ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-553/2022 от 21.07.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-7104/2022

УИД: 63RS0039-01-2021-008038-68

Дело № 2а-553/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Авдониной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Самары от 16 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., пояснения представителя по доверенности ФИО1 – адвоката Ермаковой М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика администрации г.о. Самара и заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара – ФИО2, представителя заинтересованного лица прокуратуры Самарской области - ФИО3, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к первому заместителю Главы городского округа Самара ФИО13 о признании незаконным распоряжения.

В обоснование требований административным истцом указано, что она признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ года отменено распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года о признании ее малоимущей, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем, она, с составом семьи 2 человека, в том числе, дочерью ФИО15 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.

ФИО1 полагает указанное распоряжение незаконным, не мотивированным, нарушающим ее права и законные и интересы, в связи с чем, просила его отменить.

Решением Ленинского районного суда города Самары от 16 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 205-211).

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО1 - адвокат Ермакова М.С. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в связи с неправильным применением судом норм материального права (л.д. 220-221).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 2 человека, в том числе дочь ФИО16 (л.д. 76).

По информации Департамента управления имуществом г.о. Самара по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года семья ФИО1 в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма жилого помещения, по г.о. Самара значилась под (л.д. 187).

В ДД.ММ.ГГГГ году прокуратурой города Самары проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, в ходе которой выявлен факт признания ФИО1 малоимущей и принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в отсутствие предусмотренных законом оснований. По результатам проверки в адрес Главы г.о. Самара прокурором города внесен протест от ДД.ММ.ГГГГ года с требованием отменить распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-28).

Протест рассмотрен Главой г.о. Самара и признан обоснованным (л.д. 66).

На основании данного протеста принято оспариваемое распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ года об отмене распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года «О признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» и снятии ФИО1 с составом семьи 2 человека с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, состоящих на учете с ДД.ММ.ГГГГ года, очередной номер (л.д. 25-26).

Полагая указанное распоряжение незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение о принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, принято с нарушением административного регламента, в отсутствие полного комплекта документов, необходимых для признания малоимущей и нуждающейся, а также без истребования недостающих сведений в порядке межведомственного взаимодействия, в связи с чем, пришел к выводу, что у административного ответчика имелись основания для отмены в порядке самоконтроля решения о признании истца малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и снятия с соответствующего учета. Отсутствие вины административного истца в нарушении административного регламента не свидетельствуют о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку оно принято в порядке самоконтроля на выявленные факты нарушения. Административный истец не лишена права вновь подать заявление о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в установленном порядке.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда ошибочными ввиду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 7 июня 2013 года № 421 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма».

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в администрацию г.о. Самара с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д. 77-80), приложив необходимый перечень документов, подтверждающих ее право на постановку на учет (л.д. 122).

Согласно пункту 3.3.4 Административного регламента специалист Департамента или специалист МФЦ, осуществляющий прием документов, проверяет копии документов на их соответствие оригиналам, после чего в установленных законом случаях совершает на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

При выявлении фактов несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства специалист Департамента или специалист МФЦ, осуществляющий прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги, разъясняет заявителю содержание недостатков, выявленных в представленных документах, и предлагает принять меры по их устранению (пункт 3.3.6 Административного регламента).

Из материалов учетного дела ФИО1 следует, что заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся принято начальником отдела учета нуждающихся граждан МБУ г.о. Самара «ЦАУМС» ФИО18 (л.д. 80).

Заявление ФИО1 и прилагаемые к заявлению копии документов на их соответствие оригиналам документы проверены должностным лицом, о чем свидетельствуют поставленные штампы «Верно» с указанием должности, фамилии и инициалов ФИО19 (л.д. 129-145).

При приеме заявления и приложенных к нему документов специалист, осуществляющий прием, оформляет расписку о приеме документов, в которой указываются: дата регистрации документов; фамилия, имя, отчество заявителя, адрес его регистрации; опись принятых документов с указанием их наименования, количества экземпляров каждого из принятых документов, количества листов в каждом экземпляре документа; должность, фамилия, имя, отчество специалиста Департамента или специалиста МФЦ, принявшего документы, и его подпись; специалист Департамента или специалист МФЦ, осуществляющий прием документов, передает заявителю оригинал расписки, копию расписки приобщает к заявлению и приложенным к нему документам (пункт 3.3.7 Административного регламента).

В материалах учетного дела имеется опись всех предоставленных ФИО1 документов, приложенных к заявлению, с указанием их количества – 24 на 43 листах. Опись принятых документов подписана Главным специалистом отдела учета нуждающихся граждан МБУ г.о. Самара «ЦАУМС» ФИО20 (л.д. 122).

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии на заявлении подписи ответственного лица, осуществляющего прием документов, о соответствии предоставленных документов оригиналам, и отсутствие расписки о приеме документов является неправомерным.

Пункт 2.6 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

В материалах учетного дела ФИО1 имеется справка РЭО ГИБДД УМВД России по городу Самаре в отношении ФИО1 и ее дочери без даты ее выдачи и сведений о лице, подписавшем указанный документ (л.д. 111-112). Сведения о наличии (отсутствии) в собственности заявителя и членов его семьи транспортных средств Департаментом в порядке межведомственного взаимодействия не запрашивались.

Между тем допущенное должностным лицом отдела учета нуждающихся граждан МБУ г.о. Самара «ЦАУМС» нарушение административного регламента при проверке факта несоответствия указанного документа требованиям действующего законодательства не свидетельствует о наличии вины административного истца в нарушении процедуры предоставления муниципальной услуги.

При этом, согласно представленным в суд апелляционной инстанции сведениям УМВД России по городу Самаре от ДД.ММ.ГГГГ года, УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года транспортные средства на ФИО1 и ФИО21 не зарегистрированы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Руководствуясь указанными разъяснениями, принимая во внимание, что принятие ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, осуществлено при наличии законных оснований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отмена распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара от 3 ноября 2020 года № 3474 административным ответчиком не соответствует принципам самоконтроля в деятельности органа публичной власти.

Более того, распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ года не содержит в себе как обоснования принятого решения об отмене распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года , так и указания на несоответствие ранее принятого решения нормам права, а также законной цели и фактическим обстоятельствам.

Доводы административного ответчика о том, что оспариваемым распоряжением права административного истца не нарушаются, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку при повторном обращении ФИО1 с заявлением признании ее в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма жилого помещения, она не будет восстановлена на учете в очереди под порядковым номером , а будет поставлена на учет в очередь заново.

При установленных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца не может быть признано законным и обоснованным, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 2 статьи 310 КАС РФ) и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Самары от 16 марта 2022 года отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-7104/2022

УИД: 63RS0039-01-2021-008038-68

Дело № 2а-553/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

21 июля 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Авдониной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Самары от 16 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., пояснения представителя по доверенности ФИО1 – адвоката Ермаковой М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика администрации г.о. Самара и заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара – ФИО2, представителя заинтересованного лица прокуратуры Самарской области - ФИО3, возражавших против доводов апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Самары от 16 марта 2022 года отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: