ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-53/2022 от 13.07.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кизима И.С. Дело № 33а-4383/2022

УИД 22RS0016-01-2022-000046-17

№ 2а-53/2022 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Титовой В.В.,

судей Барсуковой Н.Н., Зацепина Е.М.

при секретаре Семеновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 3 марта 2022 года по административному делу по административному иску прокурора Волчихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волчихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации управления многоквартирными домами.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Волчихинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Волчихинского района, в котором просил:

признать незаконным бездействие Администрации Волчихинского района по непринятию мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирными домами по адресам: и непринятию решения об определении управляющей организации до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией;

обязать Администрацию Волчихинского района принять меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирными домами по указанным адресам;

обязать Администрацию Волчихинского района принять решение об определении управляющей организации для многоквартирных домов по указанным адресам до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

В обоснование требований указано, что в многоквартирных домах, расположенных в по адресам: , собственниками помещений принято решение о выборе непосредственного управления многоквартирным домом. Указанный способ управления собственниками помещений не реализован, что подтверждается отсутствием лиц, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, непринятием надлежащих мер по содержанию общего имущества. В частности, в ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГ в адрес жильцов вышеуказанных многоквартирных домов поступили уведомления ООО «Лика» о прекращении вывоза жидких бытовых отходов с ДД.ММ.ГГ, в связи с чем в органы прокуратуры поступили коллективные обращения граждан о том, что вывоз жидких бытовых отходов с ДД.ММ.ГГ от многоквартирных домов на территории с. Волчиха не будет осуществляться. До настоящего времени жители многоквартирных домов договоры на вывоз жидких бытовых отходов не заключили, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. Между тем проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирных домов Администрацией Волчихинского района не организовано.

Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административное исковое заявление прокурора Волчихинского района в защиту неопределенного круга лиц удовлетворено. Признано незаконным бездействие Администрации Волчихинского района по непринятию мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирными домами по адресу: и непринятию решения об определении управляющей организации до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

На Администрацию Волчихинского района возложена обязанность принять меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирными домами по адресу: в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На Администрацию Волчихинского района возложена обязанность принять решение об определении управляющей организации для многоквартирных домов по адресу: , до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

В апелляционной жалобе Администрация Волчихинского района просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указано, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что в многоквартирных домах отсутствовали заключенные договоры на вывоз жидких бытовых отходов с ООО «Лика» или иной организацией или индивидуальным предпринимателем. Обращения жителей сами по себе таким доказательством не являются. Не учтено, что Администрация не располагает сведениями о заключенных договорах, запросить копии договоров у собственников в установленный судом срок было невозможно. Обязанность органа местного самоуправления по проведению конкурса возникает при условии, что собственниками помещений не реализуется выбранный способ управления многоквартирным домом в течение 6 месяцев. Административным истцом не указано и не представлены доказательства, в течение какого периода не реализуется выбранный способ управления многоквартирным домом. В материалах дела отсутствуют сведения о том, заключило ли большинство собственников помещений договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации. Материалы дела не содержат сведений о том, каким образом собственники помещений осуществляют содержание, управление и ремонт общего имущества.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор И.К.В. полагала, что имеются основания для отмены решения и направления дела на новое рассмотрение в связи с непривлечением к участию в деле собственников жилых помещений.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора И.К.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что непосредственное управление многоквартирным домом в части содержания и ремонта общего имущества собственниками помещений вышеуказанных домов не реализовано, поскольку допустимых, достаточных доказательств заключения договоров на вывоз жидких бытовых отходов из многоквартирных домов ответчиком не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

В силу части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 данной статьи).

Как предусмотрено частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 той же статьи).

В силу части 4 названной статьи орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно подпункту 2 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе, если большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Как установлено пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах «д(1)» и «л» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в который включены также работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов.

Подпунктом «а» пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, предусмотрено, что перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме.

По смыслу приведенных норм собственники, которые избрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением определенного перечня. Обязательность заключения договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, действующим законодательством не предусмотрена.

Между тем перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения обязательно должны быть определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного для разрешения настоящего административного дела, имеет значение, принимались ли собственниками меры для определения работ и услуг, входящих в минимальный перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, заключались ли договоры с третьими лицами для выполнения работ по содержанию общего имущества жилого дома, проводились ли общие собрания по указанным вопросам, осуществлялись ли собственниками самостоятельные действия по содержанию и ремонту общего имущества, включенные в минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При рассмотрении дела собственники (либо уполномоченное ими лицо) не были привлечены в качестве заинтересованных лиц к участию в деле, информация о предъявлении административного искового заявления до всех собственников вышеуказанных домов не была доведена.

Между тем настоящий спор касается содержания общего имущества многоквартирных домов, заключения договоров с управляющей организацией, решение суда влечет для собственников помещений правовые последствия, связанные с изменением способа управления домами, в частности возникновение дополнительных обязанностей, увеличение расходов.

Административное дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие собственников жилых помещений, не привлеченных к участию в деле, в связи с чем решение подлежит отмене, а дело - возвращению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При этом доводы жалобы по существу подлежат оценке при новом рассмотрении дела.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, провести надлежащую подготовку дела к рассмотрению, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, круг лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, решить вопрос об их участии в деле, распределить бремя доказывания между сторонами, предложить представить копии всех протоколов общих собраний, на которых определялся перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 3 марта 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: