ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-53/20 от 25.06.2020 Северного флотского военного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-53/2020

Председательствующий в суде первой инстанции судья Феоктистов М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-254/2020

город Североморск 25 июня 2020 года

Северный флотский военный суд в составе: председательствующего – судьи Басова А.И., при секретаре – помощнике судьи Кузнецовой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2020 года по административному исковому заявлению командира войсковой части полковника Марковина Николая Николаевича об оспаривании действий начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-морскому флоту) (далее - Межрегиональное управление) и командующего Северным флотом об оспаривании выводов акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в отношении Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота (далее – « ОСК СФ») и изданного на его основании приказа.

Заслушав доклад судьи Басова А.И., флотский военный суд

у с т а н о в и л:

Командир войсковой части полковник Марковин Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в уточненном варианте которого просил:

- признать незаконными выводы и предложения из акта № 52/34 дсп от 7 ноября 2019 года (далее – Акт) Межрегионального управления, в том числе отраженные в п. 2 приложения № 12, в части указания сведений об отнесении к непроизводительным расходам использования бюджетных средств войсковой частью средств, затраченных на возмещение судебных расходов, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы гражданскому персоналу и компенсации морального вреда, на общую сумму 10183 руб. 80 коп.;

- обязать начальника Межрегионального управления исключить эти выводы из п. 2 приложения № 12 Акта;

- признать незаконным приказ командующего <данные изъяты> флотом от 12 ноября 2019 года в части указания на внесение в книгу учета недостач войсковой части сведений о непроизводительных расходных средствах на общую сумму 10183 руб. 80 коп.

- обязать командующего Северным флотом отменить свой приказ от 12 ноября 2019 года в указанной части.

При подготовке дела к судебному разбирательству определением суда в качестве административных соответчиков по вопросу распределения судебных расходов привлечены федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" и филиал федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "1 финансово-экономическая служба".

Решением гарнизонного военного суда, вынесенном в порядке упрощенного (письменного) производства, в удовлетворении этого иска отказано.

В апелляционной жалобе командир войсковой части , выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных обстоятельств, несоответствием выводов суда материалам дела, неправильным применением норм материального права и принять новое решение, удовлетворив его требования в полном объеме.

По его мнению, гарнизонный военный суд не учел, что в соответствии с пояснениями к форме «Книга учета недостач» (форма 53) приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2008 № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности ВС РФ» записи в книгу учета недостач производятся на основании приказа командира воинской части. Следовательно, оспариваемый приказ командующего Северным флотом в части внесения в книгу учета недостач войсковой части сведений о непроизводительных расходах бюджетных средств на сумму 10183 руб. 80 коп. необоснован.

Административный истец полагает, что суд оставил без внимания тот факт, что судебные расходы, которые признаны непроизводительными, образовались из-за действий начальника «ОСК СФ» - «3 ФЭС», отказавшего в возмещении оплаты проезда в командировку военнослужащим и производстве иных выплат гражданскому персоналу. Тем самым не установлено и наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями лица, по вине которых эти убытки возникли.

Ответчиком по этим делам являлся командир войсковой части . По этой причине провести административное расследование в отношении этого лица в этой воинской части не представляется возможным.

Более того, в адрес начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС» были направлены уведомления об отсутствии оснований для проведения административных расследований по фактам обращения в суд военнослужащих и гражданского персонала.

Основываясь на рекомендациях Департамента финансового обеспечения Министерства обороны РФ от 28 октября 2019 года и положениях приказа Министра обороны РФ от 26 октября 2013 года № 775дсп, автор жалобы указывает на то, что оспариваемыми действиями он был лишен возможности принять решение об отнесении понесенных расходов на судебные издержки к реальному ущербу либо к иным расходам, возникающим из хозяйственной деятельности учреждения.

Судом, по мнению истца, не принято во внимание нарушение инспектором-ревизором требований п. 44 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в ВС РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 февраля 2017 года № 100 дсп (далее – Регламент).

На основании вышеизложенного командир войсковой части утверждает, что выводы и предложения оспариваемого Акта в отношении ФКУ «ОСК СФ» являются необоснованными, нарушающими права и законные интересы истца, а приказ командующего Северным флотом противоречит требованиям приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2008 № 139.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, флотский военный суд приходит к следующим выводам.

Как установлено по делу, по результатам проведенной в период с 15 октября по 7 ноября 2019 года Межрегиональным управлением проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в отношении ФКУ «ОСК СФ» был составлен Акт. Из описательной части этого документа и приложения № 12 к Акту следует, что комиссией выявлены непроизводительные расходы бюджетных средств (не дающие очевидного, определенного результата), в том числе судебные расходы по искам военнослужащих и гражданского персонала войсковой части на общую сумму 10183 руб. 80 коп. В качестве предложений по устранению выявленных недочетов в Акте указано на необходимость проведения мероприятий, предусмотренных п. 51 Регламента.

Командующим Северным флотом (руководителем ФКУ «ОСК СФ») по результатам выявленных в ходе контрольной проверки нарушений издан приказ от 12 ноября 2019 года . В описательной части приказа констатирован факт непроизводительного использования бюджетных средств в подчиненных воинских частях на общую сумму 729 433 руб. 79коп., обусловленных, в том числе выплатой государственной пошлины по исковым заявлениям военнослужащих по оспариванию действий воинских должностных лиц. В числе других учреждений, допустивших такие выплаты, в этой части приказа упоминается войсковая часть . В резолютивной части приказа указанные непроизводительные расходы финансовым органам предписывается занести в книги учета недостач и числить за воинскими частями, поименованными в приложении № 12 к Акту. Одновременно с этим командованию воинских частей указано провести административные расследования для установления причин допущенных нарушений, повлекших причинение ущерба государству, и принять соответствующие решения до 16 декабря 2019 года.

На основании этого приказа начальником филиала ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС» в книгу учета недостач войсковой части внесены сведения о непроизводительных расходах бюджетных средств на общую сумму 10183 руб. 80 коп.

Нарушение своих прав оспариваемыми решениями административный истец в заявлении и его уточненном варианте связывал с тем, что комиссия Межрегионального управления при принятии Акта не учла, что войсковая часть не совершала каких-либо неправомерных действий, повлекших непроизводительные расходы. Эти расходы, вызванные оплатой судебных издержек, не могут быть отнесены к реальному ущербу. Требования и предложения, содержащиеся в Акте, обязательны к исполнению административным истцом, который по результатам соответствующего разбирательства может быть привлечен к материальной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, гарнизонный военный суд исходил из того, что командир войсковой части проигнорировал требования финансового органа о проведении административных расследований по фактам оплаты судебных расходов в пользу взыскателей на основании исполнительных документов. При этом суд счел, что контрольные мероприятия проведены Межрегиональным управлением с соблюдением установленной процедуры, составленный по их итогам Акт, равно как и оспариваемый приказ командующего Северным флотом, действующему законодательству не противоречат и прав административного истца не нарушают.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, эти выводы, в целом, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, существенные нарушения в процедуре проведения контрольных мероприятий и составлении Акта в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены.

Из представленных сторонами доказательств следует, что контрольные мероприятия по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «ОСК СФ» были включены в соответствующий План на 2019 год, утверждены решением первого заместителя Министра обороны РФ и проведены на основании приказа начальника Межрегионального управления от 1 октября 2019 года.По результатам этих контрольных мероприятий составлен Акт № 52/34 дсп от 7 ноября 2019 года, который подписан всеми членами ревизионной группы. Содержание оспариваемого Акта соответствует разделу IV Регламента и приложению № 4 к нему.

Действительно, п. 44 Регламента определено, что в описании каждого нарушения, выявленного при проведении контрольного мероприятия, указывается суть нарушения со ссылкой на положения (с указанием в том числе статей, частей, пунктов, подпунктов) нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны РФ, документы (материалы), на основании которых сделаны выводы о нарушениях, период, к которому относится выявленное нарушение, а также документально подтвержденная сумма нарушения. Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к Акту.

В то же время и в п. 5.2.4 описательной части Акта, и в его резолютивной части, и в приложении № 12 к Акту, оформленному в виде таблицы, непроизводительное использование бюджетных средств, выразившееся в оплате судебных расходов по искам военнослужащих и гражданского персонала, не квалифицировано как нарушение. В соответствующем разделе приведен один пример бездействия командира иной воинской части по непринятию мер к возмещению ущерба, вызванного понесенными ранее затратами на выплату судебных расходов. По существу, в Акте обращено внимание командования ФКУ «ОСК СФ» на то, что подчиненными должностными лицами не принято решений по отнесению соответствующих расходов к ущербу. Данное утверждение подтверждено ссылкой на переписку финансовых органов с командиром войсковой части .

Факт несения таких расходов в ревизуемом периоде финансовым органом в интересах войсковой части административным истцом ни в заявлении, ни в апелляционной жалобе, не оспаривается.

В такой ситуации суд первой инстанции правомерно не усмотрел существенного нарушения процедуры при составлении Акта в отсутствии в его тексте ссылок на положения нормативных правовых актов, в том числе, Министерства обороны РФ при описании несения непроизводительных расходов.

Действующее законодательство не дает четкого определения понятия непроизводительного использования бюджетных средств и возможность его отнесения к ущербу. В то же время из ряда подзаконных нормативных актов усматривается, что непроизводительные расходы близки по своему содержанию к потерям (например, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России); приказе Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»).

Причем, в указанной Инструкции содержится указание на ожидаемые судебные расходы (издержки), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков). Тем самым федеральным министерством несение судебных издержек для государственного учреждения расценивается, в том числе, как необходимость осуществления своей деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (в редакции закона, действовавшей в период спорных правоотношений) реальный ущерб - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Схожее понятие прямого действительного ущерба содержится в ст. 238 ТК РФ.

Частью 1 ст. 7 названного Федерального закона определено, что командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.

Совокупность этих норм в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что выплата воинской частью (учреждением) денежных средств для возмещения судебных издержек, связанных с ведением дела, (излишними выплатами) может быть отнесена к реальному ущербу в определенных случаях на основании решения полномочного командира (начальника).

Данный вывод согласуется и с рекомендациями, изложенными в письме Департамента финансового обеспечения Министерства обороны РФ от 28 октября 2019 года, на которое имеется ссылка в апелляционной жалобе.

В то же время в этом письме, в п. 53 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 декабря 2015 года № 717, а также в п. 2 Порядка организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 26 октября 2013 года № 775дсп, содержатся указания на необходимость проведения административного расследования по каждому случаю утраты имущества (производства излишних денежных выплат). К числу таких выплат в любом случае следует отнести компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы гражданскому персоналу и компенсацию морального вреда, взысканные по решению суда по делу, в котором войсковая часть являлась ответчиком, которые входят в общую сумму, поименованную в приложении № 12 к Акту.

Как установлено по делу, в том числе из приобщенных к апелляционной жалобе документов, в ответ на обращения финансового органа о необходимости проведения административных расследований по фактам возмещения судебных расходов военнослужащим и гражданскому персоналу войсковой части и принятия по из результатам соответствующих решений административный истец отвечал отказом. Такие расследования командиром войсковой части не проведены и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Утверждение административного истца о том, что он не имел возможности провести такое расследование, противоречит положениям приведенных выше нормативных актов. В том случае, если по результатам соответствующего разбирательства командир части приходит к выводу о своей вине в образовании ущерба либо вине в этом иных не подчиненных ему лиц он обязан уведомить об этом своего вышестоящего начальника, что истцом не исполнено.

При таких обстоятельствах указание в Акте на непринятие должностными лицами решений о непроизводительных расходах, как недочет в деятельности ФКУ «ОСК СФ», не противоречит требованиям действующего законодательства.

Помимо этого, нельзя не учесть, что финансово-экономическая и хозяйственная деятельность войсковой части и ее командира не была предметом оценки комиссии Межрегионального управления. В тексте самого акта эта воинская часть не упомянута. Информация об этом учреждении содержится лишь таблице – приложении № 12 к Акту.

Следовательно, этим решением ревизионного органа права воинского должностного лица не нарушены.

Не усматривается таких нарушений и при издании оспариваемого приказа командующего Северным флотом, который направлен на устранение выявленных в ходе проверки нарушений и недочетов.

Довод апелляционной жалобы о том, что командующий Северным флотом не вправе был давать указание о внесении сведений в книгу учета недостач войсковой части , противоречит принципу единоначалия.

В соответствии со ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

С учетом требований данной нормы административный ответчик был вправе давать указания своим подчиненным о внесении непроизводительных расходов в книги учета недостач, а также о необходимости проведения по указанным выше фактам административных расследований и принятия по ним решений путем издания приказа. К тому же по изложенным выше причинам такое указание признать явно незаконным нельзя.

Вопреки доводу апелляционной жалобы, с учетом отказа административного истца от проведения административных расследований, оспариваемый приказ командующего Северным флотом положениям приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2008 № 139 не противоречит.

Внесение сведений в книгу учета недостач войсковой части не исключает возможности административного истца принять решение о списании соответствующей суммы после проведения административных расследований.

Наличие вины командира войсковой части либо иных лиц в причинении предполагаемого ущерба, а также причинной связи между действиями этих лиц и наступившим ущербом не входили в предмет доказывания по настоящему делу, исходя из предмета и оснований заявленных требований. Поэтому ссылка в апелляционной жалобе на этот счет является беспредметной.

Не усматривая оснований к отмене либо изменению правильного по существу решения по изложенным в апелляционной жалобе доводам и руководствуясь п.1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, флотский военный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2020 года по административному исковому заявлению командира войсковой части полковника Марковина Николая Николаевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Кассационный военный суд (город Новосибирск Новосибирской области).

Председательствующий