ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5599/2021 от 23.07.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Картавых М.Н.

Дело №33а-2680/2021

10RS0011-01-2021-013650-09

2а-5599/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.

судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.07.2021 по административному исковому заявлению Андруневича С.С. к Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения об оспаривании решения по вопросу, связанному с согласованием места проведения публичного мероприятия.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что 08.07.2021 Андруневич С.С. направил в адрес Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (далее – Комитет) уведомление организатора публичного мероприятия о проведении 23 и 24 июля 2021 г. с 13:00 до 14:00 митинга по адресу: г.Петрозаводск, площадь Ленина, на тему «Мы за Сильную, Справедливую, Социалистическую Родину (СССР). Мы против обнищания народа при непомерном обогащении чиновников. Мы против олигархии и коррумпированности чиновников. Мы против нарушения прав человека в Карелии. Мы за 10 шагов к власти народа» с заявленной численностью присутствующих до 30 человек.

В ответ на указанное уведомление административным истцом получено письмо от 09.07.2021 , подписанное председателем Комитета Поляковым О.Е., с предложением провести публичное мероприятие 23 и 24 июля 2021 г. с 13:00 до 14:30 на площадке в устье реки Лососинки на Онежской набережной ввиду того, что 23, 24 и 25 июля 2021 г. по адресу: г.Петрозаводск, площадь Ленина, будет проводиться мероприятие «(...)», заявление на проведение которого было подано ранее 07.07.2021, поскольку проведение двух мероприятий, касающихся разных, не связанных друг с другом сфер жизнедеятельности, в одном месте препятствует достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятий.

16.07.2021 административным истцом в дополнение к ранее поданному уведомлению направлено в Комитет письмо, из текста которого следует, что административный истец уведомляет о намерении провести вышеуказанное публичное мероприятие на площади Ленина 23 и 24 июля 2021 г. в любое свободное от мероприятий других лиц время с 09:00 до 20:00. В случае не согласия ответчика на проведение публичного мероприятия на площади Ленина в течение всего светлого времени суток из-за реальной занятости данного места, заявитель готов провести публичное мероприятие по заявленной ранее тематике в рамках поданного ранее уведомления по следующим адресам: на площади Кирова, у памятника Г.К. Жукова, на площадке у Налоговой инспекции в период с 13:00 до 14:00 либо на любом из указанных выше мест в другое время, никем не заявленное.

Решением, оформленным письмом от 19.07.2021 , Андруневичу С.С. отказано в согласовании проведения испрашиваемого публичного мероприятия со ссылкой на проведение 23 и 24 июля 2021 г. с 07:00 до 20:00 (с учетом подготовительных, монтажных работ и работ по уборке территории после проведения массового мероприятия) на площади Ленина в г.Петрозаводске массового мероприятия «(...)», заявление на проведение которого было подано ранее. Указанное Андруневичем С.С. в дополнении к уведомлению от 16.07.2021 место планируемого публичного мероприятия - площадь Кирова, у памятника Г.К. Жукова, площадка у Налоговой инспекции, не конкретизировано, тогда как в г.Петрозаводске находятся: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (185019, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Кондопожская, д.15\5), Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Петрозаводску и Единый центр регистрации (185031, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Московская, д.12А), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (185031, Республика Карелия, г.Петрозаводск, наб.Варкауса, д.1а). Указано, что возможность внесения организатором публичного мероприятия дополнений в поданное уведомление о проведении публичного мероприятия Федеральным законом не предусмотрена. Заявителю вновь предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, а именно: провести публичное мероприятие 23 и 24 июля 2021 г. с 12:45 до 14:30 на площадке в устье реки Лососинки на Онежской набережной.

Ссылаясь на недоступность предложенного Комитетом места, а также на его непригодность для проведения публичных мероприятий, административный истец просил суд восстановить его в нарушенных конституционных правах.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм процессуального и материального права. Полагает, что судом первой инстанции не приняты во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в ряде судебных постановлений. Ссылается на непригодность предложенного административным ответчиком места проведения публичного мероприятия. Считает, что указанные административным ответчиком основания невозможности проведения испрашиваемого им публичного мероприятия в обозначенных местах являются надуманными.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил решение суда оставить без изменения.

Заслушав объяснения административного истца, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Порядок направления такого уведомления определен статьей 7 названного закона и предполагает его подачу организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Как следует из материалов дела, 08.07.2021 в Комитет поступило уведомление Андруневича С.С. о проведении 23 и 24 июля 2021 г. с 13:00 до 14:00 митинга по адресу: г.Петрозаводск, площадь Ленина, на тему «Мы за Сильную, Справедливую, Социалистическую Родину (СССР). Мы против обнищания народа при непомерном обогащении чиновников. Мы против олигархии и коррумпированности чиновников. Мы против нарушения прав человека в Карелии. Мы за 10 шагов к власти народа». Отражено предполагаемое количество участников митинга – до 30 человек.

09.07.2021 Андруневичу С.С. отказано в согласовании заявленного публичного мероприятия со ссылкой на проведение 23, 24 и 25 июля 2021 г. на площади Ленина в г.Петрозаводске мероприятия, заявление на проведение которого было подано ранее в администрацию Петрозаводского городского округа, предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, а также предложено провести публичное мероприятие 23 и 24 июля 2021 г. с 13:00 до 14:30 на площадке в устье реки Лососинки на Онежской набережной.

16.07.2021 административный истец направил в Комитет дополнение к ранее поданному уведомлению, в соответствии с которым уведомляет о намерении провести вышеуказанное публичное мероприятие на площади Ленина 23 и 24 июля 2021 г. в любое свободное от мероприятий других лиц время с 09:00 до 20:00. В случае несогласия ответчика на проведение публичного мероприятия на площади Ленина в течение всего светлого времени суток из-за реальной занятости данного места, заявитель готов провести публичное мероприятие по заявленной ранее тематике в рамках поданного ранее уведомления по следующим адресам: на площади Кирова, у памятника Г.К.Жукова, на площадке у Налоговой инспекции в период с 13:00 до 14:00 либо на любом из указанных выше мест в другое время, никем не заявленное.

Письмом Комитета от 19.07.2021 Андруневичу С.С. отказано в согласовании проведения испрашиваемого публичного мероприятия со ссылкой на проведение в указанное время и месте другого массового мероприятия, заявление на проведение которого было подано ранее. Иное место планируемого публичного мероприятия, указанное Андруневичем С.С. в дополнении к уведомлению от 16.07.2021, не конкретизировано. При этом возможность внесения организатором публичного мероприятия дополнений в поданное уведомление о проведении публичного мероприятия Федеральным законом не предусмотрена. Заявителю вновь предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, а именно: провести публичное мероприятие 23 и 24 июля 2021 г. с 12:45 до 14:30 на площадке в устье реки Лососинки на Онежской набережной.

Не согласившись с ответом комитета, 20.07.2021 Андруневич С.С. обратился с настоящим административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что оспариваемый ответ на уведомление организатора является законным и обоснованным, прав административного истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия (часть 1).

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) (часть 1.1).

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 2.1).

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 04.06.2020 № 27-П выявлен конституционно-правовой смысл указанных нормативных предписаний как допускающий проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований в других местах лишь в том случае, если это обусловлено объективными причинами, свидетельствующими о невозможности организации конкретного публичного мероприятия в специально отведенных (приспособленных) местах (занятость указанных мест, недостаточность их предельной заполняемости заявленному числу участников публичного мероприятия, верифицируемая связь планируемого публичного мероприятия с конкретным местом и т.п.).

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, помимо прочего, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Как разъяснено в пунктах 9, 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона №54-ФЗ, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ).

Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ).

С учетом этого орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.

При этом суд не вправе признать обоснованным предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия со ссылкой на иные обстоятельства, не указанные в этом предложении.

Судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.

Органом исполнительной власти, определяющим в Республике Карелия специально отведенные места, в силу части 1 статьи 3.1 Закона Республики Карелия от 10.05.2011 № 1486-ЗРК «О реализации отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях» является Правительство Республики Карелия, которое постановлением от 21.05.2013 № 164-П определило на территории Петрозаводского городского округа два специально отведенных места: территорию бывшего стадиона напротив жилого дома № 23 по улице Ботанической и площадку в устье реки Лососинки на Онежской набережной.

Согласно части 1, пункту 2 части 2 статьи 2 вышеуказанного Закона Республики Карелия, подпункту 34.5 пункта 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 19.10.2010 № 222-П, уведомление о проведении публичного мероприятия подается в Государственный комитет (являющийся уполномоченным органом) в случае, если проведение публичного мероприятия предполагается на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Карелия, государственными учреждениями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, представительствами иностранных государств, независимо от количества участников.

В настоящем деле уполномоченным органом по рассмотрению направленного административным истцом уведомления о проведении публичного мероприятия является Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.

Поскольку Комитет при рассмотрении уведомления организатора установил обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проведения публичного мероприятия, начало которого планировалось на площади Ленина, ввиду согласования иного массового мероприятия, то обоснованно предложил административному истцу провести публичное мероприятие 23 и 24 июля 2021 г. с 13:00 до 14:30 в специально отведенном месте - на площадке в устье реки Лососинки на Онежской набережной.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации организаторы публичного мероприятия должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

Законодательством не установлено безусловное право организатора на проведение публичного мероприятия в том месте, которое ему представляется наиболее адекватным по своему общественно-политическому значению.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения административного иска, поскольку проведение двух мероприятий с заявленным числом участников в одном месте и в одно и то же время не приведет к достижению целей, преследуемых организаторами обоих мероприятий, и может создать угрозу нарушения прав их участников на свободу слова.

Исходя из анализа вышеназванных норм, решения от 09.07.2021 и от 19.07.2021 не являются отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку административному истцу было предложено изменить место и (или) время его проведения.

Административным истцом ни в административном иске, ни в ходе судебного разбирательства не приведено каких-либо обстоятельств, обуславливающих проведение указанного в уведомлении публичного мероприятия вне специально отведенного постановлением Правительства Республики Карелия от 21.05.2013 № 164-П «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Карелия» места, помимо отсутствия соответствующей инфраструктуры.

Фактически указанные в административном иске и апелляционной жалобе обстоятельства направлены на оспаривание указанного постановления Правительства Республики Карелия от 21.05.2013 № 164-П, проверка которого осуществляется в соответствии с положениями гл.21 КАС РФ, а также на оспаривание действий (бездействия) органа местного самоуправления относительно ненадлежащего содержания единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Петрозаводского городского округа, что также не является предметом настоящего судебного разбирательства.

С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно признано законным содержащееся в оспариваемом решении предложение организатору провести митинг в месте, определенном в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Республики Карелия (в устье реки Лососинки на Онежской набережной).

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, заявленные в дополнении от 16.07.2021 к уведомлению от 08.07.2021 возможные места планируемого публичного мероприятия - площадь Кирова, у памятника Г.К. Жукова, площадка у Налоговой инспекции, заявителем не конкретизированы.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.07.2021 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи