Дело № 33а-7413/2020
В суде первой инстанции дело № 2а-542/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Коноплевой И.А.,
судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства 11 декабря 2020 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Зайцеву С.Я. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Зайцева С.Я. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 22 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Хабаровскому краю обратилась в суд с административным иском о взыскании с Зайцева С.Я. задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 3 757 руб. (за 2014 год – 553 руб., за 2015 год – 804 руб., за 2016 год – 804 руб., за 2017 год – 1 596 руб.) и пени в размере 57,68 руб. (за 2014 год – 11,67 руб., за 2015 год – 3,22 руб., за 2016 год – 16,98 руб., за 2017 год – 25,81 руб.), на общую сумму 3 814,68 руб., указав в обоснование, что административный ответчик, являясь собственником транспортных средств: автомобиля марки «NISSAN-VANETTE», государственный регистрационный знак № и автомобиля марки «TOYOTA-SPRINTER», государственный регистрационный знак №, в период, указанный в налоговом уведомлении, обязанность по своевременной уплате транспортного налога не исполнил.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 22 сентября 2020 года административные требования удовлетворены частично.
Постановлено взыскать с Зайцева С.Я. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 2 953 руб. (за 2014 год – 553 руб., за 2015 год – 804 руб., за 2016 год – 804 руб., за 2017 год – 792 руб.), пеню в размере 57,68 руб. (за 2014 год – 11,67 руб., за 2015 год – 3,22 руб., за 2016 год – 16,98 руб., за 2017 год – 25,81 руб.), а всего в размере 3 010,68 руб. В удовлетворении остальных требований административного истца отказать. Взыскать с Зайцева С.Я. в доход федерального бюджета госпошлину в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Зайцев С.Я. просит решение суда отменить, поскольку он является инвалидом I группы и, согласно статье 7 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае", от уплаты налога освобожден.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку сведений о том, что Зайцев С.Я. является малоимущим в налоговый орган предоставлено не было и он от уплаты налогов освобожден быть не может. Указывает, что частичная оплата задолженности по транспортному налогу в размере 1742 руб., произведенная 17.09.2020 года, была направлена на погашение задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 146 рублей и за 2017 год в размере 1596 рублей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 Налогового кодекса РФ).
Автомобили, в силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ, признаются объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении транспортных средств определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ).
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, пеня начисляется; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Зайцев С.Я., <данные изъяты>, является налогоплательщиком – физическим лицом.
Зайцев С.Я. является собственником:
автомобиля марки «NISSAN-VANETTE», государственный регистрационный знак №, с 26.04.2014 года;
автомобиля марки «TOYOTA-SPRINTER», государственный регистрационный знак №, с 25.03.2017 года.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю в адрес Зайцева С.Я. направлены:
налоговое уведомление от 12.10.2017 № 79639025 об уплате за автомобиль марки «NISSAN-VANETTE» транспортного налога за 2014 год в размере 553 руб.;
налоговое уведомление от 06.08.2016 № 92399560 об уплате за автомобиль марки «NISSAN-VANETTE» транспортного налога за 2015 год в размере 804 руб.;
налоговое уведомление от 06.08.2017 № 35630862 об уплате за автомобиль марки «NISSAN-VANETTE» транспортного налога за 2016 год в размере 804 руб., за 2014 год в размере 553 руб. (всего 1357руб.);
налоговое уведомление от 21.08.2018 № 13839055 об уплате за автомобиль марки «NISSAN-VANETTE» транспортного налога за 2017 год в размере 804 руб., за автомобиль марки «TOYOTA-SPRINTER» транспортного налога за 2017 год в размере 792 руб., всего 1 596 руб.
Также в адрес Зайцева С.Я. направлены:
требование № 21403 об уплате до 16.02.2017 года недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 804 руб. и пени – 3,22 руб., согласно которому за административным ответчиком, по состоянию на 14.12.2016 года, числится общая задолженность в сумме 6 664,62 руб. (в том числе по налогам – 4 861,61 руб.);
требование № 12011 об уплате до 03.04.2018 года недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 года в размере 1 357 руб. и пени – 28,65 руб., согласно которому за административным ответчиком, по состоянию на 21.02.2018 года, числится общая задолженность в сумме 7 077,73 руб. (в том числе по налогам – 4 962,61 руб.);
требование № 4942 об уплате до 26.08.2019 года недоимки по транспортному налогу за 2017 год – 1 596 руб. и пени – 25,81 руб., согласно которому за административным ответчиком, по состоянию на 05.02.2019 года, числится общая задолженность в сумме 4 436,95 руб. (в том числе по налогам – 3757 руб.).
В установленные сроки обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнена, задолженность ответчика по транспортному налогу составляет: за 2014 год – 553 руб., за 2015 год – 804 руб., за 2016 год – 804 руб., за 2017 год – 1 596 руб., а всего 3 757 руб.
Налоговым органам исчислена пеня: за 2014 год – 11,67 руб., за 2015 год – 3,22 руб., за 2016 год – 16,98 руб., за 2017 год – 25,81 руб., а всего 57,68 руб.
В связи с неуплатой вышеуказанных налогов и пени административный истец 26.02.2020 года обратился к мировому судье судебного участка № 57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» с заявлением о вынесении судебного приказа. 04.03.2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимок по налогам и пени, который определением мирового судьи названного судебного участка от 01.04.2020 года был отменен.
Удовлетворяя административные требования о взыскании с ответчика задолженности и пени по НИФЛ за 2015, 2016 года, суд первой инстанции руководствовался статьей 23 Налогового кодекса РФ, устанавливающей для налогоплательщиков обязанность по уплате законно установленных налогов, а также статьей 48 Налогового кодекса РФ, в части устанавливающей 6-месячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа на подачу заявления о взыскании налога.
Вместе с тем, удовлетворяя административные требования частично, суд первой инстанции не учел положения абзаца второго пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, согласно которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Срок исполнения требования об уплате налога за 2015 год – до 16.02.2017 года (требование № 21403). Общий размер задолженности – 6 664,62 руб.
Срок исполнения требования об уплате налога за 2014, 2016 года – до 03.04.2018 года (требование № 12011). Общий размер задолженности –7 077,73 руб. руб.
Судебная коллегия принимает указанный в налоговых требованиях размер налоговой задолженности, поскольку он исчислен уполномоченным на то налоговым органом и административным ответчиком не опровергнут.
Таким образом, установленный законом для налогового органа 6-месячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2014, 2016 года истекал 03.10.2018 года, а за 2015 год – 16.08.2018 года.
Заявление о вынесении судебного приказа, датированное 27.01.2020 года, было подано мировому судье только 26.02.2020 года, т.е. с пропуском, установленного для этого процессуального срока.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении требований административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 года.
Кроме того, Зайцевым С.Я. была предоставлена квитанция об оплате 17.09.2020 года задолженности по транспортному налогу в размере 1742 руб. (л.д.53).
Из предоставленных налоговым органом возражений следует, что произведенная 17.09.2020 года оплата налоговой задолженности, была направлена на погашение задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 146 рублей и за 2017 год в размере 1596 рублей, т.е. задолженность за 2017 год была административным ответчиком погашена в полном объеме (без учета пени), в связи с чем, основания для ее повторного взыскания отсутствуют.
Вместе с тем, погашение Зайцевым С.Я. задолженности по транспортному налогу за 2017 год произведено после обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском, в силу чего пеня за не уплату указанного налога в установленный срок, за период с 04.12.2018 года по 04.02.2019 года, в размере 25,81 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Судебная коллегия не может принять во внимание довод об освобождении Зайцев С.Я. от уплаты налогов по причине инвалидности, так как в силу пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса РФ, пункта 1.1 статьи 7 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" применение такой налоговой льготы носит заявительный характер. Доказательств тому, что Зайцев С.Я. обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему налоговой льготы, с приложением документов, подтверждающих право на налоговую льготу, административным ответчиком суду не представлено. Следовательно, оснований для применения налоговой льготы в отношении Зайцева С.Я. у налогового органа не имелось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Исходя из установленных по данному делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части размера взысканной недоимки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 22 сентября 2020 года изменить, изложив второй абзац решения в следующей редакции:
Взыскать с Зайцева С.Я., <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю пеню по транспортному налогу за 2017 год, за период с 04.12.2018 года по 04.02.2019 года, в размере 25,81 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | И.А. Коноплева |
Судьи: | Е.А. Савченко |
С.Р. Карбовский |