В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33а-3663/2020
№2а-545/2020
строка № 3.022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Воронеж 21 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Меремьянина Р.В.
судей Калугиной С.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Жуковской И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ФИО3 о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе административных истцов ФИО2, ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., пояснения ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, ФИО1 обратились в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ФИО3, в котором просили признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившееся в уклонении от подачи в Управление Росреестра по Воронежской области заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка № от 23 мая 2019 года, в течение 5 рабочих дней со дня его заключения (согласно п.1 ст.433 ГК РФ – дня возвращения подписанного покупателем договора купли-продажи в Департамент). Просили обязать ответчика направить заявление о государственной регистрации в управление Росреестра по Воронежской области.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска ФИО1ФИО2 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Дело с апелляционной жалобой поступило в Воронежский областной суд, направлено для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО2, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч. 1, 2 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также других оснований.
При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 420 ГК РФ).
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.В силу ст. 551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218 "О государственной регистрации недвижимости", орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право возникают на основании сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как следует из материалов дела, 23 мая 2019 года между ФИО2 (покупатель) и Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в лице заместителя руководителя департамента ФИО3 (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1938 кв.м., с кадастровым номером №.
Согласно п.1.2 данного договора на выкупаемом земельном участке находится принадлежащие покупателю на праве собственности автомоечный комплекс и сушильный комплекс.
В соответствии с п.4.1.1 Продавец обязуется обеспечить государственную регистрацию права собственности за земельный участок.
В соответствии с п.4.2.1 договора Покупатель обязуется оплатить цену земельного участка, которая согласно п.2.1 договора составляет 487 213,2 руб.
Как следует из текста, представленного в материалы дела договора от 23 мая 2019 года, он подписан со стороны ФИО2 без п.п.2.2. в соответствии с которым, Покупатель перечисляет денежные средства в течение 7 рабочих дней с даты получения договора.
В соответствии с п.6.3 договора на основании ст.ст.131, 551 ГК РФ и ст.25 ЗК РФ переход права собственности на земельный участок по настоящему договору подлежит государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
11 октября 2019 г. ФИО2 в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> возвращен договор купли-продажи земельного участка №-з от 23 мая 2019 г. и договор сдан на государственную регистрацию.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав от 22 октября 2019 года государственная регистрация приостановлена, в связи с непредставлением заявления на государственную регистрацию Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес>, а также в связи с непредставлением на государственную регистрацию заявления о регистрации залога в силу закона либо документов, подтверждающих расчет по договору купли-продажи.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что рассмотрение заявленных требований связано с разрешением спора о гражданских правах истцов, вытекающих из заключенного между сторонами договора купли-продажи земельного участка, которые урегулированы положениями ГК РФ, имеющимися в отношении договора разногласиях, не основаны на властном подчинении одной стороны другой, в связи с чем, дело подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Вместе с тем дело рассмотрено районным судом в порядке административного судопроизводства, без учета приведенных положений ГПК РФ и характера возникших правоотношений.
Принимая во внимание, что вид судопроизводства (административное либо гражданское) определяет суд, исходя из принципов процессуальной экономии и эффективности, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба ФИО2, ФИО1 должна быть рассмотрена по правилам ГПК РФ, в связи с чем, дело по исковому заявлению истцов подлежит передаче в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Такое процессуальное решение согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года №-П, о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
перейти к рассмотрению апелляционной жалобы ФИО1, ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 февраля 2020 года в порядке гражданского судопроизводства.
Передать дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ФИО3 о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: