Судья: Ляпин А.М. Дело № 33а-2138/2021
(Дело 2а-5365/2020) УИД: [номер]
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 24 февраля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Гущевой Н.В., Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,
с участием представителя ФИО1 – ФИО2, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гущевой Н.В. апелляционное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 16 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к участковым избирательным комиссиям избирательных участков № 2272, № 2271, № 2305, № 2295, № 2298, № 2297, № 2296, № 2302, № 2269, № 2300 г. Нижнего Новгорода о признании незаконными действий участковых избирательных комиссий, выразившихся в нарушении процедуры досрочного голосования на выборах депутатов Городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13.09.2020, признании недействительными бюллетеней досрочного голосования и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов Городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13.09.2020,
УСТАНОВИЛА:
Зарегистрированный кандидат в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13.09.2020 по одномандатному избирательному округу № 2, в соответствии с решением №7 Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 г. Нижнего Новгорода ФИО1 обратился в Автозаводский районный суд с отдельными административными исковыми заявлениями к участковым избирательным комиссиям избирательных участков № 2272, № 2271, № 2305, № 2295, № 2298, № 2297, № 2296, № 2302, № 2269, № 2300 г. Нижнего Новгорода о признании незаконными действий участковых избирательных комиссий, выразившихся в нарушении процедуры досрочного голосования на выборах депутатов Городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13.09.2020, признании недействительными бюллетеней досрочного голосования и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов Городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13.09.2020, которые приняты к производству суда.
Определением судьи Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03.11.2020 указанные выше административные исковые заявления ФИО1 объединены в одно производство.
В обоснование требований административный истец указал, что в период с 02.09.2020 по 10.09.2020 на избирательных участках проходило досрочное голосование с нарушением правил и порядка, а именно: административные ответчики не принимали во внимание, что избирателей необходимо допускать до процедуры досрочного голосования только при наличии уважительной причины, заявления избирателей содержат не все необходимые данные, конверты для бюллетеней досрочного голосования не соответствуют обязательным требованиям, процедура по подсчету количества конвертов, извлечению бюллетеней из конвертов, неотложной проштамповке конвертов печатью избирательной комиссии с обратной стороны, помещению бюллетеней в стационарный ящик для голосования.
Таким образом, нарушение правил проведения досрочного голосования нарушает право административного истца на свободные выборы.
Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 декабря 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 16 декабря 2020 года, как незаконное, необоснованное, немотивированное, нарушающее совокупность прав административного истца и принятое со всеми нарушениями, являющимися основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренными ч.2 ст.310 КАС РФ.
В частности, указал на допущенные судом нарушения норм материального права при рассмотрении дела: на неверное распределение бремени доказывания по делу, на предвзятое отношение к свидетельским показаниям, на неоднократное и немотивированное отклонение ходатайств представителей административного истца об истребовании необходимых доказательств для правильного рассмотрения дела, на принятие решения без учета обстоятельств, имеющих значение для, в связи с чем просит отменить решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 16 декабря 2020 года и принять по делу новое решение.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФИО1 – ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Также, поддержал ходатайство об истребовании избирательных бюллетеней; списков избирателей со всеми приложениями; заявления избирателей, проголосовавших досрочно; ведомостей учета избирательных бюллетеней, выданных для досрочного голосования; конверты для бюллетеней лиц, проголосовавших досрочно, вскрытые 13.09.2020; сейф-пакеты для бюллетеней лиц, проголосовавших досрочно, вскрытые 13.09.2020, хранящиеся в Избирательной комиссии муниципального образования города Нижнего Новгорода.
Также, просит привлечь Центральную избирательную комиссию Российской Федерации к участию в административном деле для дачи заключения по этому делу.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, каких-либо ходатайств не заявили. Руководствуясь ст.ст.150, 307 КАС РФ, коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев заявленное ходатайство о привлечении к участию в деле ЦИК Российской Федерации для дачи заключения, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Таким образом, необходимости получения заключения ЦИК РФ по данному вопросу не имеется.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года № 148 «О назначении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва» выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20 апреля 2016 года № 89 (в ред. от 23 июня 2020 года) «О формировании избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород» сформирована избирательная комиссия муниципального образования город Нижний Новгород.
Решением избирательной комиссии муниципального образования города Нижнего Новгорода от 05 июля 2020 года № 282 «О формировании окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва» сформированы окружные избирательные комиссии одномандатных избирательных округов на период подготовки и проведения выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования города Нижнего Новгорода от 18 июня 2020 года № 265 «О перечне окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатным избирательным округам» утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, согласно приложению к настоящему решению.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административный истец был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13.09.2020 по одномандатному избирательному округу № 2 в соответствии с решением № 7 Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 г. Нижнего Новгорода.
В соответствии с частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) ФИО1 является надлежащим административным истцом.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» (далее также – Федеральный закон №67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (далее также – Закон №108-З).
При разрешении дела, исследовав представленные доказательства, проанализировав избирательное законодательство, суд пришел к правильному выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей при досрочном голосовании на выборах депутатов городской Думы г.Н.Новгорода седьмого созыва, допущено не было.
При этом суд исходил из того, что оснований для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования и о результатах выборов после определения результатов выборов, установленных в пунктах 1.2 и 2 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ не имеется.
В соответствии с пунктом 1.2 указанной статьи, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Административным истцом указывалось на нарушение процедуры досрочного голосования на выборах 13 сентября 2020 г.
Из материалов дела следует, что в период с 02.09.2020 по 10.09.2020 на избирательных участках административных ответчиков проходило досрочное голосование.
Статьей 65 Федерального закона 67-ФЗ установлен специальный порядок проведения досрочного голосования.
Так, в соответствии с пунктами 8 - 13 указанной статьи для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно ТИК, ИКМО с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.
Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении ТИК, ИКМО - до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.
ТИК (ИКМО) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей.
Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей участковой комиссией в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно в помещении ТИК, ИКМО, делается отметка: «Проголосовал досрочно». Список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума.
Информация о числе избирателей, проголосовавших досрочно отдельно по каждому избирательному участку представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и (или) избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт (пункт 13).
После совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу признаются недействительными, о чем составляется акт (пункт 15).
Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 23 мая 2020 года, внесены изменения в Федеральный закон № 67-ФЗ.
Статья 65 Федерального закона № 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее также, - Порядок, Порядок досрочного голосования).
Пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования предусмотрены следующие дополнительные формы организации голосования: 1) досрочное голосование в помещении для голосования; 2) досрочное голосование вне помещения для голосования (досрочное голосование на дому); 3) досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); 4) досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени (пункт 1.3 Порядка досрочного голосования).
Формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка досрочного голосования, применяются, в том числе при проведении основных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 13 сентября 2020 года (пункт 1.4 Порядка досрочного голосования).
Как следует из п.1.7 Порядка досрочного голосования, если при проведении выборов (референдумов), на которых в соответствии с положениями пункта 1.4 Порядка применяется форма организации голосования, указанная в подпункте 1 пункта 1.2 Порядка, предусмотрено проведение досрочного голосования в соответствии с п.2 ст.65 Федерального закона № 67-ФЗ, указанное досрочное голосование проводится в порядке, установленном законом, в период, который начинается за 10 дней до дня голосования и заканчивается за 2 дня до дня голосования.
Оформление процедуры досрочного голосования регламентировано разделом 6 Порядка досрочного голосования.
Так, в соответствии с пунктом 6.1, до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).
Как следует из пункта 6.2, по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение № 1 к Порядку досрочного голосования), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Согласно пункту 6.10, в случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф- пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте (приложение № 2 к Порядку), который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
В соответствии с частью 1 статьи 68 названного Закона, подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В силу пункта 1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ, результаты выборов на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что показания допрошенных свидетелей (П.Н.С., Д.Е.П., В.Е.Д., Л.Б.А., Ч.А.Н., Т.С.В., Я.Е.А., М.В.Н., В.А.О.), материалов дела не опровергают, свидетели не подтвердили конкретные нарушения на избирательных участках. Кроме того, свидетели принимали участие в выборах в качестве наблюдателей административного истца, что может являться причиной их заинтересованности в благоприятном для ФИО1 исходе дела. Свидетелям же, которые принимали участие как избиратели, была предоставлена возможность проголосовать путём включения в дополнительные списки избирателей.
Таким образом, данные свидетельские показания не являются доказательством, подтверждающим нарушения участковой избирательной комиссией процедуры досрочного голосования, и как следствие, не имеется оснований для признания бюллетеней избирателей, проголосовавших при проведении досрочного голосования недействительными и отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов Городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва 13.09.2020.
Судебная коллегия полагает возможным отказать в удовлетворении ходатайства ФИО1 об истребовании избирательных бюллетеней; списков избирателей со всеми приложениями; заявления избирателей, проголосовавших досрочно; ведомостей учета избирательных бюллетеней, выданных для досрочного голосования; конверты для бюллетеней лиц, проголосовавших досрочно, вскрытые 13.09.2020; сейф-пакеты для бюллетеней лиц, проголосовавших досрочно, вскрытые 13.09.2020, хранящиеся в Избирательной комиссии муниципального образования города Нижнего Новгорода, удовлетворению не подлежит. Кроме того, указанное ходатайство ФИО1 (л.д.35-36 т.2) было удовлетворено Автозаводским районным судом г. Нижнего Новгорода (л.д.45-46, 47-48 т.2), запрашиваемые сведения имеются в материалах дела.
Также, в материалах дела имеются следующие документы: заявление свидетеля Л.Б.А. о перерасчете погашенных бюллетеней, поскольку при их погашении не было подсчитано их количество, которое решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2305 от 13.09.2020 было полностью удовлетворено (л.д.41-44 т.3); заявление свидетеля Л.Б.А. об ознакомлении с заявлением на досрочное голосование Р.О., в удовлетворении которого решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2305 от 13.09.2020 было отказано в связи с тем, что Р.О. не голосовала, заявления от нее не имеется, произошла техническая ошибка при внесении данных другого избирателя членом УИК (л.д.50-53 т.3); заявление свидетеля Л.Б.А. о нарушении избирательного законодательства, в удовлетворении которого решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2305 от 13.09.2020 было отказано в связи с тем, что нарушений избирательного законодательства в действиях комиссии не установлено (со ссылкой на решение №1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2295 от 13.09.2020 «О рассмотрении жалобы на нарушение законодательства о выборах члена комиссии с правом совещательного голоса Т.С.В. – л.д.56-57 т.3); заявление свидетеля Д.Е.П., Л.О.С. о нарушении избирательного законодательства, выразившегося в уже имеющихся подписях напротив фамилий избирателей, которые либо только пришли голосовать, либо не голосовали вообще с решениями №№ 11 и 12 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2300 от 13.09.2020 о рассмотрении указанных заявлений с результатами их рассмотрения (л.д.58-61 т.3); заявление свидетеля Л.Б.А. о нарушении избирательного законодательства, в удовлетворении которого решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 от 13.09.2020 было отказано в связи с тем, что нарушений избирательного законодательства в действиях комиссии не установлено (л.д.66-67 т.3); решение № 9 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2269 от 13.09.2020 «О рассмотрении жалобы наблюдателем от кандидата ФИО1 - В.Е.Д. и ответ на жалобу В.Е.Д. (свидетеля, допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции) с заверенными надлежащим образом копиями Актов, касающихся проведения досрочного голосования по участковым избирательным участкам № 2269, № 2271, № 2272, № 2295, № 2296, № 2297, № 2298, № 2300, № 2302, № 2305 (л.д.72-149 т.3).
Также представителем участковых избирательных комиссий Х.М.М. материалы дела представлены пояснения по данному административному делу, в которых подробным образом указаны сведения, запрашиваемые в качестве доказательств административным истцом, а именно: представлены выписки из протоколов участковых избирательных комиссий с математическими подсчетами числа избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавших досрочно (досрочное голосование с 02.09.2020 по 10.09.2020 в помещении для голосования; 11.09.2020-12.09.2020 – в помещение для голосования и вне указанного помещения) (л.д.11-27 т.3); копии протоколов окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 и по избирательным участкам (л.д.28-40 т.3).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции имелись все документы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения данного дела. Доказательства получили надлежащую правовую оценку по правилам ст.84 КАС РФ.
Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Судом установлено, что протоколы после их составления и подписания были переданы в ТИК, а итоги голосования включены в официально опубликованную сводную таблицу.
Согласно протоколу № 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу № 2 число бюллетеней, поданных за ФИО3 – 4778; за ФИО1 (который идёт следующим по списку по количеству набранных голосов) - 898.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона №108-З ФИО3 избран депутатом по одномандатному избирательному округу №2.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
С учетом, представленных в дело доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными, не допущено, участковыми избирательными комиссиями требования Закона № 67-ФЗ при подсчете голосов досрочно проголосовавших избирателей соблюдены.
Довод жалобы о неверном распределении судом бремени доказывания по делу, не состоятелен.
Материалами дела подтверждается, как указано выше, что административными ответчиками представлялись необходимые документы для рассмотрения дела.
Кроме того, частью 1 статьи 62 КАС РФ установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.
Таких доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей, как обоснованно указал районный суд, административный истец не представил.
Довод жалобы о предвзятом отношении к свидетельским показаниям не находит подтверждения.
Судом первой инстанции показания свидетелей были оценены в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, о чем так же указывалось судом апелляционной инстанции выше.
Доводы жалобы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ФИО1 с решением суда и не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда, в связи с чем, расцениваются судебной коллегией как несостоятельные.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований, предусмотренных ст.310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не установлено; решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 16 декабря 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение принято 10 марта 2021 г.
Председательствующий
Судьи