ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5634/19 от 18.02.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Ефанов В.А. Дело № 33а-6719/20

№ 2а-5634/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Ткач И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о.прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи о признании бездействия незаконным, по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 28.11.2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

и.о.прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации города Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприведении в соответствие с действующим законодательством постановления администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение»; об обязании внести изменения в пункт 2.7 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344, включив в качестве документов, предоставляемых заявителями для оказания муниципальной услуги, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, и согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение; об обязании исключить из пункта 2.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344, Сочинское отделение Южного филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» в качестве организации, обращение в которую необходимо для предоставления муниципальной услуги.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Сочи установлено, что некоторые положения постановления администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» противоречат требованиям законодательства. Согласно Уставу АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», данное общество является коммерческой организацией, в предоставлении государственных и муниципальных услуг не участвует. Таким образом, включение в пункт 2.3 административного регламента Сочинское отделение Южного филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» как организации, обращение в которую необходимо для предоставления муниципальной услуги неправомерно. В связи с указанными нарушениями закона прокуратурой города Сочи в муниципальном акте 27.06.2019 года принесен протест на постановление администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344. Согласно поступившему ответу от 07.08.2019 года, администрацией города Сочи разработан проект постановления о внесении необходимых изменений. В части исключения из межведомственного взаимодействия Сочинского отделения Южного филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» при предоставлении муниципальной услуги в удовлетворении требований протеста отказано. По состоянию на 07.10.2019 года административный регламент в соответствие со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.05.2019 № 116) не приведен.

Определением Центрального районного суда г.Сочи от 28.11.2019 года принят отказ прокурора города Сочи от исковых требований в части обязания администрацию города Сочи внести изменения в пункт 2.7 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344, включив в качестве документов, предоставляемых заявителями для оказания муниципальной услуги, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, и согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Обжалуемым решением Центрального районного суда г.Сочи от 28.11.2019 года административный иск и.о.прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившиеся в неприведении в соответствие с действующим законодательством постановления администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение». Администрацию города Сочи обязана исключить из пункта 2.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344, Сочинское отделение Южного филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» в качестве организации, обращение в которую необходимо для предоставления муниципальной услуги.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда прокурор города Сочи, представитель администрации города Сочи, представитель Сочинского отделения Южного филиала АО «Российской государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что администрацией города Сочи 23.08.2018 года вынесено постановление № 1344 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение».

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 7 Федерального закона № 131-Ф3 постановление администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» является обязательным для исполнения на территории муниципального образования город Сочи и опубликовано в местной газете «Новости Сочи» № 153-154 от 01.09.2018 года.

Прокуратурой города Сочи установлено, что некоторые положения постановления администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344 противоречат требованиям законодательства.

Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение регламентированы главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.05.2019 года № 116-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым расширен перечень документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, в том числе, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» межведомственное информационное взаимодействие - осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.

Согласно Уставу, АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» является коммерческой организацией, в предоставлении государственных и муниципальных услуг не участвует.

Исход из изложенного, следует, что включение в пункт 2.3 административного регламента Сочинское отделение Южного филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» как организации, обращение в которую необходимо для предоставления муниципальной услуги, неправомерно.

Как следует из материалов дела, в связи с указанными нарушениями закона прокуратурой города Сочи в муниципальном акте 27.06.2019 года принесен протест на постановление администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение».

Согласно ответу на представление от 07.08.2019 года, администрацией города Сочи разработан проект постановления о внесении необходимых изменений. В части исключения из межведомственного взаимодействия Сочинского отделения Южного филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» при предоставлении муниципальной услуги в удовлетворении требований протеста отказано.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что по состоянию на 07.10.2019 года административный регламент в соответствие со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.05.2019 года № 116) не приведен, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о незаконном бездействии администрации города Сочи, выразившемся в неприведении в соответствие с действующим законодательством постановления администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о необходимости обязать администрацию города Сочи исключить из пункта 2.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 23.08.2018 года № 1344, Сочинское отделение Южного филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» в качестве организации, обращение в которую необходимо для предоставления муниципальной услуги.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 28.11.2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Сочи по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи