Судья Зверева О.П. УИД 16RS0031-01-2019-001316-73 № дела в суде первой инстанции 2а-553/2020 № дела в суде апелляционной инстанции 33а-16075/2020 Учет № 022а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 ноября 2020 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Горшунова Д.Н., судей Моисеевой Н.Н., Шакуровой Н.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ханновым Д.И., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Галиуллиной С.К., Гладкова Е.Н. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 5 августа 2020 года, которым постановлено: административное исковое заявление Галиуллиной Сагдии Кирамовны, Гладкова Евгения Николаевича к руководителю исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным постановления руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Авзалова Ленара Гаязовича № .... от 08 августа 2019 года «Об отмене постановления руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 10 июня 2011 года № 1886 «Об установлении адреса земельным участкам ДНП «УК «Усадьба» оставить без удовлетворения полностью. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А : Галиуллина С.К. Гладков Е.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к руководителю Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным постановления руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Авзалова Л.Г. № .... от 8 августа 2019 года «Об отмене постановления руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 10 июня 2011 года № .... «Об установлении адреса земельным участкам дачного некоммерческого партнерства «Управляющая компания «Усадьба». В обоснование заявленных требований указано, что Галиуллина С.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного в границах дачного некоммерческого партнерства «Усадьба». Гладков Е.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного в границах дачного некоммерческого партнерства «Усадьба». 10 июня 2011 года постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района № .... «Об установлении адреса земельным участкам дачного некоммерческого партнерства «Управляющая компания «Усадьба» земельным участкам, расположенным в границах дачного некоммерческого партнерства «Усадьба», в том числе земельным участкам административных истцов, были присвоены адреса. 8 августа 2019 года руководителем Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Авзаловым Л.Г. вынесено постановление об отмене вышеуказанного постановления. Основанием для отмены явился протест прокурора Тукаевского муниципального района старшего советника юстиции Галимарданова А.Ф. от 8 июля 2019 года № ..... Административные истцы ссылаются на то, что установление адресов на территории дачного некоммерческого партнерства было осуществлено законно, в соответствии с действующим в указанный период законодательством. Считают незаконной отмену руководителем Исполнительного комитета района постановления № .... от 10 июня 2011 года об установлении адресов. Просили суд признать недействительным постановление руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Авзалова Л.Г. №.... от 08 августа 2019 года «Об отмене постановления руководителя исполкома Тукаевского муниципального района от 10 июня 2011 года №.... «Об установлении адреса земельным участкам ДНП «УК «Усадьба». Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке. С таким решением не согласились Галиуллина С.К., Гладков Е.Н., в апелляционной жалобе просят об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, приводят при этом те же доводы, что и суду первой инстанции. Также приводят доводы о том, что несмотря на то, что постановление №.... было вынесено в 2011 году, представление об отмене указанного постановления Прокуратурой было вынесено лишь в 2019 году. Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене. В силу пунктов 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ). Согласно нормам статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 10 июня 2011 года) к вопросам местного значения поселения относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 10 июня 2011 года) установлены вопросы местного значения района, в которые не входит присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан. Также указано, что органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 10 июня 2011 года) указано, что межселенная территория это территория, находящаяся вне границ поселений. Согласно статье 7 Устава Тукаевского муниципального района, принятого решением Представительного органа муниципального образования Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан от 08 декабря 2005 года №...., зарегистрированный в ГУ Минюста России по Приволжскому федеральному округу 29 декабря 2005 года № .... (в редакции, действовавшей на 10 июня 2011 года), установлены вопросы района, в которые не входит присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан. Согласно п. 21 ст. 14 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» (в редакции, действовавшей на 10 июня 2011 года) к вопросам местного значения поселения относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Статьей 16 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» (в редакции, действовавшей на 10 июня 2011 года) установлены вопросы местного значения района, в которые не входит присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан. Также указано, что органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.Согласно статье 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона. Согласно статье 28 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона. Согласно статье 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует, Галиуллина С.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного в границах дачного некоммерческого партнерства «Усадьба». Гладков Е.Н. также является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного в границах дачного некоммерческого партнерства «Усадьба». Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 10 июня 2011 года №.... «Об установлении адреса земельным участкам дачного некоммерческого партнерства «УК «Усадьба» земельным участкам, расположенным в границах дачного некоммерческого партнерства «УК «Усадьба», в том числе земельному участку Галиуллиной С.К. и Гладкова Е.Н. присвоены адреса. 08 июля 2019 года прокурором Тукаевского района в адрес руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района направлен протест на постановление от 10 июня 2011 года №...., в котором указано на то, что указанное постановление не соответствует требованиям федерального законодательства; в данном протесте также содержится требование отменить постановление исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 10 июня 2011 года №.... (л.д.37-39). Постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Авзалова Л.Г. от 08 августа 2019 года №...., на основании протеста Прокурора Тукаевского муниципального района старшего советника юстиции Галимарданова А.Ф. от 08 июля 2019 года №...., постановление руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 10 июня 2011 года №.... «Об установлении адреса земельным участкам ДНП «УК Усадьба» было отменено. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 08 августа 2019 года № ...., вынесенное на основании протеста прокурора Тукаевского района № .... от 08 июля 2019 года, «Об отмене постановления руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 10 июня 2011 года №....» является правомерным. При этом суд первой инстанции оставил без внимания следующие обстоятельства. Частью 3 статьи 62 КАС РФ установлено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 127 КАС РФ вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен названным кодексом. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2015 года, соответственно, и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства. В актах, разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, т.е. применяет нормы права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года №8-П, от 30 ноября 2012 года №29-П, от 21 января 2010 года №1-П и другие). Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания. Таким образом, вид судопроизводства определяет суд (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года). В абзацах 2 и 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разъяснено, что признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). Решение суда принято без должного учета указанных положений закона и разъяснений. Так, оспариваемое постановление является обязательным для неопределенного круга лиц, поскольку отмененным постановлением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 10 июня 2011 года №.... «Об установлении адреса земельным участкам дачного некоммерческого партнерства «УК «Усадьба» земельным участкам, расположенным в границах дачного некоммерческого партнерства «УК «Усадьба», были присвоены адреса земельным участкам дачного некоммерческого партнерства «УК «Усадьба». В связи с этим требование об оспаривании постановления руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Авзалова Л.Г. №.... от 08 августа 2019 года «Об отмене постановления руководителя исполкома Тукаевского муниципального района от 10 июня 2011 года №1886 «Об установлении адреса земельным участкам ДНП «УК «Усадьба» подлежит разрешению не в порядке главы 22 КАС РФ, а в порядке главы 21 КАС РФ, предполагающей соответствующие специфические процессуальные особенности разрешения данной категории административных дел, в частности участие прокурора в их рассмотрении (часть 7 статьи 39, часть 4 статьи 213 КАС РФ). На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 5 августа 2020 года по данному делу отменить, административное исковое заявление Галиуллиной Сагдии Кирамовны, Гладкова Евгения Николаевича направить в Тукаевский районный суд Республики Татарстан для рассмотрения в порядке главы 21 КАС РФ. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение составлено 8 декабря 2020 года |