правильное решение о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку суд взыскал с ФИО9 пени за несвоевременную оплату налога по УСН за вычетом суммы пени, приходящейся на сумму налога по УСН в размере 35786 рублей, которая налогоплательщику в установленном порядке для оплаты предъявлена не была

В то же время доводы апелляционной жалобы относительно обязанности досудебного урегулирования спора после отмены определением мирового судьи от 30 августа 2019 г. судебного приказа от 16 апреля 2018 года, на нормах действующего законодательства не основаны, в то время, как указываемые административным ответчиком документы в соответствии с пунктом 1 ст. 1 НК РФ к законодательству о налогах и сборах не отнесены.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене, либо изменению решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии