ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-554/2021 от 23.05.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Курсов И.А.

№ 33а-1419/2022

10RS0010-01-2021-001503-31

2а-554/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Коваленко В.В., Соляникова Р.В.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 21 декабря 2021 г. по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к ФИО1 о взыскании обязательных платежей.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что ФИО1 (далее – налогоплательщик) является нотариусом, исчисляет и уплачивает налог по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со ст. 227 НК РФ, а также лицом, за которым зарегистрированы транспортные средства, объекты недвижимого имущества и земельные участки.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, а также на допущенные налоговые правонарушения, с учетом принятого судом первой инстанции частичного отказа от заявленных требований, налоговый орган просил взыскать с ответчика:

– пени в связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со ст. 227 НК РФ, за период с 3 ноября 2020 г. по 14 декабря 2020 г. в сумме 26030 руб. 18 коп., штраф в размере 10215 руб.;

– пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – страховые взносы на ОСС) за период с 18 августа 2020 г. по 30 ноября 2020 г. в размере 15 руб.;

– пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – страховые взносы на ОМС) за период с 18 августа 2020 г. по 30 ноября 2020 г. в размере 26 руб. 38 коп.;

– пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (далее – страховые взносы на ОПС) в сумме 200 руб. 59 коп., штраф в размере 155 руб.;

– транспортный налог за 2019 г. в сумме 8 424 руб., пени за период с 2 декабря 2020 г. по 8 декабря 2020 г. в сумме 8 руб. 35 коп.;

– земельный налог за 2019 г. в сумме 1 443 руб., пени за период с 2 декабря 2020 г. по 8 декабря 2020 г. в сумме 1 руб. 43 коп.;

– штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), в размере 100 руб.

Решением суда заявленные требования удовлетворены.

С принятым судебным постановлением не согласна административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку судом первой инстанции не были приняты во внимание платежи, осуществленные ею 25 октября 2019 г. и 4 декабря 2019 г. в счет уплаты транспортного налога (6424 руб. и 2000 руб.), а также земельного налога (561 руб. и 323 руб.), по которым ею подавалось заявление об уточнении платежа в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих налогов за 2019 г.

Представитель налогового органа ФИО2 в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Административный ответчик является нотариусом, занимающимся частной практикой, в связи с чем исчисляет и уплачивает НДФЛ, страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС.

Кроме того, ФИО1 является собственником:

– земельного участка, площадью 4300 кв.м, расположенного в д. Верховье Олонецкого района, кадастровой стоимостью 559011 руб.;

– автомобиля легкового, государственный регистрационный знак (...), с мощностью двигателя 150 л.с.;

– трактора МТЗ-82-1, государственный регистрационный знак (...), с мощностью двигателя 80,97 л.с.;

– снегохода Yamaxa, государственный регистрационный знак (...), с мощностью двигателя 46 л.с.

По результатам проведенной с соблюдением требований ст.ст. 89, 100 НК РФ выездной налоговой проверки в отношении административного ответчика по уплате НДФЛ, страховых взносов по ОПС, ОМС, ОСС, в порядке и сроки, установленные ст. 101 НК РФ, было принято решение от 2 ноября 2020 г. № 1924, согласно которому ей предложено доплатить: страховые взносы на ОПС – 955 руб., 35 коп., пени – 200 руб. 59 коп., штраф – 155 руб. (59 руб. + 96 руб.), НДФЛ – 102145 руб. (82096 руб. +7629 руб. + 12420 руб.), пени – 26167 руб. 47 коп. (25559 руб. 71 коп. + 607 руб. 76 коп.), штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ – 10215 руб. (8210 руб. + 763 руб. + 1242 руб.), а также штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ 100 руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате указанных сумм 15 декабря 2020 г. налогоплательщику было направлено требование об их уплате в срок до 30 января 2021 г.

Также в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей, 1 декабря 2020 г. административному ответчику направлено требование об уплате в срок до 2 февраля 2021 г., в том числе, пени в связи с несвоевременной уплатой: страховых взносов на ОПС – 42 руб. 85 коп., страховых взносов на ОМС – 26 руб. 38 коп., страховых взносов на ОСС – 15 руб.

Кроме того, в связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного и земельных налогов, 9 декабря 2020 г. направлено требование об исполнении в срок до 9 февраля 2021 г. обязанности по уплате: транспортного налога в сумме 8424 руб., пени – 8 руб. 35 коп., земельного налога – 1443 руб., пени – 1 руб. 43 коп.

Поскольку обязанность по уплате обязательных платежей, указанных в названных требованиях, исполнена не была, налоговый орган в пределах срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, по результатам рассмотрения которого вынесен судебный приказ, отмененный определением от 23 апреля 2021 г. С настоящим административным иском налоговый орган обратился 8 сентября 2021 г.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания испрошенных (с учетом частичного отказа от иска) обязательных платежей, соблюдении порядка их взыскания и недоказанности административным ответчиком своевременного и полного исполнения указанной обязанности.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.

С учетом положений ст.ст. 75, 122, 126, 209, 210, 227, 229, 419, 420 НК РФ административный ответчик, являясь нотариусом, занимающимся частной практикой, обязан самостоятельно исчислять, декларировать и уплачивать НДФЛ, а также страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС и, кроме того, представлять документы (сведения), необходимые для осуществления налогового контроля.

Поскольку указанная обязанность налогоплательщиком своевременно исполнена не была, неполная уплата сумм налога (страховых взносов на ОПС) имела место в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), а документы (сведения), необходимые для осуществления налогового контроля, ею также не представлены, суд первой инстанции правомерно взыскал с административного ответчика пени в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ, страховых взносов на ОПС, ОМС и ОСС, а также штрафы в указанных выше размерах. Решение в указанной части административным ответчиком не оспаривается.

Также обоснованно, исходя из положений ст.ст. 357-359, 361, 363, 388-391, 394 НК РФ, суд пришел к выводу о наличии у ФИО1 обязанности по уплате транспортного и земельного налогов за 2019 г. на имевшиеся у нее объекты налогообложения в сумме 8424 руб. и 1443 руб. соответственно.

Отказывая в признании обязательства по уплате транспортного налога по квитанциям от 25 октября 2019 г. (на сумму 6424 руб.) и от 4 декабря 2019 г. (на сумму 2000 руб.) и земельного налога по квитанции от 25 октября 2019 г. (на сумму 323 руб.) исполненным, суд правомерно посчитал, что указанные платежи учтены в счет исполнения обязанности по уплате транспортного и земельного налогов за 2017 г., что следует из материалов административного дела № 2а-36/2020, согласно которому данные суммы учитывались налоговым органом, уменьшившим заявленные требования 20 ноября 2019 г. на 6424 руб. (по транспортному налогу) и на 323 руб. (по земельному налогу) и 9 декабря 2019 г. на 2000 руб.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Олонецким районным судом решения от 14 января 2020 г. по названному выше делу.

При этом в мотивировочной части данного решения перечислены требования, по которым пропущен срок на обращение в суд, к числу которых не было отнесено требование от 13 декабря 2018 г. об уплате ФИО1 транспортного налога за 2017 г. в сумме 8424 руб., пени – 18 руб. 95 коп., земельного налога 2338 руб., притом что пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога взысканы с налогоплательщика.

Также судебной коллегией учитывается, что платеж от 25 октября 2019 г. на сумму 561 руб. был произведен в счет уплаты налога на имущество и в последующем зачтен в счет уплаты земельного налога за 2018 г.

Кроме того, исходя из установленного п. 1 ст. 363 НК РФ срока уплаты транспортного и земельного налогов за 2019 г. до 1 декабря 2020 г., их уплата в октябре и декабре 2019 г. является очевидно преждевременной.

Наличие недоимки в счет уплаты транспортного налога за предыдущие периоды с учетом абзаца седьмого п. 7 ст. 45 НК РФ исключает уточнение платежа по нему. Поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 88-КАД20-1-К8).

В связи с тем, что при совершении платежей в октябре и декабре 2019 г. у налогоплательщика имелась недоимка по уплате транспортного и земельного налогов за 2017 г., их уточнение не допустимо.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным, а оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 21 декабря 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи