ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
04RS0021-01-2022-000493-25
судья Цыбикдоржиева Т.В., № 2а-561/2022
дело № 33а-1842 пост. 11.05.2022 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 8 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В.
судей коллегии Ихисеевой М.В., Назимовой П.С.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту транспортной инфраструктуры по апелляционной жалобе Администрации г.Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 марта 2022 года, которым требования удовлетворены и постановлено:
обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту транспортной инфраструктуры - остановке общественного транспорта «Центральный рынок», расположенной по ул. Балтахинова г. Улан-Удэ.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту транспортной инфраструктуры - остановке общественного транспорта «Центральный рынок», расположенной по ул. Балтахинова, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.
Требования основаны на том, что в ходе проведенной прокуратурой Советского района г.Улан-Удэ проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры установлено, что объекты криволинейного съезда транспортной развязки ул. Балтахинова - ул. Куйбышева г. Улан-Удэ, в том числе пешеходный переход и лифтовые установки, приняты и поставлены на учет муниципальной казны решением Администрации г. Улан-Удэ от 25 января 2013 года. Для остановок общественного транспорта (автобусная и трамвайная), расположенных по ул. Балтахинова, г.Улан-Удэ, предусмотрен надземный пешеходный переход. Однако на лестницах, ведущих к данному переходу, не функционирует подъемная платформа для инвалидов и других маломобильных групп населения. Иным образом доступ к остановкам общественного транспорта для таких граждан не организован. Подъемная платформа с вертикальным перемещением может эксплуатироваться только при диапазоне температур воздуха от - 5? до + 35?, а также при влажности воздуха 80 % при 20?. Срок эксплуатации подъемной платформы истек в 2020 году. Администрация г. Улан-Удэ не принимает надлежащие меры по обеспечению доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к указанным остановкам общественного транспорта, что требует судебного пресечения.
В суде первой инстанции представитель прокуратуры Советского района г.Улан-Удэ ФИО1 административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика Администрации г. Улан-Удэ ФИО2 и представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ ФИО3 требования не признали. Пояснили, что лифтовая платформа передана в безвозмездное пользование Комбинату по благоустройству г.Улан-Удэ; полномочия администрации города по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к остановкам общественного транспорта законом не предусмотрены.
Представитель заинтересованного лица МБУ «Комитет по благоустройству г.Улан-Удэ» ФИО4 с административным иском не согласилась, пояснив, что эксплуатация лифтовой платформы возле остановок общественного транспорта осуществляется Комитетом за счет бюджетного финансирования.
Представители заинтересованных лиц Правительства Республики Бурятия и Минсоцзащиты Республики Бурятия в суд не явились.
Районный суд вынес решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ ФИО2 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по делу. Орган местного самоуправления не осуществляет непосредственную деятельность по содержанию дорог, является органом публичной власти, через который население осуществляет свою власть и решает вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность. Несмотря на наличие у органов публичной власти статуса юридического лица, они в первую очередь исполняют функции организационно-исполнительные, управленческие, а не функции хозяйствующего субъекта. МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления по удовлетворению социально значимых общественных потребностей. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним (собственником), финансовое обеспечение деятельности учреждения также возлагается на собственника. Решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ от 9 января 2017 года объект «Транспортная развязка на ул. Балтахинова – ул. Куйбышева г. Улан-Удэ» передан по договору безвозмездного пользования МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ», которое обязано обеспечить сохранность имущества на протяжении всего срока договора, содержать его в полном исправном состоянии, нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества, его содержанием, текущим и капитальным ремонтом.
В заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Администрации г. Улан-Удэ ФИО2 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Хорошева О.Я. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Представитель заинтересованного лица МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» ФИО4 не согласилась с позицией администрации города в части того, что надлежащим ответчиком по настоящему спору должно выступать МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ»
Представители Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, Правительства Республики Бурятия и Минсоцзащиты Республики Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов).
Таким образом, закрепляя в Законе о социальной защите инвалидов полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры.
Аналогичные требования, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, предусмотрены Законом Республики Бурятия от 10 ноября 2010 года № 1734-4 «О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия» (далее – Закон Республики Бурятия о социальной поддержке инвалидов).
Согласно статье 11 названного регионального Закона органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу статьи 12 Закона Республики Бурятия о социальной поддержке инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, относятся, в том числе: станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта, стоянки для специального автотранспорта инвалидов; тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через автомагистрали и дороги, территории и площади, прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям.
В соответствии частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
По смыслу части 2 названной статьи условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами обеспечиваются владельцем объекта транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Бурятия к объектам транспортной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ № 69 от 25 января 2013 года приняты и поставлены на учет муниципальной казны объекты криволинейного съезда транспортной развязки ул. Балтахинова - ул. Куйбышева г. Улан-Удэ, в том числе пешеходный переход (надземная и подземная части) и лифтовые установки. Данное имущество передано МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» на праве безвозмездного пользования (л.д. 23).
На основании распоряжения председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ от 30 декабря 2021 года № 818 с МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» заключен новый договор безвозмездного пользования имущества от 1 января 2022 года.
Из материалов дела следует, что на лестницах, ведущих к надземному пешеходному переходу у остановок общественного транспорта «Центральный рынок» (автобусная и трамвайная), расположенных по ул. Балтахинова г. Улан-Удэ, не функционирует подъемная платформа для инвалидов и других маломобильных граждан, что препятствует их доступу к городскому общественному транспорту. Иным образом доступ к остановкам общественного транспорта не организован.
Данные обстоятельства подтверждаются публикацией телекомпании ФИО5 от 17 декабря 2021 года; письменным объяснением инженера МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» от 12 января 2022 года; справкой старшего помощника прокурора Советского района г.Улан-Удэ о результатах проверки от 19 января 2022 года, фотоматериалом и административным ответчиком не оспариваются.
Как усматривается из паспорта к подъемной платформе с вертикальным перемещением для инвалидов модели БК А 111.3788.000 ПС, допустимой окружающей средой, в которой может эксплуатироваться данное изделие, является диапазон температур от - 5 С0 до + 35 С0. Однако согласно статистическим данным средняя температура воздуха в г.Улан-Удэ в зимний период составляет приблизительно от - 12 до - 28 С0, что делает невозможным эксплуатацию подъемной платформы в зимнее время.
Кроме того, установлено, что назначенный производителем срок службы подъемной платформы, составляющий 8 лет, истек в 2020 году.
Согласно заключению, выполненному ООО «» 7 июля 2021 года по заказу МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ», подъемная платформа не соответствует общим требованиям безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования платформы до июля 2023 года (включительно), но при соблюдении определенных условий, в том числе путем замены платформы на соответствующую климатическим условиям конструкцию.
Разрешая возникший между сторонами спор, оценивая представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку эксплуатация подъемной платформы перехода у остановок общественного транспорта «Центральный рынок» по улице Балтахинова г. Улан-Удэ является недопустимой; а Администрацией г. Улан-Удэ не созданы иные условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту транспортной инфраструктуры и остановкам общественного транспорта, что в значительной степени ограничивает право таких граждан на достойную жизнь и свободное развитие.
Выводы суда являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют установленным по делу обстоятельствам; доводы апелляционной жалобы данные выводы не опровергают.
Согласно пункту 28 статьи 4 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 апреля 2019 года № 542-52, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг; организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21 апреля 2010 года № 272-21 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа «Город Улан-Удэ», действовавшее на момент возникновения спорных отношений (далее также – Положение).
В соответствии с пунктом 1.2.1 данного Положения от имени города Улан-Удэ права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления: Улан-Удэнский городской Совет депутатов, мэр г. Улан-Удэ, Администрация г. Улан-Удэ, структурные подразделения Администрации г. Улан-Удэ.
Возлагая на Администрацию г.Улан-Удэ обязать обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту транспортной инфраструктуры, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше требованиями закона и нормативных правовых актов, обоснованно исходил из того, что создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью данного органа местного самоуправления.
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Указанная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года № 689-О-О.
Таким образом, Администрация г.Улан-Удэ, обладающая правами владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, несет бремя его содержания (статья 210 Гражданского кодекса РФ), в том числе обязанность по организации беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту транспортной инфраструктуры - остановке общественного транспорта «Центральный рынок», расположенной по ул. Балтахинова г. Улан-Удэ.
Не могут быть приняты по внимание доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация г.Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу и что решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ транспортный объект передан в безвозмездное пользование Комбинату по благоустройству г. Улан-Удэ.
Так, по условиям договора о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества от 1 января 2022 года Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ принял на себя обязательства только в части использования имущества по целевому назначению, обеспечения его сохранности, несения расходов, связанных с эксплуатацией имущества, его содержанием; проведения за свой счет текущего и капитального ремонта (пункты 2.3.2, 2.3.3, 2.3.8 договора на л.д. 71).
При этом обязанность обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к остановкам общественного транспорта «Центральный рынок» не может быть возложена на Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ в рамках договорных отношений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы финансовые и иные расходы, связанные с обеспечением доступности рассматриваемого объекта, несет собственник имущества.
Установленный судом срок выполнения заявленных прокурором требований является разумным и, прежде всего, направлен на своевременное восстановление прав инвалидов и других маломобильных групп населения города.
Довод жалобы о том, что Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ не уведомил администрацию города об окончании срока эксплуатации транспортной платформы, является несостоятельным и на законность выводов суда не влияет.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке в соответствии со статьей 310 КАС РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 4 июля 2022 года
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: М.В. Ихисеева
П.С. Назимова