Судья Подберезко Е.А. Дело № 33а-3270/2022
УИД 22RS0067-01-2021-006196-91 № 2а-560/2022 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2022 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Котликовой О.П., Зацепина Е.М.,
при секретаре Семеновой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО – ФИО на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску ФИО к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
установила:
ФИО обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Росреестра по Алтайскому краю) о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав *** от ДД.ММ.ГГ, возложении на Управление Росреестра по Алтайскому краю обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении жилого дома со встроенным гаражом литер по адресу: .
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГ на основании постановления главы администрации г. Барнаула *** между ФИО и администрацией г. Барнаула был заключен договор аренды земельного участка по адресу: , с кадастровым номером *** в целях строительства индивидуального жилого дома. По состоянию на ДД.ММ.ГГ на незавершенный строительством жилой дом со степенью готовности на имя ФИО зарегистрировано право собственности. ДД.ММ.ГГ между Министерством имущественных отношений Алтайского края и ФИО заключен договор аренды указанного земельного участка, по условиям которого административному истцу за плату во временное владение и пользование из земель населенного пункта предоставлен вышеуказанный земельный участок для завершения строительства индивидуального жилого дома. Срок действия договора аренды истек ДД.ММ.ГГ. В границах данного земельного участка возведен жилой дом. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула обратился в суд к ФИО об изъятии объекта незавершенного строительства со степенью готовности по в на том основании, что ответчику по договору аренды от ДД.ММ.ГГ передан земельный участок для завершения строительства индивидуального жилого дома, однако строительство не завершено. Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявленных требований отказано, при этом судом установлено, что на момент обращения Комитета с иском жилой дом на спорном земельном участке завершен строительством. ДД.ММ.ГГФИО получено уведомление *** о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. ДД.ММ.ГГ с указанными документами ФИО обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением о предоставлении земельного участка по в . Ответом от ДД.ММ.ГГ заявителю сообщено об отсутствии оснований для предоставления земельного участка для завершения строительства жилого дома, поскольку жилой дом завершен строительством. ДД.ММ.ГГФИО обратилась в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом, возведенный на земельном участке по в . Уведомлением от ДД.ММ.ГГ государственная регистрация приостановлена, заявителю рекомендовано предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером ***. ДД.ММ.ГГФИО вновь обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для эксплуатации жилого дома. Ответом Комитета от ДД.ММ.ГГ в предоставлении земельного участка отказано по причине отсутствия зарегистрированного права собственности на жилой дом. ДД.ММ.ГГФИО предоставила в Управление Росреестра по Алтайскому краю в качестве дополнительных документов решение Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ и письмо Комитета от ДД.ММ.ГГ. Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГ отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации. Данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку истечение срока действия договора аренды земельного участка не является основанием для отказа в регистрации права собственности на жилой дом, что также следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ.
В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (л.д. 1), в качестве административного соответчика - государственный регистратор Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО (л.д. 103 оборот).
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО – ФИО просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что судом необоснованно не приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»; решение суда не содержит ссылок на нормы действующего законодательства, предусматривающие предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для эксплуатации жилого дома в спорной ситуации; не приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, отказ в удовлетворении заявленных требований является формальным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО и ее представитель ФИО поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации) (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В части 2 названной статьи в качестве оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав указаны: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении) (пункт 7.3).
В силу пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно части 1 статьи 40 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, а также случаев, если права на такой земельный участок, ограничения прав или обременения земельного участка не подлежат государственной регистрации в соответствии с законом.
При этом частью 2 названной статьи предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (часть 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации).
В силу части 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации до ДД.ММ.ГГ допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В пункте 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации в качестве основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав указано не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 27 Закона о государственной регистрации).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между администрацией г. Барнаула и ФИО был заключен договор аренды земельного участка ***, согласно которому в пользование ФИО передан земельный участок площадью кв.м, расположенный по адресу: , для строительства индивидуального жилого дома сроком на три года. Государственная регистрация данного договора осуществлена ДД.ММ.ГГ.
Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ***, с учетом постановления администрации Индустриального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ*** о внесении изменений, предписано выдать ФИО разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: , предоставленном ей на праве аренды согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ*** и дополнительного соглашения к договору аренды от ДД.ММ.ГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГ сделана запись регистрации ***.
ДД.ММ.ГГ Управлением по строительству и архитектуре администрации Индустриального района г. Барнаула ФИО выдано разрешение *** на строительство индивидуального жилого дома по , сроком действия до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Управлением Росреестра по Алтайскому краю зарегистрировано право собственности ФИО на объект незавершенного строительства – жилой дом со степенью готовности , площадью кв.м, расположенный по адресу: .
ДД.ММ.ГГ между Министерством имущественных отношений Алтайского края и ФИО заключен договор аренды ***, в соответствии с которым во временное пользование и владение административному истцу предоставлен земельный участок из категории «земли населенных пунктов», имеющий кадастровый ***, расположенный по адресу: , площадью кв.м, для завершения строительства индивидуального жилого дома, разрешенное использование земельного участка – для строительства индивидуального жилого дома. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ, срок его действия составляет 3 года, и истек ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула обратился в суд с иском к ФИО об изъятии объекта незавершенного строительства степень готовности по адресу: путем продажи с публичных торгов, в связи с тем, что по истечении срока договора аренды земельного участка – ДД.ММ.ГГ, строительство объекта недвижимости не завершено.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по делу *** в удовлетворении исковых требований отказано. При этом судом установлено, что в период действия договора аренды земельного участка ФИО завершено строительство жилого дома.
ДД.ММ.ГГФИО администрацией Индустриального района г. Барнаула выдано уведомление *** о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства по требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
ДД.ММ.ГГФИО обратилась в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приложив технический план от ДД.ММ.ГГ и вышеназванное уведомление о соответствии построенного объекта недвижимости требованиям градостроительного законодательства от ДД.ММ.ГГ***.
Уведомлением государственного регистратора от ДД.ММ.ГГФИО сообщено о приостановлении до ДД.ММ.ГГ государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом со встроенным гаражом по адресу: на основании пункта 5 статьи 26 Закона о государственной регистрации в связи с тем, что заявителем не предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером ***
ДД.ММ.ГГ во исполнение требований государственного регистратора ФИО в Управление Росреестра по Алтайскому краю предоставлено решение Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по делу *** и письмо комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, в котором указано на невозможность предоставления ФИО земельного участка для эксплуатации жилого дома по причине отсутствия регистрации права собственности на расположенный на нем жилой дом.
Уведомлением государственного регистратора ФИО от ДД.ММ.ГГ***ФИО отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении вышеназванного жилого дома в связи с непредоставлением правоустанавливающего документа на земельный участок, указано, что дополнительно представленные заявителем документы не устраняют причины приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома по .
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, сославшись на часть 10 статьи 40, часть 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации, исходил из того, что при обращении с заявлением об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на завершенный строительством жилой дом ФИО не были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, следовательно, у государственного регистратора имелись основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права в отношении объекта недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как указано выше, при обращении с заявлением ФИО был представлен в том числе технический план на объект недвижимости, подготовленный ДД.ММ.ГГ в связи с созданием жилого дома, расположенного по .
Из содержания указанного технического плана, представленного Управлением Росреестра по Алтайскому краю по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что в качестве правоустанавливающего документа ФИО указан договор аренды земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ.
Кроме того, ФИО дополнительно представлено в Управление Росреестра по Алтайскому краю решение суда, в котором установлен факт завершения строительства индивидуального жилого дома в период действия указанного договора аренды земельного участка.
Таким образом, исходя из совокупности имеющихся в Управлении Росреестра по Алтайскому краю документов и сведений, следует, что жилой дом по в возведен на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве аренды, и предоставленном именно с целью строительства индивидуального жилого дома, а в последующем – для завершения строительства, факт завершения строительства в период действия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ подтвержден вступившим в законную силу решением суда, при этом уполномоченным органом отказано в предоставлении ФИО земельного участка по причине отсутствия регистрации права собственности на завершенный строительством индивидуальный жилой дом. Кроме того, у государственного регистратора имелись сведения о регистрации за ФИО права собственности на объект незавершенного строительства.
С учетом изложенных обстоятельств, при предоставлении ФИО документов, свидетельствующих о завершении строительства в период действия договора аренды земельного участка, у государственного регистратора не имелось оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: .
В связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным по причине несоответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам, что является основанием для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав *** от ДД.ММ.ГГ, с принятием в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Определяя способ восстановления нарушенного права, судебная коллегия отмечает, что суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий.
При таких обстоятельствах, поскольку решение суда не может предрешать принятие уполномоченным органом соответствующего решения, то судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Управление Росреестра по Алтайскому краю обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении жилого дома со встроенным гаражом литер по адресу: .
Вместе с тем, судебная коллегия находит необходимым возложить на Управление Росреестра по Алтайскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГ*** в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
отменить решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав *** от ДД.ММ.ГГ, принять в этой части новое решение.
Признать незаконным уведомление государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГ***
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю обязанность рассмотреть заявление ФИО о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГ*** в установленном законом порядке.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: