ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-536/20 от 29.10.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Вавулина А.С. Дело № 2а-536/2020

Докладчик Качура И.О. Дело № 33а-2089/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 октября 2020 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего

Качура И.О.,

судей

Неволиной Е.В., Лихачевой С.А.,

при секретаре Веретельниковой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поронайского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Поронайского городского округа о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части

по апелляционной жалобе администрации Поронайского городского округа на решение Поронайского городского суда от 27 июля 2020 года, которым заявленные требования прокурора удовлетворены.

Признан не соответствующим действующему законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2 пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации Поронайского городского округа от 28 июня 2018 года № 696, в той части, в которой на заявителей возложена обязанность предоставления решения об усыновлении (удочерении).

Изучив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения прокурора Кучиной А.С., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

постановлением администрации Поронайского городского округа от 28 июня 2018 года № 696 утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», который размещен на официальном сайте администрации Поронайского городского округа.

Подпунктом 2 пункта 2.6.1. административного регламента предусмотрено, что для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет в Отдел следующие документы: документы о составе семьи гражданина (свидетельство о рождении ребенка (детей), свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, паспорт (паспорта всех членов семьи).

01 июня 2020 года Поронайский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании не соответствующим законодательству подпункта 2 пункта 2.6.1 административного регламента, в части возложения на заявителей обязанности предоставления решения об усыновлении (удочерении). Полагает, что оспариваемое положение в виде возложения данной обязанности противоречит статье 139 Семейного кодекса Российской Федерации, статье 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», препятствуют реализации права на получение мер социальной поддержки, поскольку вынуждают заявителей раскрывать тайну усыновления в отсутствие объективных причин.

В судебном заседании помощник Поронайского городского прокурора Неволин Д.Е. заявленные требования поддержал, представитель администрации Поронайского городского округа Артемьева Т.А. возражала против их удовлетворения.

Судом вынесено приведенное выше решение, которое администрация Поронайского городского округа в апелляционной жалобе просит отменить. Указывает на невозможность внесения изменений в оспариваемое положение нормативного правового акта ввиду его принятия в соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 статьи 7 Закона Сахалинской области от 01 июня 2018 года № 36-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», положение которого прокурором не оспаривалось.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Неволин Д.Е. просит оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» является нормативно-правовым актом, подлежащий судебной проверке в соответствии с требованиями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемой нормы требованиям федерального законодательства.

Статьей 139 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

В соответствии с положениями статьи 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», тайна усыновления охраняется законом.

Работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка.

Проведя системный анализ указанных правовых норм, суд пришел к верному выводу о том, что включение в перечень документов, необходимых для подтверждения состава семьи, решение об усыновлении (удочерении) противоречит федеральному законодательству и нарушает права граждан (усыновителей и усыновленных), желающих получить муниципальную услугу, на сохранение тайны усыновления, гарантированной государством, а также на получение данной муниципальной услуги без предоставления органу местного самоуправления решения об усыновлении (удочерении).

Довод апелляционной жалобы о принятии оспариваемого положения в соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 статьи 7 Закона Сахалинской области от 01 июня 2018 года № 36-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», являлся предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонен судом, что нашло подробное отражение в оспариваемом решении суда.

Как правильно указано судом в соответствии с требованиями части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Помимо этого, вышеприведенное положение Закона Сахалинской области от 01 июня 2018 года № 36-ЗО на момент подачи апелляционной жалобы приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы не отнесены к числу оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих отмену или изменение судебного акта.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Поронайского городского суда от 27 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Поронайского городского округа, - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Качура И.О.

Судьи Неволина Е.В.

Лихачева С.А.