Судья: Галяутдинова Д.И. УИД 16RS0050-01-2019-007691-20 дело в суде первой инстанции № 2а-5458/2019 дело в суде апелляционной инстанции № 33а-1163/2020 учет № 022а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш. судей Галимова Л.Т., Сайдашевой Э.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадыровой А.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 8 октября 2019 года, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю главы Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2 об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка за плату в собственность и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов. В обоснование указал, что он является собственником <адрес>. Данный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ...., уточненной площадью 705 кв. м, участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – индивидуальный дом. Намереваясь приобрести указанный земельный участок в собственность за плату, административный истец обратился в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани» с заявлением, приложив также координаты проектных красных линий, выданные 19.06.2019 МУП «Центр подготовки исходной документации». 26.07.2019 органом местного самоуправления принято решение об отказе в предоставлении земельного участка с указанием на то, что его границы пересекают красные линии территории общего пользования, а территория общего пользования приватизации не принадлежит. Однако, земельный участок не является участком общего пользования, улицей, проездом и т.д. Кроме того, рядом с ним расположены смежные земельные участки с кадастровыми номерами .... и ...., имеющие вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, на которых располагаются жилые дома. Улиц, проездов, мест общего пользования на смежных земельных участках также не имеется. То обстоятельство, что границы земельного участка с кадастровым номером .... не пересекают проектных красных линий, что подтверждается также информационным письмом кадастрового инженера. Поскольку право собственности на жилой дом признано за ним решением суда, то данное решение косвенно подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером .... не является участком общего пользования, не подлежащим приватизации. Представитель административных ответчиков иск не признал. Суд в иске отказал. В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, указывая, что оно не соответствует требованиям закона. Судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Судом установлено, административному истцу принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером ...., площадью 194,1 кв. м, по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано за ФИО1 на основании вступившего в законную силу решения Приволжского районного суда г.Казани от 25.04.2013 по делу ..... Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ...., площадью 705 кв. м. Данный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – индивидуальный дом. Решением заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани» ФИО2 от 26.07.2019 исх. .... административному истцу сообщено о невозможности предоставления земельного участка в собственность со ссылкой на заключение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани». Предоставление земельного участка в существующих границах возможно в аренду (л.д. 46-47). Согласно ответу начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» ФИО3 от 24.09.2019 .... проектные красные линии нанесены для закрепления территории общего пользования, которой может пользоваться неограниченный круг лиц, под организацию проезда и технического коридора, проложенных и перспективных магистральных инженерных коммуникаций. В соответствии с дежурным планом красных линий кадастровые границы запрашиваемого земельного участка в границы проектных красных линий не попадают. Однако, согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта, утвержденного Генерального плана <адрес> запланировано строительство улицы общегородского значения с координированным светофорным движением «по зеленой волне». В настоящее время разработан проект нового Генерального плана городского округа г.Казани, согласно которому значительная часть данного земельного участка расположена в границах планируемой по <адрес> магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения. В Генеральном плане отображаются только направления и категории дорог. Точное расположение красных линий <адрес> должно быть определено при разработке проекта планировки территории (л.д. 102-103). Дополнительно в письме от 28.09.2019 .... начальником МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» ФИО3 сообщено, что поскольку в соответствии со схемой общегородской улично-дорожной сети и транспорта, утвержденной Генеральным планом <адрес> предусмотрено размещение автомобильной дороги общегородского значения с координированным движением в режиме «зеленой волны», в дежурный план красных линий были внесены проектные красные линии данной автомобильной дороги. Земельный участок с кадастровым номером .... расположен в проектных красных линиях вышеуказанной автодороги. В материалах проекта нового Генерального плана г.Казани также предусмотрено размещение автодороги по <адрес> (л.д. 108). Градостроительный устав г.Казани утвержден решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19. Градостроительное законодательство не содержит понятия «проектные красные линии». Согласно ч.ч. 3-6 ст. 41 Устава, красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ земельных участков. Красные линии подлежат обязательному отражению и учету: в документации по планировке территории; в проектной документации объектов капитального строительства, проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при установлении границ территориальных зон; в проектах территориального землеустройства; при установлении границ земельных участков. Исполнительный комитет обеспечивает ведение дежурного плана красных линий. В дежурном плане красных линий отражаются, собираются и хранятся подлинные чертежи планов красных линий, разбивочные чертежи и акты установления (изменения) красных линий, иные материалы по красным линиям. В соответствии с Положением о МКУ «Управление градостроительных разрешений ИКМО г.Казани», утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 26-3, Управление является органом Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани. К полномочиям Управления относятся, в том числе: осуществление планирования застройки, территориального зонирования земель города; организация разработки проекта Генерального плана города, плана реализации Генерального плана города, проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в Генеральный план города, в план реализации Генерального плана города, проектов инженерных сооружений и благоустройства города (пункты 3.1.1, 3.1.2). Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение об отказе исх. .... от 26.07.2019 принято органом местного самоуправления обоснованно и законно, поскольку, согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта действующего Генерального плана г.Казани и проекту нового Генерального плана <адрес> запланировано строительство магистральной улицы общегородского значения, размещение автомобильной дороги, а часть спорного земельного участка расположена в границах планируемой территории. С таким выводом согласиться нельзя. Суд первой инстанции в решении не привел доказательств того, что имеется утвержденный проект планировки территории и утвержденные красные линии, в состав которого входил бы испрашиваемый земельный участок. Документация по планировке территории не была разработана и утверждена в соответствии со ст.ст. 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Собственники зданий, имеющих исключительное право, на приобретение земельных участков в собственность за плату в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не должны зависеть от проектных красных линий, не прошедших установленную законодательством процедуру утверждения соответствующей документации и не могут приравниваться к тем спорным отношениям, в которых, напротив, испрашиваемые земельные участки подпадают под утвержденные красные линии в составе утвержденной в установленном законом порядке планировки территории. Вместе с тем, градостроительное законодательство не содержит понятия «проектных красных линий». В ст. 41 Градостроительного Устава г.Казани также указано только о красных линиях, которые могут изменяться, согласовываться, утверждаться в составе проектов планировок территорий. В Дежурном плане красных линий отражаются, собираются и хранятся подлинные чертежи планов красных линий, разбивочные чертежи и акты установления (изменения) красных линий, иные материалы по красным линиям. То есть не проектные красные линии, а утвержденные красные линии. Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани не отрицается факт того, что красные линии являются проектными (подтверждается письмом УАиГ от 24.09.2019 исх.....). Также должностным лицом - начальником УАиТ г.Казани в этом письме разъяснено, что согласно дежурному плану красных линий кадастровые границы запрашиваемого земельного участка в границы проектных красных линий не подпадают. Также кадастровым инженером письмом за ...., приложенного к исковому заявлению, определено:«... согласно координатам характерных точек границ анализируемого земельного участка, содержащихся в ЕГРН, с использованием координат «проектных красных линий» в городской системе координат (подготовленным МУП «ЦГ1ИД», границы земельного участка с кадастровым номером .... за проектные красные линии не выходят и не пересекают, что также схематично отражено в приложении информационного письма». Далее в письме от 24.09.2019 за подписью начальника УАиГ разъяснено, что в настоящее время разработан проект нового Генерального плана городского округа Казань, который еще не утвержден. В Генеральном плане отображаются лишь направления и категории дорог. Точное расположение красных линий должно быть определено при разработке проекта планировки территории. Ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 9, ст. 23 ГрК РФ устанавливают, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). На картографическом материале, утверждаемом в составе генерального плана, отображаются в том числе автомобильные дороги местного значения, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (ч.ч. 3, 5 ст. 23 ГрК РФ). Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ч.ч. 1, 4 ст. 41 ГрК РФ). Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ). В соответствии с п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Из анализа приведенных выше положений ГрК РФ следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий. Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О. Между тем суд первой инстанции не применил названные нормы градостроительного законодательства в их системном единстве и не дал надлежащей оценки изложенным выше обстоятельствам административного дела. В связи с чем, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении административного иска нельзя признать обоснованным. Требования истца подлежат удовлетворению частично. Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Исходя из смысла приведенной нормы права, суд не вправе вмешиваться в компетенцию государственных органов и возлагать обязанность по принятию каких-либо определенных решений, поскольку вмешательство в хозяйственную и оперативно-распорядительную административную деятельность государственных органов не допускается, иначе это нарушало бы принцип разделения властей. Поэтому судебная коллегия ограничивается возложением на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление истца для принятия по нему необходимого решения в установленном законом порядке. При указанных обстоятельствах состоявшееся по данному делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 октября 2019 года по данному делу отменить и принять новое решение. Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично. Признать незаконным отказ заместителя главы администрации Вахитовского и Приволжского районов города Казани от 26 июля 2019 года в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Вахитовского и Приволжского районов города Казани рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении ему земельного участка повторно. В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке. Председательствующий Судьи |