ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-557/2022 от 17.08.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-12811/2022 (2а-557/2022)

город Уфа 17 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Сафина Ф.Ф..

судей Зиновой У.В.,

Субхангулова А.Н..

при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башкортостанской таможни к Яробаеву ВА о взыскании обязательных платежей,

по апелляционной жалобе Яробаева ВА на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Зиновой У.В., судебная коллегия

установила:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав его тем, что в соответствии со ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в отношении Яробаева В.А. Предметом проверки являлось соблюдение права ЕАЭС и законодательств Российской Федерации о таможенном регулировании, проверка факта декларирования товара – легкового автомобиля ... 2...., ввозимого в Российскую Федерацию, полнота и своевременность уплаты таможенных платежей. В 2019 году административным ответчиком на территории Республики Армения приобретено транспортное средств ... 2.4, 2007 года выпуска. 10 февраля 2019 года Яробаев В.А. лично въехал на территорию Российской Федерации через пункт пропуска МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни, в связи с чем, у него возникла обязанность по уплате разницы сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года. Согласно сведениям, предоставленным Комитетом государственных доходов Республики Армения, указанный автомобиль был задекларирован в Республике Армения 18 октября 2018 года по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления». При таможенном декларировании автомобиля в Республике Армения были уплачены таможенная пошлина в размере 126782 армянских драмов, что соответствует 17070,31 рублей, НДС 278920 армянских драмов, что соответствует 37554,63 рубля. Таким образом, транспортное средство было выпущено на территории Республики Армения с уплатой ставок, установленных в Республике Армении, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территорию других государств – членов ЕАЭС, как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара. Согласно приложению 2 к Решению совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107, при объеме двигателя автомобиля ...... ....4 - .... единая ставка составляет 5 Евро за 1 куб.см. Курс Евро на 10 февраля 2019 года составил 74,8954 руб., таким образом, размер таможенного платежа составил 884514,67 российских рублей. При декларировании транспортного средства в Республике Армения уплачено 405702 армянских драмов, что эквивалентно 54624,94 рублей, следовательно, доплате подлежат таможенные платежи на сумму 829889,73 рублей. Таким образом, Яробаев В.А. использовал на территории Российской Федерации автомобиль ... 2.4 без его таможенного декларирования и уплаты причитающихся таможенных платежей. 29 сентября 2021 вынесено решение по результатам таможенного контроля. 30 сентября 2021 сформировано уведомление, которое направлено административному ответчику, срок для добровольного исполнения уведомления истек 29 октября 2021 года, погашение задолженности административным ответчиком не произведено. На сумму задолженности подлежат уплате пени в размере 155028,02 рублей. 09 декабря 2021 года мировой судья судебного участка № 2 по городу Белебей Республика Башкортостан вынес судебный приказ о взыскании в пользу Башкортостанской таможни неуплаченных таможенных платежей в размере 829889,73 и пени в размере 139675,06 руб., который отменен на основании заявления Яробаева В.А. 14 января 2022 года.

На основании изложенного административный ответчик просил взыскать с Яробаева В.А. неуплаченные таможенные платежи в размере 829889 рублей 73 копейки и пени по состоянию на 18 февраля 2022 года в размере 155028 рублей 02 копейки.

Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года административные исковые требования Башкортостанской таможни удовлетворены в полном объеме. Также с Яробаева В.А, взыскана государственная пошлина в размере 11498.90 рублей.

Не согласившись с указанным решением суда, Яробаев В.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование указывает, что Башкортостанской таможней фактически не исследовалось транспортное средство, в частности, фактическое местонахождение транспортного средства таможней не устанавливалось как на момент таможенной проверки, так и при подаче искового заявления о взыскании обязательных платежей; транспортное средство таможней не задерживалось, не изымалось, не помещалось таможней на склад временного хранения (СВХ). В деле отсутствует акт задержания, акт изъятия транспортного средства и помещения его на хранение. В отношении Яробаева В.А. не возбуждались административные дела по главе 16 КоАП Российской Федерации. Административным ответчиком после ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию был организован его вывоз из России, данное транспортное средство было реализовано на территории Республики Армения, административный ответчик не является собственником автомобиля, он отсутствует в России, находится в Республике Армения. Башкортостанская таможня не истребовала у Государственного Комитета государственных доходов Республики Армения непосредственно саму таможенную декларацию и документы, сведения, приложенные к ней (ст. 108 ТКЕАЭС). Расчет доплаты и вывод о наличии необходимой доплаты таможенных платежей сделан на основе лишь справки (письма) КГД РА. Расчет таможенных платежей произведен неверно, в отсутствии исследования основного доказательства - таможенной декларации. Яробаевым В.А. изначально транспортное средство было приобретено на авторынке Республики Армения, то есть уже ввезенное в ЕАЭС из третьей страны (Япония), следовательно, данное транспортное средство было задекларировано лицом, осуществившим его ввоз в ЕАЭС и выпущено в свободное обращение таможенным органом Республики Армения, в связи с чем к участию в деле должен быть привлечен в качестве соответчика декларант, предоставивший в таможенный орган Республики Армения таможенную декларацию и реализовавший транспортное средство ответчику, на которого также возлагается солидарная обязанность по уплате таможенных платежей. В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие об умышленном характере действий ответчика, о том, что он знал либо должен был знать о незаконном перемещении (ввозе) транспортного средства в Российскую Федерацию. Ответчику не было известно о необходимости таможенного декларирования транспортного средства, зарегистрированного в Республике Армения, при ввозе в Россию. Расчет таможенных платежей является неверным, его следовало определять на 18 октября 2018 года – дату ввоза в Республику Армения, а не на день ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. Таможенный орган не предъявил требования задекларировать авто, так как данное транспортное средство в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС не подлежит декларированию. Материалы дела не содержат доказательств умышленных, не добросовестных действий ответчика при осуществлении им ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию, а потому начисление пени не обосновано. Заявитель считает, что с момента оплаты таможенной пошлины при ввозе транспортного средства на территорию Союза, то есть после 10 октября 2014 года (даты вступления в силу Договора от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), транспортное средство по окончании процедуры таможенного контроля было выпущено в свободное обращение Республикой Армения (страна член ЕАЭС). С учетом имеющейся записи на сайте ФТС России о том, что транспортное средство, принадлежащее ответчику, выпущено таможенным органом в свободное обращение, то в силу положений ТК ЕАЭС данное транспортное средство является товаром Союза. Возложение вины на административного ответчика по не декларированию товара с последующей уплатой таможенных платежей, при том, что ввоз транспортного средства в Россию был осуществлен путем открытого пересечения «зеленого коридора» уже более трех лет назад, является необоснованным в силу разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного истца Бикбулатову Э.А., Шагапову Р.Р., полагавших доводы апелляционной жалобы не обоснованными, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 23 сентября 2021 года старшим государственным таможенным инспектором отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Башкортостанской таможни Муфтахетдиновым Р.Р. проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, в отношении транспортного средства ...

В ходе проверки установлено, что в 2019 году Яробаев В.А., гражданин Российской Федерации, не имеющий иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве, приобрел на территории Республики Армении указанное транспортное средство.

Согласно сведениям, предоставленным Комитетом государственных доходов Республики Армения, указанный автомобиль был выпущен в Армении в свободное обращение. При таможенном оформлении размер таможенной пошлины составил 127782 АМD, НДС – 278920 AMD, природоохранных платежей – 126782 AMD. Также Комитет государственных доходов Республики Армения сообщил о том, что автомобиль не обладает статусом товара Евразийского экономического союза (л.д. 9-10, 11-16).

Яробаев В.А. 10 февраля 2019 года ввез упомянутый автомобиль через таможенный пост МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской на территорию Российской Федерации.

Однако в установленном законом порядке не подал в таможенный орган таможенную декларацию, содержащую сведения о ввезенном транспортном средстве.

Согласно расчету, произведенному в ходе проверки исходя из объема двигателя «....... и единой ставки, составляющей 5 Евро за 1 куб. см., что эквивалентно 74,8954 рублей х 5 по курсу Евро на дату ввоза транспортного средства в Россию, уплате подлежали таможенные на платежи на сумму: 2362?5?74,8954 = 884514,67 рублей.

При этом уплачено таможенных пошлин при декларировании в Республике Армения было 405702 AMD, что эквивалентно 54624,94 рублей. Установлена разница к доплате в размере 829889,73 рублей.

Разрешая заявленные административные исковые требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность по таможенным платежам Яробаевым В.А. не погашена, срок для направления уведомления об уплате таможенных платежей должнику и срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки не пропущены. Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих возмещение административным ответчиком указанных выше сумм, а равно наличия иных обстоятельств, имеющих значение для дела, контррасчет сумм недоимки, Яробаевым В.А. суду не представлено.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Как предусмотрено подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование выражается в заявлении таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Из пунктов 1 и 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено этим Кодексом.

На основании пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных этим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с данным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом.

В подпункте 12 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза отмечено, что иностранными товарами признаются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с названным Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с данным Кодексом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее - международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

В силу пункта 6 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.

В соответствии с пунктом 3 пункта 7 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 названного Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи.

Таможенному декларированию подлежат, в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах (подпункт 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Российской Федерации).

10 октября 2014 года Республика Армения подписала Договор о присоединении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о присоединении).

В силу статьи 1 настоящего договора Республика Армения присоединилась не только к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, но и другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению № 1 к настоящему Договору, включая и Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в последующем государствами - членами Евразийского экономического союза 11 апреля 2017 года был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

При этом применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении № 1 к настоящему Договору, было решено осуществлять в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению № 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению № 4 к настоящему Договору.

В пункте 31 приложения № 3 к Договору о присоединении указано, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению (в настоящее время Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 утверждены новые единые ставки таможенных пошлин, налогов), а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 33 приложения № 3 к Договору о присоединении в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 35 настоящего приложения.

В силу пункта 35 приложения № 3 к Договору о присоединении автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 названного приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 данного приложения.

Приведенное правовое регулирование позволяет заключить, что ввоз и использование на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, лицами, постоянно не проживающими в Республике Армения, должны сопровождаться таможенным декларированием в таможенных органах Российской Федерации и уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107.

В соответствии частью 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенный контроль после наступления указанных обстоятельств может проводиться до истечения 5 лет со дня наступления таких обстоятельств.

Из материалов дела следует, что 29 сентября 2021 года, по результатам указанной выше проверки, проведенной в пределах срока установленного частью 7 статьи 310 Таможенного кодекса ЕАЭС, Башкортостанской таможней принято обоснованное решение по результатам таможенного контроля о признании автомобиля незаконно перемещенным через таможенную границу ЕЭС (л.д. 23-25).

Согласно части 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.

В силу статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок (часть 15).

Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (часть 19). Уведомление (уточнение к уведомлению) в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом (часть 22). В случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма (часть 23)

Согласно пункту 4 части 25 указанной статьи в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) по почте заказным письмом такой документ направляется таможенным органом физическому лицу - по адресу, указанному таким лицом таможенному органу, в том числе в таможенных документах, а также по адресу, установленному таможенным органом на день направления уведомления (уточнения к уведомлению).

30 сентября 2021 года сформировано уведомление о не уплаченных в установленных срок суммах таможенных платежей, которое вместе с решением от 29 сентября 2021 года и актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств №..., направлено Яробаеву В.А. по адресу его регистрации 01 октября 2021 года (ШПИ ...) (л.д. 26-27, 28).

Согласно уведомлению уплате подлежали таможенные платежи на сумму 829889,73 рублей и пени в размере 129543,49 рублей.

Уведомление Яробаевым В.А. не получено по независящим от административного истца причинам.

С учетом требований пунктов 19 и 23 статьи 73 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» последним днем для уплаты задолженности по таможенным пошлинам по уведомлению от 30 сентября 2021 года являлось 29 октября 2021 года (01 октября 2021 года + 6 рабочих дней + 15 рабочих дней).

Задолженность Яробаевым В.А. по таможенным платежам в установленный срок не погашена

Судом первой инстанции обоснованно принят расчет административного истца, как соответствующий приложению №2 к Решению совета евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107, согласно которому при объеме двигателя «.... единая ставка составляет 5 Евро за 1 куб. см.

Кроме того, в силу статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 1).

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 3).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона (часть 7)

Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи (часть 10).

За период с 11 февраля 2019 года по 18 февраля 2022 года налоговым органом, на основании статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начислена пеня в размере 155028,02 рублей.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 66 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу пункта 15 части 7 статьи 66 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение таможенного органа о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) принимается не позднее одного года после истечения срока, указанного в частях 19 и 19.1 статьи 73 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока таможенный орган может обратиться в суд в течение шести месяцев с заявлением о взыскании с плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) причитающейся к уплате суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Согласно почтовому штемпелю на конверте отправки 06 декабря 2021 года таможенный орган обратился к мировому судье судебного участка №2 по г. Белебею Республики Башкортостан о взыскании вышеуказанной задолженности с Яробаева В.А. (материалы дела № ... судебного участка №2 по городу Белебею Республики Башкортостан).

09 декабря 2021 года мировым судьей судебного участка №2 по г.Белебею Республики Башкортостан вынесен судебный приказ №... о взыскании задолженности по таможенным пошлинам 829889,73 рублей и пени по состоянию на 30 ноября 2021 года в размере 139675,06 рублей, который отменен 14 января 2022 года в связи с поступлением возражений должника.

22 февраля 2022 года административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным истцом сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки не пропущены.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене правильному по существу принятого по делу судебного акта.

Доводы Яробаева В.А. о том, что он был при прохождении таможенного контроля был направлен по зеленому коридору, являются несостоятельными, поскольку Яробаев В.А., проходя контроль по зеленому коридору тем самым сам заявил об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, доказательств обратному в материалы дела не представлено.

Представленные административным ответчиком ответы региональных таможенных органов в адрес иных лиц, не могут являться основанием к отмене судебного акта, принятого по конкретному факту и в отношении конкретного лица.

То обстоятельство что в дальнейшем автомобиль Яробаевым В.А. был реализован и вывезен с территории Российской Федерации, не опровергает установленных таможенным органом и проверенных судом обстоятельств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, официальный ответ Комитета по государственным доходам Республики Армения является достаточным для установления недоплаты таможенных пошлин. Каких-либо сомнений не вызывает.

Сама по себе невозможность установления местонахождения транспортного средства и его не изъятие и не помещение на штрафную стоянку, как и не привлечение Яробаева В.А. к административной ответственности не опровергает факт не декларирования в установленном порядке Яробаевым В.А. ввезенного в Российской Федерации товара и неуплаты разницы таможенных пошлин.

Факт ввоза транспортного средства из третьего государства изначально на территорию Республики Армения в 2018 году, не свидетельствует о том, что данный товар не является иностранным товаром в других государствах - членах Евразийского экономического союза, поскольку как ранее указано пунктом 31 приложения № 3 к Договору о присоединении установлено, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению (в настоящее время Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 утверждены новые единые ставки таможенных пошлин, налогов), а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами, в том числе до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению.

Доводы о том, что курс Евро подлежал применению на дату ввоза автомобиля на территорию Республики Армения – 2018 год, основаны на неверном толковании положений законодательства, поскольку пошлины подлежали уплате при ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации, которой является в настоящем случае 10 февраля 2019 года и административным истцом обосновано расчет произведен исходя из курса Евро на указанную дату.

Иные доводы апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании и собственной оценке норм законодательства.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яробаева ВА – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ф. Ф. Сафин

судьи У.В. Зинова

А. Н. Субхангулов

Мотивированное апелляционное определние изготовлено 31 августа 2022 года

Справка: судья Гареева Л.Р.