ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-549/2023 от 12.03.2024 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Невидимова Н.Д. Материал а-192/2023

(Дело № 2а-549/2023)

№ 33а-412/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2024 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Князева Д.А., рассмотрев представление прокурора Анивского района на определение Анивского районного суда Сахалинской области от 07 декабря 2023 года об отсрочке исполнения решения суда,

установила:

решением Анивского районного суда Сахалинской области от 24 августа 2023 года, вступившим в законную силу 05 октября 2023 года, на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» возложена обязанность обеспечить финансирование выполнения работ по ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Анивскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области от 08 ноября 2023 года на основании исполнительного листа, выданного Анивским районным судом, возбуждено исполнительное производство -ИП.

15 ноября 2023 года администрация муниципального образования «Анивский городской округ» обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 мая 2024 года.

В обоснование заявления указано, что в настоящее время у администрации отсутствует возможность исполнить решение суда ввиду того, что вопросы утверждения бюджета находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, который разрешит вопрос о выделении финансирования до конца текущего года. Реализация бюджета возможна будет только с 01 января 2024 года. Департаментом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» в настоящее время подготовлен локальный сметный расчет на ремонт жилого помещения и в 2024 году запланировано заключение соответствующего контракта с подрядчиком.

Определением Анивского районного суда Сахалинской области от 07 декабря 2023 года заявление администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворено.

На данное судебное постановление прокурором Анивского района принесено представление, в котором он просит определение суда первой инстанции отменить, отказать органу местного самоуправления в отсрочке исполнения судебного акта.

В обоснование представления прокурор указывает на неправильную оценку представленных доказательств Анивским районным судом при исследовании доводов заявителя о наличии уважительных причин, препятствующих исполнению судебного акта. Полагает, что удовлетворение требований администрации муниципального образования «Анивский городской округ» приведет к нарушению баланса интересов всех участников исполнительного производства, в том числе, нарушит права неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Анива. Приведенные органом местного самоуправления обстоятельства в обоснование невозможности выделения финансирования не являются исключительными.

Относительно доводов представления администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» принесены дополнительные письменные пояснения, из которых следует, что средства на ремонт муниципальных жилых помещений предусматриваются муниципальной программой «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ», утвержденной постановлением администрации Анивского городского округа от 16 октября 2019 года № 2023-па. На момент обращения в суд с заявлением об отсрочке денежных средств на реализацию указанной программы уполномоченным муниципальным учреждением предусмотрено не было, что, по мнению заявителя, и свидетельствовало о наличии препятствий к исполнению решения суда.

В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья рассматривает частную жалобу без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела и доводы частной жалобы, прихожу к следующему.

В силу положений части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Из содержания части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ) следует, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, статьи 358 КАС РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе, права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда (вопрос 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года).

Удовлетворяя заявление администрации муниципального образования «Анивский городской округ», суд первой инстанции исходил из особенностей организации бюджетного процесса, исключающих возможность исполнения решения суда в иные сроки, чем предусмотрено законом; отсутствия уже выделенных денежных средств.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда не усматриваю, признавая их обоснованными и законными, они в полной мере согласуются с приведенными положениями статей 189, 358 КАС РФ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года.

Так, из буквального содержания решения суда от 24 августа 2023 года следует, что срок исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности по выделению финансирования не устанавливался, что предполагало необходимость безотлагательного исполнения такого судебного акта.

Однако, учитывая тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Анивский городской округ», Администрация муниципального образования является органом местного самоуправления, то финансирование их деятельности и порядок расходов регулируется бюджетным законодательством.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ) и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций (часть 4 статьи 152 БК РФ).

Пунктом 3 статьи 184 упомянутого Кодекса закреплено, что порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, определяемых этим Кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований,

Статьей 83 в пункте 1 БК РФ установлено требование, согласно которому в случае принятия закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения таких расходных обязательств.

Выделение бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (пункт 2 статьи 83 БК РФ).

Из материалов дела следует, что средства на ремонт муниципальных жилых помещений на территории муниципального образования «Анивский городской округ» предусматриваются муниципальной программой «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ», утвержденной постановлением администрации № 2023 – па от 16 октября 2019 года.

Финансирование данной программы производиться за счет средств местного бюджета (статья 8).

В соответствии с Приложением № 10 к данной муниципальной программе, мероприятия по проведению ремонта муниципального жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, запланированы на 2024 год. Соответственно, на момент вынесения судом ДД.ММ.ГГГГ решения по настоящему административному делу, необходимое финансирование отсутствовало и не могло быть выделено ранее начала очередного финансового года (то есть 2024 года).

Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии причин, существенно затрудняющих исполнение решения, а также реальной возможности исполнения судебного акта по истечении срока отсрочки, обусловленного особенностями бюджетного процесса. Отсрочка исполнения решения суда не нарушает прав другой стороны на получение исполнения в разумные сроки.

При таких данных, оснований для отмены обжалуемого определения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

о п р е д е л и л а:

определение Анивского районного суда Сахалинской области от 07 декабря 2023 года оставить без изменения, представление прокурора Анивского района – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Д.А. Князева