Председательствующий по делу Дело № 33а-3262/2022
Судья Кыдыяков Г.И. (I инстанция №2а-535/2022)
УИД 75RS0008-01-2022-000673-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.,
судей краевого суда Еремеевой Ю.В., Каверина С.А.,
при секретаре судебного заседания Лысковском И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Борзинскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений,
по апелляционному представлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора Тюричкина И.Н.,
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель Борзинского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах ФИО1 с вышеназванным административным иском, ссылаясь, что Борзинской межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения о непринятии мер сотрудниками полиции к возвращению клада, найденного 5 мая 2021 года ФИО1 на принадлежащем ей земельном участке выявлены в действиях сотрудников ОМВД России по Борзинскому району следующие нарушения. Так, 5 мая 2021 года ФИО1 обнаружила на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности, клад в виде золотых и серебряных монет в количестве 110 штук. В дежурную часть ОМВД России по Борзинскому району 6 мая 2021 года поступило телефонное сообщение от ФИО1 о найденных ею монетах, данное сообщение зарегистрировано, монеты сданы по описи в ОМВД России по Борзинскому району. В ходе проведения процессуальной проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ сотрудниками полиции заявлено ходатайство о продлении срока проверки по материалу перед межрайонным прокурором до 30 суток. Изучением материалов в межрайонной прокуратуре установлено, что поступившее телефонное сообщение не содержит признаков преступления, проверка в порядке статей 144-145 УПК РФ проводится необоснованно, в адрес начальника внесено требование. Материал проверки по телефонному сообщению ФИО1 списан в номенклатурное дело №, монеты возвращены заявительнице под расписку 11 августа 2021 года. После проверки номенклатурного дела № представителями УМВД России по Забайкальскому краю указано о необходимости проведения экспертизы найденного клада, в связи с чем, монеты у ФИО1 были вновь изъяты сотрудниками полиции 6 сентября 2021 года. В рамках проверки по обращению представителя общественного движения <данные изъяты>» К.В.В., поступившему 7 апреля 2022 года в межрайонную прокуратуру, установлено, что до настоящего времени экспертиза, определяющая культурную ценность найденных ФИО1 монет, не назначена и не проведена. На протяжении восьми месяцев сотрудниками полиции допускается нарушение прав ФИО1 на реализацию найденного ею клада, реализовать который она не может, поскольку отсутствует экспертное заключение. В течение восьми месяцев мер к привлечению специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям сотрудниками ОМВД России по Борзинскому району не принималось, разумные сроки для организации и проведения указанного экспертного исследования нарушены, запросы в адрес УМВД России по Забайкальскому краю для выделения денежных средств для проведения указанной экспертизы не направлены. Данные обстоятельства свидетельствуют о грубом бездействии сотрудников ОМВД России по Борзинскому району. УМВД России по Забайкальскому краю известно о нахождении в ОМВД России по Борзинскому району клада, найденного ФИО1 в мае 2021 года, однако денежные средства для проведения экспертизы, определяющей культурную ценность предметов, не выделены. Проведение экспертизы монет в количестве 110 штук, найденных ФИО1 во дворе своего дома, в соответствие с требованиями законодательства подлежит финансированию за счет МВД Российской Федерации через УМВД по Забайкальскому краю.
На основании изложенного просил суд:
1. признать бездействие ОМВД России по Борзинскому району, выразившееся в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению требований пункта 6 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержденного Приказом МВД России от 16.11.2012 года № 1040, направленных на привлечение специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, незаконным.
2. обязать ОМВД России по Борзинскому району привлечь специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, назначив проведение указанной экспертизы, в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу.
3. обязать ОМВД России по Борзинскому району организовать направление найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям для проведения экспертного исследования с обеспечением сохранности клада от преступных посягательств в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
4. обязать ОМВД России по Борзинскому району организовать возврат направленных в адрес эксперта найденных 110 монет ФИО1 и заключения эксперта, обеспечив сохранность клада от преступных посягательств, в течение месяца со дня поступления в ОМВД России по Борзинскому району сведений об изготовлении экспертного заключения.
5. обязать УМВД России по Забайкальскому краю выделить ОМВД России по Борзинскому району денежные средства в размере, необходимом для привлечения специалиста для проведения экспертизы найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, а также обеспечения сохранности клада при транспортировке к месту проведения экспертного исследования, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 07.07.2022 принят отказ Борзинского межрайонного прокурора Хохлова Д.Н. от административных исковых требований в части понуждения ОМВД России по Борзинскому району привлечь специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, назначив проведение указанной экспертизы, в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу, а также в части понуждения УМВД России по Забайкальскому краю выделить ОМВД России по Борзинскому району денежные средства в размере, необходимом для привлечения специалиста для проведения экспертизы найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, а также обеспечения сохранности клада при транспортировке к месту проведения экспертного исследования, в соответствии с требованиями действующего законодательства, административное исковое заявление в указанной части оставлено без рассмотрения.
Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 июля 2022 года постановлено: отказать в удовлетворении административного искового заявления заместителя Борзинского межрайонного прокурора Дудкиной Ю.А., заявленного в интересах ФИО1, к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Борзинскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений.
В апелляционном представлении заместитель Борзинского межрайонного прокурора Тюричкин И.Н., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Кроме того, разрешая вопрос о бездействии сотрудников полиции в части неисполнения требований Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 16.11.2012 года № 1040, суд применил законодательство, регулирующее вопросы форм драгоценных металлов и драгоценных камней. Данное законодательство не подлежит применению при решении вопросов в рамках настоящего административного искового заявления. Действия межрайонного прокурора, законность вносимого требования об устранении нарушений, допущенных сотрудниками полиции по работе с поступившим сообщением о найденном ФИО1 кладе, сотрудниками полиции не оспаривались. При принятии решения суд вышел за рамки рассматриваемых обстоятельств, которые в административном исковом заявлении были установлены с момента повторного изъятия монет у ФИО1 06.09.2021 и до момента рассмотрения административного дела. Аналогичный период рассматривался и в судебных заседаниях. Вопросы регистрации сообщения, оценки действий межрайонного прокурора по внесенному в ОМВД России по Борзинскому району требованию об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, необходимости правоохранительных органов установить материал изготовления найденных монет, в том числе вопросы оборота драгоценных металлов в Российской Федерации и продукции из таковых не являлись предметом рассмотрения в судебных заседаниях, сторонами решение данных вопросов не ставилось при разрешении заявленных требований по существу. Правовая природа найденных монет, относимых именно к кладу, под сомнение сторонами судебного разбирательства не ставилась. Кроме того, вынесенное в рамках процессуальной проверки постановление о назначении историко-культурной экспертизы не исполнено. Прекращение процессуальной проверки не препятствовало организации проведения экспертного исследования. В нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд фактически разрешил вопросы о законности принимаемых межрайонной прокуратурой мер реагирования в адрес ОМВД России по Борзинскому району, рассмотрел вопросы, не относящиеся к предмету рассматриваемого административного дела. Фактически обстоятельства бездействия сотрудников полиции с 06.09.2021 до 27.05.2022 оставлены судом без внимания. На день рассмотрения административного дела требования, заявленные в административном исковом заявлении о возращении найденных ФИО1 золотых и серебряных монет в количестве 110 штук с экспертного исследования не исполнены, экспертное заключение не истребовано. Факт бездействия в период с 06.09.2021 по 26.05.2022 сторонами не опровергнут, доказательства выполняемых действий в рамках установленных требований Приказа МВД России от 16.11.2012 года № 1040 со стороны сотрудников ОМВД России по Борзинскому району суду не представлено, в судебном решении таковые также не изложены. Кроме того, по состоянию на 08.08.2022 права ФИО1 не восстановлены, экспертное заключение в ОМВД России по Борзинскому району не поступило, вопрос об отнесении найденных 110 монет к культурной ценности не решен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Эповой Н.А., поддержавшей доводы представления, представителя УМВД России по Забайкальскому краю, МВД России ФИО2 об оставлении представления без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункта 1 статьи 233 ГК РФ клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 указанной выше статьи, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
В силу подпункта 38 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы.
Как следует из пункта 3 статьи 12 Федерального закона «О полиции», порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы утвержден приказом МВД России от 16 ноября 2012 года № 1040 (далее - Порядок).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что руководитель (начальник) территориального органа МВД России либо по его поручению заместитель начальника территориального органа МВД России - начальник полиции (в выходные и праздничные дни - ответственный по территориальному органу МВД России) обязан рассмотреть зарегистрированные материалы на найденные вещи и документы и дать письменное поручение об организации установления законного владельца в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также привлечении специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.
Из материалов дела видно, что 06.05.2021 в ОМВД России по Борзинскому району поступило телефонное сообщение от ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, о том, что она нашла у себя в огороде около ста старинных монет. 07.05.2021 ФИО1 обратилась в ОМВД России по Борзинскому району с заявлением, согласно которому добровольно сдала сотрудникам полиции монеты, найденные в огороде, в количестве 110 штук, в том числе 21 монету золотого цвета, 89 монет серебряного цвета. В этот же день начальником ОМВД России по Борзинскому району Ш.А.Г. принято решение о проведении по заявлению ФИО1 процессуальной проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. 17.05.2021 на основания требования заместителя Борзинского межрайонного прокурора Д.Т.Ц. производство процессуальной проверки в порядке ст. 144 УПК РФ прекращено, материалы приобщены в специальное номенклатурное дело №. Вынесенное в рамках процессуальной проверки постановление о назначении историко-культурной экспертизы не исполнено.
11.08.2021 найденные ФИО3 монеты возвращены ей под расписку. После проверки номенклатурного дела № представителями УМВД России по Забайкальскому краю указано о необходимости проведения экспертизы найденного клада, в связи с чем, монеты у ФИО1 были вновь изъяты сотрудниками полиции 6 сентября 2021 года. В рамках проверки по обращению представителя общественного движения «<данные изъяты>» К.В.В., поступившему 7 апреля 2022 года в межрайонную прокуратуру, было установлено, что после прекращения процессуальной проверки экспертиза, определяющая культурную ценность найденных ФИО1 монет, не была назначена и не проведена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, 11.05.2022 прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Как следует из ответа УМВД России по Забайкальскому краю от 20.06.2022, ОМВД России по Борзинскому району расходным расписанием от 15.06.2022 № направлены лимиты бюджетных обязательств в сумме, достаточной для оплаты экспертизы на предмет отнесения имущества к культурным ценностям.
Согласно приказу ОМВД России по Борзинскому району от 01.07.2022 №, начальником территориального органа направлен в командировку сотрудник полиции для доставления и обеспечения сохранности монет, с целью проведения экспертизы по отнесению их к историко-культурной ценности.
Справкой ИП С.Е.Н. подтверждено, что 05.07.2022 сотрудником полиции эксперту были доставлены 110 монет с целью проведения экспертизы; данные монеты были ею досмотрены, исследованы в присутствии сотрудника полиции и в этот же день переданы обратно в неизменном состоянии и в настоящее время хранятся в ОМВД России по Борзинскому району.
Установив приведенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений.
При этом исходил из того, что поскольку в настоящее время ОМВД России по Борзинскому району предприняты достаточные и исчерпывающие меры для проведения экспертизы найденных ФИО1 110 монет в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, при отсутствии каких-либо доказательств правовых последствий для ФИО3, формальное удовлетворение требований, без цели восстановления прав последней и без указания способа их восстановления не соответствует целям судебной защиты. Совокупность предусмотренных статьей 227 КАС РФ условий, которые необходимы для удовлетворения требований при рассмотрении настоящего административного дела, не установлена, соответственно, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
С указанными выводами и принятым решением судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.
Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя). В тоже время суд вправе ограничиться признанием оспоренных действий (бездействия) незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при добровольном удовлетворении предъявленных требований).
Приведенные выше обстоятельства свидетельствую о том, что с момента повторного изъятия монет у ФИО1 06.09.2021 и до обращения прокурора в суд с настоящими требованиями со стороны ОМВД России по Борзинскому району не исполнялись вышеприведенные требования пункта 6 Порядка по привлечению специалистов для осуществления экспертизы найденных монет в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.
Само по себе выполнение требований, несоблюдение которых послужило основанием для обращения прокурора в суд с соответствующими исковыми требованиями, до принятия судом решения, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании бездействия незаконным, принимая во внимание, что такое бездействие длительное время имело место, нарушало права ФИО4 на реализацию клада и было прекращено в период рассмотрения дела судом.
Кроме этого пункт 4 требований административного искового заявления в настоящее время исполнен не в полном объеме, поскольку ОМВД России по Борзинскому району возврат заключения эксперта не организован. До настоящего времени экспертное заключение не изготовлено, ОМВД России по Борзинскому району мер по факту неисполнения заключенного между отделом органа внутренних дел и экспертом С.Е.Н. договора не принималось. Запросы в адрес эксперта не направлялись, документов, подтверждающих уважительность непредставления экспертного заключения С.Е.Н., не представлено. Сроки, установленные договором, заключенным между отделом органа внутренних дел и экспертом С.Е.Н. не соблюдены. Работа по факту неисполнения условий договора ОМВД России по Борзинскому району не проводится.
По состоянию на 28.09.2022 ОМВД России по Борзинскому району требования Порядка не исполнены, поскольку экспертиза отсутствует, вопрос об отнесении монет, найденных ФИО1, к культурной ценности не решен.
При указанных обстоятельствах основания для отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия ОМВД России по Борзинскому району, выразившегося в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению требований пункта 6 Порядка, направленных на привлечение специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, возложении на данный орган обязанности организовать возврат заключения эксперта, выполненного в отношении 110 монет, найденных ФИО1, у суда не имелось.
С учетом изложенного решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным бездействия ОМВД России по Борзинскому району, выразившегося в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению требований пункта 6 Порядка, направленных на привлечение специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям, возложении на указанного ответчика обязанности организовать возврат заключения эксперта, выполненного в отношении 110 монет, найденных ФИО1
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 7 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие ОМВД России по Борзинскому району, выразившееся в непринятии должных, своевременных и эффективных мер по исполнению требований пункта 6 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержденного Приказом МВД России от 16.11.2012 года № 1040, направленных на привлечение специалистов для осуществления экспертизы найденных 110 монет ФИО1 в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.
Обязать ОМВД России по Борзинскому району организовать возврат заключения эксперта, выполненного в отношении 110 монет, найденных ФИО1
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи