Дело №2а-539/2019 Председательствующий – судья Бобов И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-328/2020
(33а-4865/2019)
гор. Брянск 04 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,
при секретаре Ласой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области на решение Климовского районного суда Брянской области от 01 ноября 2019 года по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, пени.
Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., объяснения представителей Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России №1 по Брянской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что на основании приказа № 8 от 15 февраля 2017 года «О назначении материальной помощи» ФИО1 была назначена государственная социальная помощь малоимущим гражданам Брянской области в сумме 4 013,91 руб., которая 21 марта 2017 года была перечислена административному ответчику по платежному поручению № 75006 от 20 марта 2017 года. Приказом № 148 «О назначении государственной материальной помощи» от 01 декабря 2017 года ФИО1 была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта малоимущим гражданам в виде единовременной выплаты в размере 20 000 руб., которая 20 декабря 2017 года была перечислена административному ответчику по платежному поручению № 1329288 от 19 декабря 2017 года. По состоянию на 04 декабря 2018 года у налогоплательщика образовалась недоимка по налогу на доходы физических лиц. 11 октября 2018 года административному ответчику были направлены единые налоговые уведомления. В установленный законом срок налогоплательщик сумму налога не уплатила, в связи с чем, ей были направлены требования об уплате налога и пеней № 126485 от 13 декабря 2018 года, в том числе: налог на доходы физических лиц в размере 2 600 руб. и пени за неуплату (неполную уплату) налога на доходы физических лиц, начисленные за период с 04 декабря 2018 года по 13 декабря 2018 года в размере 6,50 руб.
В результате проведенной проверки полноты и своевременности уплаты в бюджет налогоплательщиком транспортного налога, также было установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство Рено <данные изъяты>. В связи с неоплатой в установленный законом срок транспортного налога, ФИО1 было выставлено требование об уплате налога и пеней № 2945 от 21 февраля 2018 года, в том числе: транспортного налога за 2016 год по сроку уплаты до 01 декабря 2017 года в размере 1 656 руб., пени за неуплату (неполную уплату) транспортного налога, начисленной за период со 02 декабря 2017 года по 20 февраля 2018 года в размере 45,61 руб.
15 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 37 Климовского судебного района Брянской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 транспортного налога, налога на доходы физических лиц и пени за неуплату (неполную уплату) налогов в размере 4 812,11 руб., который определением мирового судьи от 30 мая 2019 года отменен. Межрайонная ИФНС России №1 по Брянской области просила суд взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц в размере 2 600 руб., пеню за неуплату (неполную уплату) налога на доходы физических лиц в размере 6,50 руб., транспортный налог за 2016 год в размере 1 656 руб., пеню за неуплату (неполную уплату) транспортного налога в размере 45,61 руб.
С учетом уточнения административных исковых требований, в связи с оплатой транспортного налога в сумме 1 656 руб., административный истец уменьшил сумму административных исковых требований до 2 652,11 руб., просил взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц в размере 2 600 руб., пени за неуплату (неполную уплату) налога на доходы физических лиц в размере 6,50 руб., пени за неуплату (неполную уплату) транспортного налога в размере 45,61 руб.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 01 ноября 2019 года административное исковое заявление Межрайонная ИФНС России №1 по Брянской области удовлетворено частично.
Суд постановил:
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. р.<адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, ИНН <данные изъяты> в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области 45,61 рублей задолженность по уплате пени.
Взыскать с ФИО1 400 руб. государственной пошлины в доход местного бюджета.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области в требованиях к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц и соответствующей пени отказать.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области просит решение Климовского районного суда Брянской области от 01 ноября 2019 года отменить полностью, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с выводами судебного акта, в связи с их несоответствием нормам материального права. Полагает, что суммы адресной материальной помощи граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, производимые более одного раза в налоговом периоде – не подпадают под действие п.8 ст. 217 НК РФ и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представители Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области по доверенности ФИО2 и ФИО3, поддержали доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции административный ответчик ФИО1, ее представитель ФИО4, представители заинтересованных лиц ГКУ «ОСЗН Климовского района Брянской области» и ГБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Климовского района» не явились, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, о причинах неявки в суд не сообщили. Ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителей административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13 февраля 2017 года ФИО1 обратилась ГБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Климовского района» по вопросу оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
На основании приказа ГБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Климовского района» № 8 от 15 февраля 2017 года ФИО1 назначена государственная социальная помощь малоимущим гражданам Брянской области в сумме 4 013,91 руб.
21 марта 2017 года ФИО1 была перечислена указанная сумма, что следует из платежного поручения № 75006 от 20 марта 2017 года.
27 ноября 2017 года ФИО1 обратилась в ГБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Климовского района» за государственной социальной помощью на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в Брянской области.
На основании приказа ГБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Климовского района» № 148 от 01 декабря 2017 года ФИО1 назначена государственная социальная помощь на основе социального контракта малоимущим гражданам в виде единовременной выплаты в размере 20 000 руб.
20 декабря 2017 года указанная сумма была перечислена ФИО1, что следует из платежного поручения № 1329288 от 19 декабря 2017 года.
Согласно справке формы 2-НДФЛ за 2017 год № 1 от 12 февраля 2018 года, предоставленной налоговым агентом ГКУ «ОСЗН Климовского района» по признаку №2 в налоговый орган, общая сумма дохода ФИО1 указана 20 000 руб., сумма налога исчисленная 2 600 руб.
13 декабря 2018 года ответчику направлено требование № 126485 об уплате налога на доходы физических лиц и пени с установлением срока такой уплаты до 30 января 2019 года, а так же 21 февраля 2018 года ответчику направлено требование № 2945 об уплате транспортного налога и пени с установлением срока уплаты до 17 апреля 2018 года.
В связи с неисполнением налоговых требований в установленные в них сроки, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 37 Климовского судебного района Брянской области от 30 мая 2019 года по заявлению должника ФИО1 судебный приказ от 15 мая 2019 года № 2а-335/2019 о взыскании вышеуказанной недоимки по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 4 812 руб. 11 коп., а также госпошлины в доход местного бюджета в сумме 200 руб. отменен.
31 июля 2019 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, а также по транспортному налогу и пени.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению.
Разрешая требования административного истца о взыскании пени, вызванной просрочкой в уплате транспортного налога за 2016 год, суд руководствовался положениями ст. ст. 357, 358, 363, ст. 6 Закона Брянской области от 09.11.2002 года № 82-З, установив, что обязанность ответчика по уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 1 656 руб. по сроку уплаты 01 декабря 2016 года была им исполнена только 14 августа 2019 года, в связи с чем исходя из правил ст. 75 НК РФ об обеспечительном характере пени, пришел к выводу о взыскании с административного ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога начиная с даты наступления срока исполнения обязанности по уплате налога за 2016 год и по дату, указанную истцом в расчете, т.е. за период с 02 декабря 2017 года по 20 февраля 2018 года в размере 45 руб. 61 коп.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, поскольку они сделаны с учетом уточненных исковых требований административного истца, а также положений ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (ст. 62 и ст.289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам ст. 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц в размере 2 600 руб., суд первой инстанции исходил из того, что правила, установленные Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и иные акты, принятые в соответствии с указанным федеральным законом не содержат положений, указывающих на право получателей государственной социальной помощи к получению в течение календарного года только одной единовременной выплаты. Правила ст. 217 НК РФ не содержат положений, указывающих на возможность освобождения от налогообложения только одной выплаты, полученной налогоплательщиком в течение календарного года, а иные положения НК РФ не содержат норм, указывающих на необходимость налогообложения второй и последующих выплат сумм социальной помощи полученной налогоплательщиком в конкретном налоговом периоде. Осуществление денежных выплат именно ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» и иными актами, принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом, указывает на адресность такой помощи и ее осуществление за счет средств бюджета, что свидетельствует о соблюдении правил, установленных п.8 ст. 217 НК РФ позволяющих отнести полученную 20 декабря 2017 года ФИО1 выплату к числу дохода за 2017 год, не подлежащего налогообложению. Нормы п.7 ст. 3 НК РФ указывают на то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании с ФИО1 налога на доходы физических лиц, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении связанного с ним требования о взыскании пени за просрочку в его оплате в сумме 06 руб. 50 коп.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и находит доводы апелляционной жалобы о том, что под понятие единовременной выплаты, освобождаемой от налогообложения (абз. 5 п.8 ст. 217 НК РФ) не подпадает социальная выплата, получаемая нуждающимся в социальной помощи лицом повторно в календарном году подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Налоговым кодексом Российской Федерации в ст. 216 установлено, что налоговым периодом признается календарный год.
В Российской Федерации правовое регулирование отношений в области социальной поддержки населения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральным законом РФ от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В преамбуле к Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Указанным Федеральным законом в ст. 1 определены основные понятия, в том числе: государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения (статья 3 Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 приведенного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
К получателям государственной социальной помощи настоящий закон относит малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ст. 7).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания (ч.1 ст.8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Брянской области от 20 ноября 2017 года № 577-п утверждено «Положение об условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в Брянской области».
Пунктом 9 указанного Положения установлено, что государственная социальная помощь оказывается в виде единовременной выплаты один раз в календарном году в размере 30 % разницы между суммой величин прожиточных минимумом и общим доходом членов малоимущей семьи и одиноко проживающего гражданина.
Допускается оказание в календарном году одновременно государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также государственной социальной помощи и помощи на газификацию личного домовладения.
Постановлением Правительства Брянской области от 10 октября 2016 года № 521-п утверждено «Положение о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в Брянской области».
В силу п. 1.3 указанного Положения назначение и выплата государственной социальной помощи на основе социального контракта осуществляется в виде единовременной выплаты денежных средств или ежемесячного социального пособия.
Материалами дела установлено, что ФИО1 относится к получателям государственной социальной помощи, что при рассмотрении спора не оспаривалось.
На основании приказа ГБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Климовского района» № 8 от 15 февраля 2017 года ФИО1 назначена государственная социальная помощь малоимущим гражданам Брянской области в сумме 4 013,91 руб.
Приказом ГКУ ОЗСН Климовского района от 20 марта 2017 года №50 «Предоставление малоимущим гражданам социальной помощи» осуществлена выплата назначенной государственной социальной помощи. Согласно приказу выплата материальной помощи производится в соответствии со ст. 217 НК РФ.
Приказом ГКУ «ОСЗН Климовского района» № 148 от 01 декабря 2017 года, в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 10 октября 2016 года № 521-П и Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2016 года № 686-п, ФИО1 назначена государственная социальная помощь на основе социального контракта в виде единовременной выплаты в размере 20 000 руб.
20 декабря 2017 года вышеуказанная сумма перечислена ФИО1 по платежному поручению № 1329288 от 19 декабря 2017 года, основание приказ ГКУ «ОСЗН Климовского района» №211 от 19 декабря 2017 года, из содержания которого также следует, что выплата материальной помощи производится в соответствии со ст. 217 НК РФ.
Таким образом, произведенные ФИО1 в 2017 году выплаты материальной помощи являются видами оказания государственной социальной помощи, носят характер единовременных выплат, осуществлены адресно - нуждающемуся получателю, на конкретные цели - поддержание уровня жизни, осуществлены из средств бюджета.
В соответствии с абз. 5 п.8 ст. 217 НК РФ (в ред. федерального закона от 30 октября 2017 года № 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов».
Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, учитывая понятие единовременной выплаты, содержащееся в п.8 ст. 217 НК РФ, а также положения ст. 11 НК РФ, требования, содержащиеся в Положении о размерах, условиях и порядке назначения выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в Брянской области», утвержденном Постановлением Правительства Брянской области от 10 октября 2016 года № 521-п, произведенная ФИО1 20 декабря 2017 года выплата, является единовременной выплатой, относящейся к числу ее дохода за 2017 года, не подлежащего налогообложению.
При этом, суд первой инстанции верно отметил, что ни положения ст. 217 НК РФ, ни иные нормы НК РФ не содержат указания на то, что социальная выплата, полученная нуждающимся в материальной помощи лицом повторно в календарном году, подлежит налогообложению.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления в части взыскания с ФИО1 налога на доходы физического лица и пени за неуплату (неполную уплату) налога на доходы физических лиц.
Обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами дела и требованиями закона; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Климовского районного суда Брянской области от 01 ноября 2019 года по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Брянской области к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, пени оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
С.В. Катасонова