ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5495/2021 от 17.05.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Демичева Н.Ю. № 2а-5495/2021

Докладчик Певина Е.А. № 33а-3980/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 17 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Певиной Е.А.

судей Кошелевой А.П., Толстик Н.В.

при секретаре Давиденко Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Альбре Юлии Сергеевны на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №17 по Новосибирской области к Альбре Юлии Сергеевне о взыскании недоимки по страховым взносам.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя административного истца Богомоловой О.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска (23.11.2021 произведена замена правопреемником МИФНС России №17 по Новосибирской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Альбре Ю.С. недоимки по страховым взносам и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что налогоплательщик Альбре Ю.С. (ИНН <данные изъяты>) является арбитражным управляющим и в силу статей 23, 34, 430, 432 НК РФ обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно сведениям органа, осуществляющего ведение сводного государственного реестра арбитражных управляющих - Росреестра, поступившим в адрес налогового органа 09.09.2020, Альбре Ю.С. в период с 27.06.2016 по 12.08.2020 состояла в реестре членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Соответственно, на административном ответчике лежала обязанность уплатить указанные страховые взносы за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы. В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей, административным истцом через личный кабинет налогоплательщика направлялись требования № 68075 от 02.10.2020 об уплате страховых взносов за 2017-2018 годы и пени в срок до 20.11.2020, № 72049 от 11.11.2020 об уплате страховых взносов за 2019-2020 годы и пени в срок до 29.12.2020. В связи с неисполнением требований налогового органа в установленный срок, административный истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа, однако, в связи с поступившими от ответчика возражениями судебные приказы от 12.02.2021, от 07.06.2021 отменены определениями мирового судьи от 12.03.2021 и 17.06.2021 соответственно.

Учитывая, что до настоящего времени обязанность по уплате страховых взносов Альбре Ю.С. не исполнена, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год в размере 23 400 руб., пени в размере 5 285, 07 руб., за 2018 год в размере 26 545 руб., пени в размере 3 599, 28 руб., за 2019 год в размере 29 354 руб., пени в размере 1 597, 11 руб., за 2020 год пени в размере 212, 23 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 4 590 руб., пени в размере 1036, 71 руб., за 2018 год в размере 5 840 руб., пени в размере 791, 86 руб., за 2019 год в размере 6 884 руб., пени в размере 374, 55 руб., за 2020 год пени в размере 55, 11 руб.

Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 13.12.2021 административное исковое заявление удовлетворено.

С указанным решением суда не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции неправомерно не принято во внимание заявление административного ответчика о несоблюдении налоговым органом порядка и срока для принудительного взыскания недоимки по страховым взносам. Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате взноса направляется плательщику не позднее трех месяцев после наступления установленного законом срока его уплаты. Направление требования – первая и обязательная стадия принудительного взыскания, которое должно быть осуществлено в пределах совокупности сроков, установленных ст.ст. 48, 70 НК РФ.

Днем выявления недоимки по страховым взносам за 2017-2019 годы является, соответственно, 09 января 2018, 2019, 2020 годов, срок для направления требований истекает, соответственно, 10 апреля 2018, 2019, 2020 годов. Требование об уплате страховых вносов за 2017-2018 годы получено в личном кабинете налогоплательщика 03.10.2020, требование об уплаты страховых взносов за 2019-2020 годы получено лишь 13.11.2020. Ранее в адрес административного ответчика уведомлений и требований о наличии недоимки не поступало, как и уведомлений о постановке на налоговый учет. Таким образом, административным истцом нарушен срок направления требования об уплате недоимки, что является нарушением процедуры взыскания задолженности.

Кроме того, районным судом оставлено без внимания, что в силу пп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ обязанность административного ответчика по уплате страховых взносов возникает с момента постановки на учет в налоговом органе, т.е. с 09.09.2020. Сам по себе факт вступления в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих не свидетельствует о дате постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов. Более того, Альбре Ю.С. включена в реестр членов саморегулируемой организации в июне 2016 года, до введения в действие главы 34 НК РФ «Страховые взносы», в данный период нормы об обязанности арбитражными управляющими оплачивать страховые взносы отсутствовали.

Ссылки суда на Приказ Минфина России от 05.11.2009 №114н в обоснование обязанности уплаты административным ответчиком страховых взносов до даты постановки на налоговый учет в качестве арбитражного управляющего неприменимы. Норма, определяющая постановку на налоговый учет арбитражных управляющих, впервые введена в Порядке постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утвержденном Приказом Минфина от 29.12.2020 №329н.

Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Учитывая, что за период 2017-2019 годов Альбре Ю.С. в качестве арбитражного управляющего на налоговом учете не состояла, требований об уплате недоимки не получала, административный ответчик не должна нести ответственность за бездействие уполномоченного органа, осуществляющего функции по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и обязанных сообщать сведения в налоговый орган, а также риски неблагоприятных последствий в виде штрафных санкций, начисленных единовременно за четыре года, в результате чего ухудшается ее положение как налогоплательщика и нарушаются права в связи с увеличением налогового бремени.

На апелляционную жалобу административным истцом поданы возражения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Исходя из положений пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из обстоятельства дела и не оспаривается административным ответчиком в период 27.06.2016 по 12.08.2020 Альбре Ю.С. состояла в реестре членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Сведения о нахождении Альбре Ю.С. в реестре членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих в период с 27.06.2016 по 12.08.2020 получены налоговым органом 09.09.2020, в связи с чем она поставлена на налоговый учет в качестве арбитражного управляющего.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (абзац 3 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

По состоянию на 02.10.2020 Альбре Ю.С. выставлено требование № 68075 об уплате в срок до 20.11.2020 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 годы и пени, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 годы и пени, которое получено административным ответчиком в личном кабинете налогоплательщика 03.10.2020, что подтверждается скриншотом страницы личного кабинета Альбре Ю.С.

По состоянию на 11.11.2020 Альбре Ю.С. выставлено требование № 72049 об уплате в срок до 29.12.2020 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год и пени, а также страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год и пени, а также пени, начисленные на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год, которое получено административным ответчиком в личном кабинете налогоплательщика 13.11.2020, что подтверждается скриншотом страницы личного кабинета Альбре Ю.С.

Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Административный ответчик в сроки, указанные в требованиях налогового органа, задолженность по налогам не уплатила, что послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи от 12.03.2021 судебный приказ от 12.02.2021 о взыскании с Альбре Ю.С. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017-2018 годы и пени отменен.

Определением мирового судьи от 17.06.2021 судебный приказ от 07.06.2021 о взыскании с Альбре Ю.С. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 годы и пени отменен.

Настоящее административное исковое заявление поступило в Октябрьский районный суд г. Новосибирска 13.09.2021.

С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с административного ответчика задолженности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом процедуры взыскания задолженности и своевременности обращения в суд с административным исковым заявлением.

Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, административный ответчик ссылается на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки по страховым взносам за 2017-2019 годы.

Согласно пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

В соответствии с п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из выписки из базы данных АИС Налог-3 ПРОМ, подтверждающих получение сведений о включении в реестр членов саморегулируемой организации (л.д.12) сведения о включении Альба Ю.С. в указанный реестр поступили в налоговый орган 09.09.2020.

Таким образом, у налогового органа по состоянию до 09.09.2020 отсутствовала объективная возможность выявить недоимку по уплате Альбре Ю.С., страховых взносов.

Требования об уплате страховых взносов налоговым органом направлены в адрес административного ответчика за 2017, 2018 годы - 02.10.2020 (получено административным ответчиком 03.10.2020) и, соответственно, за 2019, 2020 годы – 11.11.2020 (получено 13.11.2020), т.е. в трехмесячный срок с момента выявления недоимки. Обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа имело место в срок, установленный ст. 48 НК РФ.

Не могут быть приняты во внимание и доводы административного ответчика в той части, что обязанность по уплате страховых взносов за период 2017-2020 годов у Альбре Ю.С. не возникла, поскольку на налоговый учет она была поставлена 09.09.2020, т.е. после исключения из реестра членов саморегулируемой организации.

Согласно п.3 ст. 430 НК РФ если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Положениями п/п 2 п.4 ст. 430 НК РФ предусмотрено, что в целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: для арбитражного управляющего - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.

Таким образом, положениями пунктов 3 и 4 статьи 430 НК РФ определен порядок расчета страховых взносов при условии, что плательщик начинает осуществлять профессиональную деятельность в течение расчетного периода, а не момент возникновения обязанности по уплате страховых взносов.

В силу положений п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в том числе арбитражными управляющими, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 432 НК РФ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в период с 27.06.2016 по 12.08.2020 Альбре Ю.С. состояла в реестре членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов.

Анализ положений норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования, как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям, соответственно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода (Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 №210-О).

Таким образом, судебная коллегия находит приведенные в оспариваемом решении выводы правильными, должным образом мотивированными, основанными на правильном применении норм материального права, анализе и оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

Доводы апелляционной жалобы в той части, что ссылка суда первой инстанции на Приказ Минфина России от 05.11.2009 №114н не регулирует порядок постановки на налоговый учет арбитражных управляющих, в связи с чем неприменим к рассматриваемому спору, не могут служить основание для отмены постановленного решения. Как верно районным судом, Альбре Ю.С., располагая сведениями о включении в реестр саморегулируемой организации в качестве арбитражного управляющего, возложенную на нее законом обязанность по самостоятельному исчислению и уплате страховых взносов, не исполняла, доказательств обратного не представлено.

Обязанность платить налоги – это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2017 N 381-О-П).

В целом доводы апелляционной жалобы дублируют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые повлекли принятие незаконного судебного акта либо являются безусловным основанием для его отмены или изменения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Альбре Юлии Сергеевны – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи