ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5451/2021 от 19.04.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Попов А.В. Дело № 33а-1709/2021

(дело№2а-5451/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Соболева В.М.,

судей Пристром И.Г., Санжаровской Н.Ю.

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании 19 апреля 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанностей организовать сбор и вывоз отходов и разработать проект рекультивации земель.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Пристром И.Г., мнение прокурора старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Коми Юдина А.В., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия

установила:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с требованиями о возложении обязанности в срок до 31.10.2020 организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных на территории земельного участка в местечке ... в <Номер обезличен> квартале ... участкового лесничества ГУ РК "Сыктывкарское лесничество" в кадастровом квартале <Номер обезличен> в точках координат:

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы, общим объёмом около 200 куб.м на площади около 2000 кв.м;

о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу по разработке проекта рекультивации земель на указанном земельном участке, а также по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель в соответствии с данным проектом.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества в Республике Коми, Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены.

Возложена обязанность на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных на территории земельного участка в местечке ... в <Номер обезличен> квартале ... участкового лесничества ГУ РК "Сыктывкарское лесничество" в кадастровом квартале <Номер обезличен> в точках координат:

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы,

общим объёмом около 200 куб.м на площади около 2000 кв.м.

Возложена обязанность на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу по разработке проекта рекультивации земель на территории земельного участка в местечке ... в <Номер обезличен> квартале ... участкового лесничества ГУ РК "Сыктывкарское лесничество" в кадастровом квартале <Номер обезличен> в точках координат:

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы;

- ... северной широты и ... восточной долготы,

а также по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель в соответствии с данным проектом.

В апелляционной жалобе поданной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, отмечается, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу поскольку: не наделено полномочием по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезврежеванию, размещению отходов; и не финансируется из субвенций федерального бюджета; не является собственником земельного участка и собственником отходов, собственником объекта- несанкционированной свалки.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11 марта 2021 года настоящее дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанностей организовать сбор и вывоз отходов и разработать проект рекультивации земель передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми -участие не принимал, ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя.

Участвующий в деле прокурор - старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Коми Юдин А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не предоставили.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия по административным делам пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

Из обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции следует, что в июне 2020 года Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно со специалистом Сыктывдинского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми была проведена проверка исполнения Министерством природоохранного законодательства при организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО МР "Сыктывдинский".

По результатам проверки составлено заключение № <Номер обезличен> от 03.06.2020, в соответствии с которым на территории государственного лесного фонда выявлены свалки отходов, а именно: на земельном участке в местечке ... в <Номер обезличен> квартале ... лесничества ГУ РК "Сыктывкарское лесничество" в границах месторождения суглинка ..." (... км юго-западнее г. Сыктывкара) выявлена свалка, которая представляет собой порядка 20 навалов разрозненных куч бытовых и строительных отходов, а именно: отходы мебели, порубочные остатки, полиэтилен, отходы от разборки деревянных строений, рамы, стекло, крупногабаритные отходы, отходы от сноса и ремонта зданий, остатки мебели, отходы корчевания пней, шифер, доски; по всей площади завезены кучи опилок и остатков коры.

Бытовые и строительные отходы размещены ближе к дороге на участке с координатами ..., ..., ..., ..., ..., ....

Несколько куч с отходами примыкают к лесному массиву на участке с координатами ..., ..., ..., ....

Кучи с опилками растянуты по всей поверхности рекультивированного карьера с координатами ..., ....

Порубочные остатки размещены у дороги с координатами ..., ....

На выезде из карьера с координатами ..., ...; ..., ... между деревьями имеются навалы отходов мебели и древесные отходы.

Общий объем отходов без учета опилок и коры не менее 200 куб. метров на площади около 2000 кв. метров.

Все отходы являются отходами 4 и 5 классов опасности для окружающей среды.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты данные свалки расположены на землях государственного лесного фонда. При этом сведения о данных местах расположения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов отсутствуют.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 42 Земельного кодекса РФ, статей 19, 50.7, 51, 53, 60.1 – 60.3, 60.12, 83,84 Лесного кодекса РФ, статей 3,4, 16,16.1, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, установив, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, кому-либо в законное владение и пользование не передан, пользователи, землевладельцы этого участка, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, пришел к выводу о том, что обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов, размещенных на земельном участке, а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельного участка, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, как на орган исполнительной власти в области лесных отношений в Республике Коми.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется, в силу следующего.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса РФ, статья 51 Лесного кодекса РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса.

Применительно к полномочиям в области лесных отношений в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Республике Коми является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года № 452, его основными задачами являются обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов, повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (подпункты 5,6,8,12 пункта 9 Положения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статей 51, 53 Лесного кодекса РФ леса полежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14). Меры санитарной безопасности в лесах предусмотрены пунктом 2 названных Правил, и данный перечень не является исчерпывающим.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда. Положениями пункта 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизведение лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также должна осуществляться, в том числе рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подвергались загрязнению и иному негативному воздействию.

Учитывая изложенное, обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на спорном земельном участке, а также по обеспечению разработки проекта и осуществления рекультивации земельного участка, правомерно возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, в рамках которых подлежит ликвидация несанкционированной свалки, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды, что согласуется с положениями статей 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Не принимаются во внимание и доводы административного ответчика о том, что законом не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), как противоречащие положениям пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ. В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Прекращение с 01 октября 2016 года действия нормы статьи 55 Лесного кодекса РФ, предусматривавшей очистку лесов от захламления и загрязнения, - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах при осуществлении полномочий по охране лесов от загрязнений и иного негативного воздействия в силу главы 3.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона об охране окружающей среды и Правил санитарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607).

Введенная с 01 марта 2017 года норма части 3 статьи 60.12 главы 3.2 «Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия» Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется, в том числе органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

С учетом изложенного, в рассматриваемом споре, таким органом является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Ссылки апеллянта в подтверждение своей правовой позиции на решения Арбитражных судов по делу № <Номер обезличен> судебной коллегией отклоняются, поскольку данные судебные акты не является преюдициальными.

Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с обжалуемым решением суда, направлены на переоценку собранных и исследованных судом первой инстанции доказательств, выводов суда не опровергают и не содержат правовых оснований, которые могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми- без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня его принятия. Срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, исключается из указанного выше шестимесячного срока.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 апреля 2021 года.

Председательствующий –

Судьи -