ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-525/2021 от 25.08.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-525/2021

Дело № 33а-6448/2021

УИД 27RS0011-01-2021-000699-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Казариковой О.В.,

судей: Савченко Е.А., Чуешковой В.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Наволочкиной Ю.В.,

при секретаре: Цой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 25 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края» №11/54-8 от 06 августа 2021 года, обязании зарегистрировать кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края,

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1, апелляционному представлению прокурора Бикинской городской прокуратуры Хабаровского края Иванова П.А. на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 16 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., заключение прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Наволочкиной Ю.В., административного истца ФИО1, представителей административного ответчика избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края ФИО2, ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района Хабаровского края от 22 июня 2021 года № 26 (опубликовано 24 июня 2021 в газете «Бикинский вестник» №48 (9821)) выборы главы Бикинского муниципального района Хабаровского края назначены на 19 сентября 2021 года.

Постановлением избирательной комиссии Хабаровского края от 19 января 2021 года № 202/1507-7 полномочия избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края возложены на территориальную избирательную комиссию Бикинского района состава 2020-2025 г.г.

10 июля 2021 года ФИО1, выдвинутая избирательным объединением – Региональным отделением в Хабаровском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», представила в избирательную комиссию документы о выдвижении кандидатом на должность главы района.

28 июля 2021 года ФИО1 представила в избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом.

Постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края от 06 августа 2021 года № 11/54-8 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края на основании пункта 3 части 8.1 статьи 50, части 9 статьи 70 Избирательного кодекса Хабаровского края в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) для регистрации кандидата, а именно, справки о принадлежащем ей, супругу кандидата и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также справок о расходах кандидата и его супруга, несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

ФИО1 обратилась в Бикинский городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением о признании указанного постановления избирательной комиссии незаконным и отмене данного постановления, обязании зарегистрировать кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, ссылаясь на то, что избирательная комиссия незамедлительно не известила ее об отсутствии названных документов. 03 и 04 августа 2021 года она устранила недостатки, указанные в постановлении территориальной избирательной комиссии, и подала в избирательную комиссию недостающие документы, необходимые для регистрации кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, однако в ее регистрации было незаконно отказано.

Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 16 августа 2021 года административный иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 с постановленным по делу решением не согласилась, считает его незаконным, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание разъяснения, данные Конституционным судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации. Полагает, что оспариваемое постановление принято при наличии неурегулированного конфликта интересов, так как два члена избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края с правом решающего голоса находятся в подчинении лица, назначенного временно исполняющим полномочия главы Бикинского муниципального района Хабаровского края и зарегистрированного кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурор Бикинской городской прокуратуры Хабаровского края ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование своей позиции прокурор сослался на нарушение судом первой инстанций норм материального права. Указывает, что принятым решением Бикинского городского суда нарушены конституционные права ФИО1 на участие в выборах, поскольку административный истец в установленный срок подала пакет документов за исключением истребованных справок. Избирательная комиссия уведомила административного истца об имеющихся недостатках в оформлении документов, предоставила возможность их исправить, вместе с тем, основанием к отказу в регистрации послужили не данные обстоятельства, а непредставление одновременно с подачей заявления о согласии баллотироваться одномоментно полного комплекта документов. Поскольку полный комплект документов к моменту рассмотрения дела у избирательной комиссии имелся, оснований для отказа в удовлетворении требований ФИО1 у суда первой инстанции не имелось.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления представитель избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление – без удовлетворения. В обоснование указывает, что избирательной комиссией Бикинского муниципального района обязанность по извещению о недостатках в представленных для выдвижения и регистрации документах была выполнена в полном объеме и в установленный пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ срок. Прием документов осуществлялся избирательной комиссией при личном присутствии кандидата ФИО1 Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона от 12 июня 202 года N 67-ФЗ, иного закона возложена на кандидата. Второй экземпляр письменного подтверждения о получении документов на выдвижение был выдан ФИО1 незамедлительной после окончания приема документов 10 июля 2021 года. В пунктах 13-24 подтверждения получения документов от ФИО1 прямо указано об отсутствии документов по Указу Президента Российской Федерации № 546 от 6 июня 2012 года. Указание о статусе самовыдвижения ФИО1 не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления избирательной комиссии. Для исключения конфликта интересов полномочия членов избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края ФИО4 и ФИО5 в соответствии с п.7 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ были приостановлены постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района от 16 июля 2021 года №3/34-8. Данные члены избирательной комиссии в голосовании участие не принимали, их голос в принятии соответствующего решения не учитывался.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель избирательной комиссия Хабаровского края, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и апелляционного представления надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, уважительность причин неявки в судебное заседание не представил.

Поскольку по делу были выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства РФ о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела, а явка вышеуказанного лица не является обязательной, судом таковой не признавалась, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Наволочкина Ю.В. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме. Просила апелляционную жалобу и апелляционное представление удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.

Административный истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы административного иска. Просила решение суда отменить, апелляционную жалобу и апелляционное представление удовлетворить.

Представители административного ответчика избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края ФИО2, ФИО3 полагали решение суда первой инстанции законным, апелляционную жалобу, апелляционное представление – не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, возражений, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 3), а граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).

Правовой основой регулирования отношений в области избирательных прав граждан является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а на территории Хабаровского края также Избирательный кодекс Хабаровского края.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с ч.1 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ч.2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Перечень документов и сведений, которые должны быть представлены одновременно с заявлением, предусмотрен пунктами 2.2, 3, 3.1 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ

В силу пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а");

сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б").

Сносками 1 и 2 к данным справкам, формы которых утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, предусмотрено, что данные справки заполняются отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения.

Аналогичная норма содержится в части 4.2.1 статьи 45 Избирательного кодекса Хабаровского края.

Выдвижение кандидатов по выборам главы Бикинского муниципального района Хабаровского края осуществлялось в период с 25 июня 2021 года по 14 июля 2021 года.

Из материалов дела следует, что 10 июля 2021 года ФИО1, выдвинутой избирательным объединением – Региональным отделением в Хабаровском крае Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», подано в избирательную комиссию Бикинского муниципального района Хабаровского края заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, к которому не были приложены справки о принадлежащем ей, ее супругу недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах кандидата, его супруга имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также справок о расходах кандидата и его супруга по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Совместно с заявлением ФИО1 представлены справка о членстве административного истца в политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые»», выписка из протокола конференции регионального отделения в Хабаровском крае политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» №51 от 09 июля 2021 года о выдвижении ФИО1 на выборах 19 сентября 2021 года на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, а также приложены иные документы, указанные в представленном в материалы дела подтверждении получения документов, предоставленных для уведомления о выдвижении кандидата избирательным объединением (л.д.109-113).

27 июля 2021 года и 28 июля 2021 года ФИО1 представила документы, указанные в подтверждении получения документов, поданных для регистрации кандидата (л.д.119-123), а именно: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, информацию о реквизитах специального избирательного счета, уведомление об отсутствии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, выписку из лицевого счета, автобиографию, заполнив заявление в соответствие с п.3 ч. 2 ст. 48 Избирательного Кодекса Хабаровского края об отсутствии изменений сведений о себе.

В связи с непредставлением сведений, указанных в п. 3.1 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края № 8/49-8 от 02 августа 2021 года ФИО1 направлено извещение о выявленных недостатках в документах, поданных для уведомления о выдвижении и регистрации, с предложением предоставить недостающие документы в срок до 04 августа 2021 года.

Во исполнение данного постановления ФИО1 03 августа 2021 года и 04 августа 2021 года предоставила справки о принадлежащем кандидату, его супругу недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации; справки о расходах кандидата и ее супруга по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом.

Между тем, избирательной комиссией Бикинского муниципального района Хабаровского края 06 августа 2021 года вынесено постановление № 11/54-8 об отказе ФИО1 в регистрации в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении требований о признании постановления избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края №11/54-8 от 06.08.2021 незаконным, суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 75, ч.3.1 ст.33, п.п. 1, 1.1 ст.38, п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, ч.4.2.1 ст.45, п.3 ч.8.1 ст.50 Избирательного Кодекса Хабаровского края, указал, что названные выше справки представляются в период выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, в течение 20 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов (в период с 25 июня 2021 года по 14 июля 2021 года), т.е. вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, поэтому представление ФИО1 данных справок за три дня, предшествующих дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вопреки доводам административного истца, основанным на неверном истолковании норм материального права, не может служить поводом для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии. Суд первой инстанции посчитал, что у избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края имелись законные основания для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, поскольку документы, которые определены законом, представленные при выдвижении кандидата, не подлежат восполнению.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм права, регулирующих данные отношения.

Деятельность избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов, направлена на реализацию и защиту избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ). Это требует от них ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса. Игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 11-П).

Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В силу положений пункта 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, в пункте 4.6 установлена обязанность избирательной комиссии незамедлительно извещать кандидата о выявленных рабочей группой в представленных им документах для уведомления о выдвижении кандидата недостатках, в том числе об отсутствии документов, необходимых для регистрации кандидата.

Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-О-О). Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.

Надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах, представляемых ими в избирательную комиссию, требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями.

Если избирательная комиссия не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, то избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (пункт 4.12.1 приведенных выше Методических рекомендаций).

Доводы административного ответчика о надлежащем выполнении обязанности по извещению ФИО1 о недостатках в представленных для выдвижения и регистрации документах судебная коллегия находит несостоятельными.

Несмотря на то обстоятельство, что срок для представления в избирательную комиссию документов по выдвижению кандидата для его регистрации установлен до 14 июля 2021 года, избирательная комиссия Бикинского муниципального района Хабаровского края приведенные выше правовые предписания не выполнила, приняв документы представленные для уведомления о выдвижении кандидата ФИО1, не сообщила незамедлительно ей об отсутствии вышеуказанных справок вместе с необходимыми приложениями, которые фактически были представлены в последующем ФИО1 в избирательную комиссию 03 августа и 04 августа 2021 года соответственно.

Письменное подтверждение получения документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата избирательным объединением от 10 июля 2021 года избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края от кандидата ФИО1, в пунктах 13-24 которого прямо указано об отсутствии документов согласно Указу Президента РФ № 546 от 06.06.2013, судебной коллегией не может быть расценено как уведомление о выявленных недостатках, поскольку имело целью исключительно констатацию отсутствия по состоянию на 12 час. 00 мин. 10 июля 2021 года в документах, представленных ФИО1, вышеуказанных справок с необходимыми документами, которые были представлены в распоряжение избирательной комиссии в последующем. Кроме того, проверка документов избирательной комиссией Бикинского муниципального района Хабаровского края не проводилась.

То обстоятельство, что 02 августа 2021 года Избирательной комиссией Бикинского муниципального района Хабаровского края в адрес ФИО1 направлено извещение о выявленных недостатках в документах, представленных последней для выдвижения и регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, не имеет правового значения и не свидетельствует о законности действий избирательной комиссии.

Действительно, в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня своего заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.

Между тем установление в приведенной норме федеральным законодателем предельного срока направления извещения о недостатках в представленных для выдвижения и регистрации документах, не исключает обязанность избирательной комиссии обеспечить реализацию и защиту избирательных прав (пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ), являющейся наиболее значимой функцией избирательных комиссий всех уровней, то есть выполнить предписания пункта 1.1 статьи 38 названного закона незамедлительно, как это указала ЦИК России в приведенных выше Методических рекомендациях.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.03.2021 N 6-П признал пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

Кроме того, из направленного ФИО1 извещения о выявленных недостатках в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района от 02 августа 2021 года не следует, что ФИО1 уведомлена о необходимости предоставить полный комплект документов, в том числе тех, которые уже были предоставлены кандидатом ранее. Более того, исходя из положений п.1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ указанного не следует.

Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, указанный в п.8.1 Кодекса является исчерпывающим. При этом, такого основания как одномоментного непредставление полного комплекта документов указанный пункт не предусматривает.

Таким образом, законодателем прямо предусмотрена обязанность избирательной комиссии при отсутствии каких-либо документов незамедлительно уведомить кандидата о выявленных недостатках представленного пакета документов, что административным ответчиком сделано не было, в результате чего ФИО1 была лишена права предоставить необходимые документы в срок, установленный для выдвижения (в период с 25 июня 2021 года до 14 июля 2021 года), и тем самым конституционного права быть зарегистрированной в качестве кандидата в органы местного самоуправления.

Судом первой инстанции установлено, и не оспаривается сторонами по делу, что после получения уведомления о необходимости предоставления недостающих документов ФИО1 представила недостающие документы в установленный срок, а именно не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, и не позднее 45 дней до выборов.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции должен был учесть права и законные интересы административного истца, предоставившей все необходимые документы для регистрации в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, и тот факт, что указанные документы были представлены кандидатом не одномоментно, не может сказываться на реализации ее избирательного права, гарантированного каждому гражданину Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, обладающими всеми необходимыми документами для того, чтобы быть зарегистрированной в качестве кандидата на выборную должность и принимать участие в выборах в качестве кандидата.

Иных обоснованных причин отказа в регистрации ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края административный истец не указывает, доказательств невозможности регистрации ФИО1 в качестве кандидата по иным основаниям административным ответчиком не представлено.

С учетом изложенного судебная коллегия находит постановление «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского каря» №11/54-8 от 06.08.2021 незаконным.

При этом, судебная коллегия считает несостоятельными доводы административного истца о наличии конфликта интересов членов избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края по следующим основаниям.

Постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края № 196/1445-7 от 01.12.2020 постановлено сформировать территориальную избирательную комиссию Бикинского района Хабаровского края в состав которой, помимо прочих, входят ФИО4 – начальник отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Бикинского муниципального района, ФИО5 - ведущий специалист – секретарь административной комиссии администрации Бикинского муниципального района.

Согласно положениям подпункта "л" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ членами комиссии с решающим голосом не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидата.

Под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

Как указано в п. 7 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом "л" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе.

Как видно из материалов дела, ФИО4 и ФИО5 назначены членами территориальной избирательной комиссии Бикинского района с правом решающего голоса.

Решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района Хабаровского края от 16 июля 2021 года №33 «О назначении временно исполняющего полномочия главы Бикинского муниципального района Хабаровского края» ФИО6 назначен временно исполняющим полномочия главы Бикинского муниципального района с 16 июля 2021 года.

Постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края от 13 августа 2021 года №16/62-8 ФИО6 зарегистрирован кандидатом на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Из материалов дела следует, что ФИО4 занимает должность начальника отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Бикинского муниципального района. ФИО5 занимает должность секретаря административной комиссии администрации Бикинского муниципального района.

Вместе с тем, постановлением избирательной комиссии Бикинского муниципального района от 16 июля 2021 года №3/34-8 полномочия членов избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края ФИО4, заместителя председателя избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края, и ФИО5 в соответствии с п.7 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ были приостановлены на период подготовки и проведения выборов главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Кроме того, из представленного протокола заседания избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края №11 от 06 августа 2021 года следует, что указанные административным истцом члены территориальной избирательной комиссии - ФИО4 и ФИО5 участие в голосовании на заседании избирательной комиссии Бикинского муниципального района от 06 августа 2021 года при рассмотрении вопроса о регистрации (отказе в регистрации) кандидата ФИО1 не принимали, их голоса в принятии соответствующего решения не учитывались.

Представленные административным истцом ведомость проверки подписных листов, итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом ФИО7, подтверждение о приеме документов, представленных для регистрации кандидата ФИО7, содержащие подписи ФИО4 как члена рабочей группы избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края правового значения для разрешения указанного спора не имеют, поскольку представленные документы касаются иного кандидата ФИО7

С учетом установленных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В указанной связи судебная коллегия приходит к выводу о необходимости устранить допущенные нарушения, приведшие к отказу в регистрации ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края, отменив вынесенное избирательной комиссией Бикинского муниципального района Хабаровского края постановление «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края ФИО1» №11/54-8 от 06 августа 2021 года и возложив на административного ответчика обязанность незамедлительно зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 16 августа 2021 года отменить, апелляционное представление прокурора Бикинской городской прокуратура Хабаровского края, апелляционную жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным постановление избирательной комиссии Бикинского муниципального района Хабаровского края «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края ФИО1» №11/54-8 от 06 августа 2021 года.

Возложить на территориальную избирательную комиссию Бикинского муниципального района Хабаровского края обязанность незамедлительно зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: