ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-543/2021 от 21.09.2021 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья Яровицына Д.А. Строка - 21, госпошлина 0 руб.

Докладчик Лисицын А.А. Дело № 2а-543/2021, 33а-161/2021 г.

УИД 83RS0001-01-2021-000778-82

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 21 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

судей Бородина А.С. и Селезнева С.С.,

при помощнике судьи в качестве секретаря судебного заседания Костромине И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2021 года административное дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года, в соответствии с которым

административное исковое заявление Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании уведомлений незаконными удовлетворено.

Признаны незаконными уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 22 марта 2021 года №№ КУВИ-002/2021-26654073, КУВИ-002/2021-26659126, КУВИ-002/2021-26656072, КУВИ-002/2021-26656440, КУВИ-002/2021-26655313, КУВИ-002/2021-26657852, КУВИ-002/2021-26654347, КУВИ-002/2021-26657422, КУВИ-002/2021-26657130 об оставлении без рассмотрения запросов Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа.

Возложена обязанность на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу предоставить Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа сведения из Единого государственного реестра недвижимости в виде документов, перечисленных в запросах от 12 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Лисицына А.А., судебная коллегия

установила:

Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра по Архангельской области и НАО) об оставлении запросов без рассмотрения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15 марта 2021 года Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа обратилось в Управление Росреестра по Архангельской области и НАО с запросами о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в виде копий документов – договоров аренды земельных участков и договоров о замене стороны в договорах аренды земельных участков.

Данные запросы оставлены административным ответчиком без рассмотрения, поскольку, по мнению Управления Росреестра по Архангельской области и НАО, копии запрашиваемых документов могли быть предоставлены административному истцу только за плату.

Ссылаясь на положения пункта 4 части 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункта 6 статьи 6 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 г. № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа», иные нормативные правовые акты, административный истец полагал, что данные требования Управления Росреестра по Архангельской области и НАО не основаны на законе.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве соответчика привлечен филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и НАО).

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласились административные ответчики.

В своей апелляционной жалобе Управление Росреестра по Архангельской области и НАО просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на том, что запрашиваемые документы могли быть предоставлены Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа как правообладателю земельных участков только за плату. В запросах административного истца отсутствовали надлежащие основания для предоставления указанных выше сведений в виде копий документов.

В апелляционной жалобе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и НАО также ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части, касающейся данного административного ответчика. Ссылаясь на то обстоятельство, что административный истец с заявлениями о предоставлении каких-либо сведений и документов в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и НАО не обращался, его права и законные интересы филиалом не нарушались, данный административный ответчик полагает, что обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на него неправомерно.

В возражениях и.о. начальника Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа Алексеев А.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что 15 марта 2021 года Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа обратилось в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с запросами о предоставлении сведений из ЕГРН в виде копий документов – договоров аренды земельных участков и договоров о замене стороны в договорах аренды земельных участков.

Уведомлениями от 22 марта 2021 года данные запросы оставлены без рассмотрения в связи с тем, что копии документов могли быть предоставлены Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа только на возмездной основе, т.е. за плату.

Полагая, что административный ответчик незаконно оставил запросы о предоставлении сведений из ЕГРН без рассмотрения, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемые уведомления незаконными, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 3, частей 1 и 2 статьи 9, части 1 статьи 11, частей 1, 5 и 9 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 968 (также действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), пришел к выводу о том, что запрашиваемые Управлением имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа сведения в виде копий документов требовались для осуществления указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своих полномочий в установленной сфере деятельности, в связи с чем и на основании пункта 2 части 1 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежали предоставлению бесплатно.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют закону и основаны на представленных суду доказательствах, при правильном распределении судом бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора в рамках административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (части 2 и 3 статьи 62, части 9-11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (органом регистрации прав).

Частью 1 статьи 62 указанного Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

Перечень таких ограничений, в том числе содержится в части 13 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ, пунктом 4 которой предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, могут предоставляться руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации вправе запрашивать сведения из ЕГРН в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, если данные сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности.

Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, пунктом 6 статьи 6 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 г. № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» предусмотрено, что органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Земельным кодексом Российской Федерации.

Первоначально реализация данных полномочий, в том числе функций арендодателя при предоставлении в пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и функций администратора поступлений средств от продажи права на заключение договоров аренды на торгах таких земельных участков, возлагалась на Департамент финансов, экономики и имущества Ненецкого автономного округа (подпункт 1 пункта 18 Положения о Департаменте финансов, экономики и имущества Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2014 г. № 464-п).

В соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 25 августа 2015 г. № 273-п «Об органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа» (с изменениями, внесенными постановлением от 26 ноября 2015 г. № 383-п) с 1 октября 2015 года полномочия Департамента финансов, экономики и имущества Ненецкого автономного округа в сфере земельных отношений перешли к вновь образованному Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа.

Согласно Положению об Управлении имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, утвержденному постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 25 августа 2015 г. № 275-п (с изменениями и дополнениями), данное Управление:

- осуществляет в установленном земельным законодательством порядке управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, выполняет функции арендодателя при предоставлении таких земельных участков в пользование (подпункт 1 пункта 14);

- обеспечивает защиту имущественных прав и интересов Ненецкого автономного округа, в том числе в судебном порядке, как на его территории, так и за его пределами, в том числе представляет в судебных органах права и законные интересы Ненецкого автономного округа по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения, а также представляет в установленном порядке в судах права и законные интересы Управления по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения (подпункт 19 пункта 16);

- осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты неналоговых платежей, администратором которых является Управление в соответствии с законом об окружном бюджете (подпункт 24.2 пункта 16);

- имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов (должностных лиц) местного самоуправления и иных лиц сведения и материалы, необходимые для осуществления Управлением своих полномочий (подпункт 1 пункта 17).

Таким образом, Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, являясь исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, при обращении в суды с требованиями о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, действует в рамках возложенных на него полномочий в области земельных отношений, и, соответственно, сведения из ЕГРН в виде копий документов – договоров аренды данных земельных участков, были необходимы для осуществления полномочий указанного органа в установленной сфере деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона № 218-ФЗ по общему правилу сведения, содержащиеся в ЕГРН, аналитическая и иная информация предоставляются за плату.

Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 63 Федерального закона № 218-ФЗ, сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются по запросам о предоставлении сведений, поступившим от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, бесплатно.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал уведомления Управления Росреестра по Архангельской области и НАО от 22 марта 2021 года об оставлении запросов Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа без рассмотрения не соответствующими требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, запрашивая сведения из ЕГРН в виде копий документов, Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа действовало как правообладатель земельных участков, а не как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем на него возлагалась обязанность по оплате запрашиваемых сведений, противоречат приведенным выше положениям законодательных и иных нормативных правовых актов и установленным судом первой инстанции обстоятельствам дела.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что какие-либо иные основания для оставления запросов Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа без рассмотрения, помимо указания на возмездное предоставление запрашиваемых сведений в виде копий документов, уведомления не содержат.

Вместе с тем, возлагая обязанность по предоставлению указанных сведений на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и НАО, суд первой инстанции не учел следующее.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные им нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, по смыслу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по устранению допущенных нарушений закона возлагается на административного ответчика (например, орган государственной власти), совершившего оспариваемые действия (бездействие) или принявшего оспариваемое решение.

Возложение обязанности по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в ЕГРН, на федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное органу регистрации прав (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»), произведено Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу со дня его официального опубликования.

Согласно статье 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Из материалов дела следует, что Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа обратилось в Управление Росреестра по Архангельской области и НАО с запросами о предоставлении сведений из ЕГРН 15 марта 2021 года и 22 марта 2021 года данные запросы были оставлены без рассмотрения, то есть спорные отношения возникли до вступления в законную силу Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами не предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу.

Таким образом, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, а также то, что какие-либо запросы о предоставлении сведений из ЕГРН в виде копий документов от административного истца в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и НАО не поступали, права и законные интересы Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа решениями (действиями) или бездействием указанного выше учреждения не нарушались, на момент возникновения спорных правоотношений обязанность по предоставлению сведений из ЕГРН на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и НАО законом возложена не была, при этом ни упомянутый выше Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 120-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не возлагают на данный филиал обязанности по предоставлению сведений из ЕГРН по запросам, поступившим в орган регистрации прав до 30 апреля 2021 года, судебная коллегия не находит достаточных оснований для возложения обязанности по устранению нарушений закона, допущенных иным административным ответчиком – Управлением Росреестра по Архангельской области и НАО, именно на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и НАО.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что возложению по настоящему административному делу в судебном порядке обязанности по предоставлению сведений из ЕГРН в виде копий документов препятствует несоблюдение Управлением имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа при оформлении запросов определенных требований, предъявляемых к данным запросам действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. № 968 (далее – Порядок).

В частности, согласно пункту 43 Порядка, если сведения ограниченного доступа запрашиваются заявителями, указанными в частях 13 - 16 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ, в запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, предусмотренные частями 13 - 16 статьи 62 указанного Федерального закона, в том числе:

для заявителя - руководителя или заместителя руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации – вид (наименование) полномочия, осуществляемого в установленной сфере деятельности, наименование государственной или муниципальной услуги или базового государственного информационного ресурса, для осуществления (предоставления, ведения) которого запрашиваются сведения.

Пунктом 32 Порядка предусмотрено, что формы запросов приведены в приложениях №№1 - 4 к нему, при этом Приложение № 1 «Форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в виде копии документа» содержит пункт 8, в котором должны быть отражены указанные выше сведения.

Из материалов дела следует, что в данной графе запросов Управлением имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа указано «для обращения в арбитражный суд», что само по себе не является указанием на вид (наименование) полномочия, осуществляемого в установленной сфере деятельности.

При таких обстоятельствах решение суда в данной части как принятое с нарушением норм материального и процессуального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данного административного искового требования, что не препятствует Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа обратиться в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и НАО с запросами о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, оформленными в соответствии с Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 апреля 2021 г. № П/0149.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года в части возложения на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкого автономного округу обязанности по предоставлению Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа сведений из Единого государственного реестра недвижимости в виде документов, перечисленных в запросах от 12 марта 2021 года – отменить и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 КАС РФ, в судебную коллегию по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

Председательствующий А.А. Лисицын

Судьи А.С. Бородин

С.С. Селезнев

Мотивированное апелляционное определение составлено 22 сентября 2021 года