ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-525/2021 от 20.04.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-6146/2022

по делу № 2а-525/2021

20 апреля 2022 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Сафина Ф.Ф.

судей Искандарова А.Ф.

Портновой Л.В.

при секретаре Мухаметзянове Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан, поданному в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Совету сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным

по апелляционной жалобе Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Кушнаренковского района Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Совету сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, указав в обоснование своих требований на то, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры республики от дата№... проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет и депутатами Совета сельского поселения, по результатам которой вскрыты грубые нарушения, связанные с несоблюдением депутатом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района адресРамазановым P.M., установленных законом обязанностей, игнорированием требований антикоррупционного законодательства, влекущие утрату доверия.

Изучением протокола восемнадцатого заседания Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан восемнадцатого созыва от 19 августа 2020 года установлено, что Рамазановым P.M. не урегулирован конфликт интересов при рассмотрении вопроса о возложении временного исполнения обязанностей главы администрации муниципального района Кушнаренковский район на Давлетова Э.И., факт наличия которого Рамазанов Р.М. и Давлетов Э.И. также признали, направив в администрацию сельского поселения Кушнаренковский сельсовет 24 сентября 2020 года и 29 сентября 2020 года уведомления о возможном конфликте интересов в связи с тем, что Давлетов Э.И. (в период с 11 декабря 2018 года по 06 марта 2019 года) представлял интересы Рамазанова P.M. в суде, что нашло отражение в представлении прокуратуры района, внесенного главе администрации муниципального района Кушнаренковский район 17 февраля 2020 года, по результатам которого Давлетов Э.И. привлечен к дисциплинарной ответственности, а также в материалах уголовного дела в отношении директора МУП «Кушнаренковское ЖКХ» Республики Башкортостан Ахметзянова А.И.

При наличии факта попытки Рамазанова P.M. урегулировать возможный конфликт интересов при заключении договора с администрацией сельского поселения в лице Давлетова Э.И. им 29 сентября 2020 года вопреки установленного порядка направлено уведомление в администрацию сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район, которое в нарушение законодательства о противодействии коррупции при отсутствии полномочий рассмотрено комиссией администрации сельского поселения, находящейся в тот момент в подчинении у Давлетова Э.И.

По факту нарушения порядка уведомления о возможном конфликте интересов, а также по факту не принятия мер депутатом сельского поселения Рамазановым P.M. мер по урегулированию конфликта интересов с Давлетовым Э.И. при рассмотрении вопроса о назначении последнего временно исполняющим обязанности главы администрации сельского поселения прокуратурой Кушнаренковского района 30 ноября 2020 года в соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан внесено представление №...Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в котором потребовано принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении лиц, совершивших нарушения законодательства о противодействии коррупции в соответствии с требованиями действующего законодательства, вплоть до освобождения от должности или увольнения в связи с утратой доверия.

В соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В нарушение приведенных норм законодательства при рассмотрении представления прокуратуры адрес от дата№... проверка доводов, изложенных в представлении, не проведена оценка действий Рамазанова P.M. в части нарушения порядка уведомления о возможном конфликте интересов с Давлетовым Э.И. и непринятием мер по урегулированию конфликта интересов при назначении последнего исполняющим обязанности главы сельского поселения, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не дана, нарушения не устранены, меры, позволяющие не допустить конфликт интересов в деятельности депутатов Совета в будущем не приняты, конфликт интересов не урегулирован.

22 марта 2021 года по результатам рассмотрения указанного представления вопреки требованиям законодательства Российской Федерации, фактам, изложенным в представлении прокуратуры района, а также утверждениям Рамазанова P.M. о наличии возможного конфликта интересов, комиссия Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции пришла к выводу об отсутствии конфликта интересов (протокол от 22 марта 2021 года).

Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года обязывает государства - участники принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции как в публичном, так и частном секторе, (ст.ст. 5, 7 и 12 Закона о противодействии коррупции).

Принятый на основании названной конвенции Закон о противодействии коррупции установил, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупции. Данный Федеральный закон предусматривает, в частности, обязанность организаций - вне зависимости от организационно - правовой формы и форм собственности - принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе меры по предупреждению и урегулированию конфликта интересов (п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции).

В рассматриваемом случае Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район должен был не только принять исчерпывающие меры, позволяющие не допустить конфликт интересов, но и принять меры, исключающие возможность возникновения конфликта интересов в будущем, чего сделано не было.

В своем заявлении истец просит суд признать бездействие Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры адрес от дата№...Д-2020 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», не принятии мер, по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, не урегулировании конфликта интересов, не принятии мер по недопущению возможности возникновения аналогичного конфликта интересов в деятельности депутатов совета в будущем.

Признать выводы, изложенные в протоколе заседания комиссии Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции от 22 марта 2021 года, в части доводов об отсутствии конфликта интересов между депутатом Совета Рамазановым P.M. и Давлетовым Э.И. противоречащими требованиям законодательства о противодействии коррупции.

Обязать Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан принять меры, по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, урегулировать конфликт интересов, принять меры по недопущению возможности возникновения аналогичного конфликта интересов в деятельности депутатов совета в будущем, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности депутата совета Рамазанова Р. М. в соответствии со ст. 40 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2021 года постановлено:

Административное исковое заявление прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан, поданное в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Совету сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным- удовлетворить.

Признать бездействие Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры Кушнаренковского района от дата№... «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», не принятии мер, по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, не урегулировании конфликта интересов, не принятии мер по недопущению возможности возникновения аналогичного конфликта интересов в деятельности депутатов совета в будущем.

Признать выводы, изложенные в протоколе заседания комиссии Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции от 22 марта 2021 года, в части доводов об отсутствии конфликта интересов между депутатом Совета ФИО1 и ФИО2 противоречащими требованиям законодательства о противодействии коррупции.

Обязать Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан принять меры, по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, урегулировать конфликт интересов, принять меры по недопущению возможности возникновения аналогичного конфликта интересов в деятельности депутатов совета в будущем, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности депутата совета ФИО3 в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В апелляционной жалобе Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан просит суд принять по делу новое решение, которым отменить решение Кушнаренковского районного суда от 15.09.2021 и отказать вудовлетворении искового заявления прокурора в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что с решением суда не согласны, так как вынесенное решение является копией искового заявления прокуратуры. В решении отсутствуют какие либо выводы суда и опровержение доводов стороны ответчика и заинтересованных лиц.

Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет были предприняты все меры и проведены абсолютно все действия по рассмотрению представлению прокуратуры.

Представление прокуратуры рассмотрено уполномоченным органом, по результатам которого принято соответствующее решение. В чем заключается бездействие Совета абсолютно непонятно. Если комиссия принимает решение в котором не усматривает в действия ФИО4 нарушения это не означает бездействие Совета в рассмотрении представления прокуратуры.

Суд своим решением подменил уполномоченную комиссию и признал незаконным ее решения, при этом никак не обосновав свою позицию нормами закона.

Суд не вправе влиять и изменять мнения членов комиссии.

Члены комиссии руководствуются нормами закона и принимают решения, руководствуясь своими познаниями. Следовательно, никакого бездействия при рассмотрении представления прокуратуры не было, прокуратуре не согласилась с решением комиссии, которым требования прокурора не удовлетворены. С целью объективного и всестороннего рассмотрения и создавалась комиссия и уполномочивалась для принятия соответствующих решений.

Кроме того, суд обязал Совет рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности депутата ФИО1 в соответствии со ст. 40 ФЗ № 131. О какой ответственности может идти речь, если не установлен факт нарушения федерального закона о коррупции.

Решением суда признано незаконным бездействие Совета сельского поселения, и признаны противоречащими выводы комиссии. Решением суда не установлен факт нарушения федерального закона о противодействии коррупции ФИО1 В решении суда об этом ничего не сказано, следовательно о какой ответственности ФИО1 может идти речь.

В части признания доводов комиссии, изложенные в протоколе противоречащим требованиям закона о противодействии коррупции.

Как следует из протокола заседания, Комиссия руководствовалась требованиями федерального закона №273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и пришли к выводу отсутствия возможного конфликта.

Причиной подачи уведомления о возможном возникновении факта конфликта интересов 24.09.2020 и 29.09.2020 между ФИО2 и ФИО1 обусловлено заключением между Администрацией сельского поселения Кушнаренковский сельсовет и ИП ФИО1 договора купли продажи строительных материалов, а следовательно получения ФИО1 прибыли.

При этом 19.08.2020 при рассмотрении вопроса о возложении временного исполнения обязанностей на ФИО2 какой либо выгоды ФИО1 не получал, а следовательно данные действия ФИО3, не попадают под терминологию конфликта интересов. Члены комиссии при принятия решения, всегда руководствуются требованиями действующего законодательства и принимают решения лично. Какое либо, оказания давление на мнение членов комиссии недопустимо.

Требование прокуратуры об обязаннии Совета сельского поселения принять меры к устранению нарушения закона, считают незаконными, так как представление прокуратуры района рассмотрено надлежащим образом в установленном законом порядке с направлением ответа.

Факты указанные в представлении своего подтверждения не нашли в связи с чем направлен соответствующий ответ.

Решением суда принято обязать Совет сельского поселения рассмотреть вопрос о привлечении ФИО1 к ответственности в соответствии со ст. 40 ФЗ № 131, в то время как решением суд не был установлен факт конфликта интересов. Решением суда признаны противоречащим решение комиссии, а не установлен факт конфликта интересов.

При отсутствии в действия ФИО1 установленного и подтвержденного факта конфликта интересов, о каком вопросе ответственности ФИО1 может идти речь. В случае несогласия с мнением Комиссии прокуратуре района необходимо самостоятельно доказать факт возможного конфликта интересов в суде, а не утверждать о ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры, неверных выводах членов комиссии и обязании Совета устранить допущенные нарушения. Факт нарушения считают неустановленным.

Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание судебной коллегии, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Главу Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан – ФИО5, поддержавшую доводы жалобы, старшего помощника прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортсотан – Филимонова В.В., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Из приведенных правовых норм следует, что представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, с уведомлением о результатах рассмотрения прокурора.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 ФЗ № 131 депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции.

При этом, в силу требований ч. 4.1 ст. 12.1 Закона о противодействии коррупции лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 названной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 упомянутой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 4.1. статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Согласно п. 4.1 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, подготовленных Министерством труда и социальной защиты РФ 31.07.2018 (далее - Рекомендации), фактами подтверждающими наличие личной заинтересованности является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов, к которым в частности, относится получение имущества, вещей (недвижимости, транспортных средств, драгоценностей, документарных ценных бумаг и т.д.).

В соответствии с данными требованиями законодательства и Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» решением Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район от 09.08.2016 №... утвержден Порядок сообщения депутатами Совета о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка депутат обязан направить в комиссию по урегулированию конфликта интересов уведомление согласно утвержденной форме.

Судом первой инстанции установлено, что в нарушение приведенных норм законодательства при рассмотрении представления прокуратуры адрес от дата№... проверка доводов, изложенных в представлении не проведена, оценка действиям ФИО1, в части нарушения порядка уведомления о возможном конфликте интересов с ФИО2 и непринятием мер по урегулированию конфликта интересов при назначении последнего исполняющим обязанности главы сельского поселения, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не дана, нарушения не устранены, меры, позволяющие не допустить конфликт интересов в деятельности депутатов Совета в будущем не приняты, конфликт интересов не урегулирован.

22 марта 2021 года по результатам рассмотрения указанного представления вопреки требованиям законодательства Российской Федерации, фактам, изложенным в представлении прокуратуры района, а также утверждениям ФИО1 о наличии возможного конфликта интересов, комиссия Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции пришла к выводу об отсутствии конфликта интересов.

Между тем, Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район должен был не только принять исчерпывающие меры, позволяющие не допустить конфликт интересов, но и принять меры, исключающие возможность возникновения конфликта интересов в будущем, чего не было сделано Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район вопреки доводам апелляционной жалобы.

Прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры республики от 02 апреля 2020 года №... проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет и депутатами Совета сельского поселения, по результатам которой вскрыты нарушения, связанные с несоблюдением депутатом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район ФИО1, установленных законом обязанностей, игнорированием требований антикоррупционного законодательства, влекущие утрату доверия.

Из протокола восемнадцатого заседания Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан восемнадцатого созыва от 19 августа 2020 года следует, что ФИО1 не урегулирован конфликт интересов при рассмотрении вопроса о возложении временного исполнения обязанностей главы администрации муниципального района Кушнаренковский район на ФИО2, факт наличия которого ФИО3 и ФИО2 признали, направив в администрацию сельского поселения Кушнаренковский сельсовет 24 сентября 2020 года и 29 сентября 2020 года уведомления о возможном конфликте интересов в связи с тем, что ФИО2 в период с 11 декабря 2018 года по 06 марта 2019 года представлял интересы ФИО1 в суде, что нашло отражение в представлении прокуратуры района, внесенного главе администрации муниципального района Кушнаренковский район 17 февраля 2020 года, по результатам которого ФИО2 был привлечен к дисциплинарной ответственности, а также в материалах уголовного дела в отношении директора МУП «Кушнаренковское ЖКХ» Республики Башкортостан ФИО6

Кроме того, при наличии попытки ФИО1 урегулировать возможный конфликт интересов при заключении договора с администрацией сельского поселения в лице ФИО2 им 29 сентября 2020 года вопреки установленного порядка направлено уведомление в администрацию сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район, которое в нарушение законодательства о противодействии коррупции при отсутствии полномочий рассмотрено комиссией администрации сельского поселения, находящейся в тот момент в подчинении у ФИО2

Между тем, по факту нарушения порядка уведомления о возможном конфликте интересов, а также по факту непринятия мер депутатом сельского поселения ФИО1 мер по урегулированию конфликта интересов с ФИО2 при рассмотрении вопроса о назначении последнего временно исполняющим обязанности главы администрации сельского поселения прокуратурой Кушнаренковского района 30 ноября 2020 года в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан внесено представление №... «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в котором потребовано принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении лиц, совершивших нарушения законодательства о противодействии коррупции в соответствии с требованиями действующего законодательства, вплоть до освобождения от должности или увольнения в связи с утратой доверия.

В то же время, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не были представлены суду доказательства, свидетельствующие о том, что ФИО1 урегулирован конфликт интересов при рассмотрении вопроса о возложении временного исполнения обязанностей главы администрации муниципального района Кушнаренковский район на ФИО2, факт наличия которого ФИО3 и ФИО2 признали.

Кроме того, не были предприняты меры, позволяющие не допустить конфликт интересов в деятельности депутатов Совета в будущем, что свидетельствует о том, что конфликт интересов не был урегулирован административным ответчиком.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации этих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2493-О, согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", конкретизирующему статью 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9, 1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежит безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение и подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления путем неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

Вывод Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаре6нковский район Республики Башкортостан об отсутствии конфликта интересов основаны на неверном толковании норм права, поскольку в силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ и исходя из части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

По мнению судебной коллегии, выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о конфликте интересов между депутатом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район ФИО1 и ФИО2

При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что удовлетворение административных исковых требований влечет вмешательство в деятельность Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаре6нковский район Республики Башкортостан.

Таким образом, по материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм права.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Сафин Ф.Ф.

Судьи Искандаров А.Ф.

ФИО7

Справка: судья Благодарова В.А.