ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-563/20 от 12.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-563/2020 (№33а-11541/2020)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2020 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Портновой Л.В. и Субхангулова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дилявировой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан к Гиниятуллин Р.Ф. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу,

по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан (далее МИФНС России № 27 по РБ) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Гиниятуллину Р.Ф.

В обоснование административных исковых требований указала, что Ганиятуллин Р.Ф. на праве личной собственности имел транспортные средства Скания регистрационный номер №... в период с 19 августа 2006 года по 25 мая 2015 года, ДАФ XF, государственный номер №... в период с 11 января 2012 года по 22 июля 2015 года, Тойота Ленд Крузер 200, государственный номер №... в период с 02 ноября 2012 года по 17 июня 2015 года, в связи, с чем является плательщиком транспортного налога. Административным ответчиком транспортный налог за 2014 год в размере 89 323 рублей не оплачен.

В связи с несвоевременной уплатой налогов налогоплательщику начислены пени: по транспортному налогу за период с 01 декабря 2015 года по 17октября 2017 года в сумме 21 712 руб. 20 коп. В связи с частичным погашением задолженности пени по транспортному налогу: 18 января 2018 года в сумме 3 583 руб. 53 коп., 14 февраля 2018 года в сумме 8 666 руб. 43 коп., задолженность пени составляет 14 940 руб. 12 коп.

МИФНС России № 27 по РБ направлялись административному ответчику налоговые уведомления, которые административным ответчиком не уплачены.

В связи с неуплатой транспортного налога за 2014 год, налогоплательщику были направлены требования № 57506 от 18 октября 2017 года, № 58268 от 22 ноября 2017 года, которые в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.

Пени, взыскиваемые налоговым органом, начислены на суммы недоимки, по который МИФНС России № 27 по РБ своевременно принимались меры взыскания, направлены заявления в суд и вынесены судебные приказы (№2а-218/2016 от 26 августа 2016 года транспортный налог за 2014 год на сумму 89 323 рубля).

МИФНС России № 27 по РБ просила суд взыскать с Гиниятуллина Р.Ф. задолженность по пени по транспортному налогу в размере 14 940 руб. 12 коп.

Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июня2020 года в удовлетворении уточенного административного искового заявления МИФНС России № 27 по РБ к Гиниятуллин Р.Ф. о взыскании задолженности в сумме 14 940 рублей 12 копеек, в том числе по транспортному налогу пени в сумме 14 940 рублей 12 копеек - отказано.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 27 по РБ просит решение отменить, принять новое решение в виде удовлетворения административных исковых требований в части суммы 4 457 руб. 32 коп. В обоснование жалобы указано, что в результате ежедневного начисления пени на неуплаченную задолженность налоговым органом выставлены требования № 57506 от 18.10.2017, № 58268 от 22 ноября 2017 года об уплате пени по транспортному налогу физических лиц; сумма пени за период с 01 декабря 2015 года по 17 октября 2017 года составила 14 940 руб. 12 коп.. Налоговым органом произведено частичное списание пени, сумма задолженности по вышеуказанным требованиям составила 4 457 руб. 32 коп..

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью первой статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 45 того же Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено указанной статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела Гиниятуллин Р.Ф. являлся собственником транспортных средств Скания регистрационный номер №... в период с 19 августа 2006 года по 25 июля 2015 года, ДАФ XF, государственный номер №... в период с 11 января 2012 года по 22 июля 2015 года, Тойота Ленд Крузер 200, государственный номер №... в период с 02 ноября 2012 года по 17 июня 2015 года, в связи с чем, у него возникла обязанность уплатить транспортный налог за 2014 и 2016 годы. Указанные обстоятельства Гиниятуллиным Р.Ф.не оспаривались.

МИФНС № 27 по РБ в адрес Гиниятуллина Р.Ф. направлено налоговое уведомление № 1373404 от 20 апреля 2015 года с указанием на необходимость уплаты транспортного налога в размере 89 323 рублей за 2014 года.

В связи с неисполнением Гиниятуллиным Р.Ф. налоговых обязательств, в адрес Гиниятуллина Р.Ф. выставлено требование N 57506 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 18 октября 2017 года со сроком исполнения до 29 ноября 2017 года; требование № 58268 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 22 ноября 2017 года со сроком исполнения до 23 января 2018 года (л.д. 7-11).

Указанные требования административным ответчиком также исполнено не было.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 17 июля 2019 года судебный приказ № 2а-170/18 от 14 марта 2018 года в отношении Гиниятуллина Р.Ф. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в размере 14 940 руб. 12 коп. отменен, в связи с поступившими возражениями должника.

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 14 января 2020 года, то есть в пределах установленного действующим законодательством шестимесячного срока.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлены доказательства обращения в установленном порядке в суд с заявлением о взыскании с ответчика транспортного налога за 2014 год в размере 89 323 рублей. Судом указано, что представленные административным истцом в материалы дела расчеты пени противоречивы и не позволяют сделать однозначный вывод относительно сумм пени и правомерности их заявления к взысканию в истребуемых размерах.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Из административного дела №2а-218/2016 следует, что мировым судьей судебного участка №7 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ от 26 августа 2016 года р взыскании с Гиниятуллина Р.Ф. в пользу МФНС России №27 по РБ транспортный налог за 2014 год в размере 90 796 руб. 48 коп. Данный судебный приказ не отменен. Мировым судьей 21 октября 2016 года направлен исполнительный лист ВС №054474979 для исполнения в Туймазинское подразделение УФССП.

Таким образом, в связи с неуплатой транспортного налога инспекция начислила Гиниятуллину Р.Ф. пени и направила в его адрес соответствующие требования.

26 декабря 2019 года налоговым органом произведено списание пени в сумме 28834 руб. 61 коп., часть данной суммы в размере 10 482 руб. 80 коп. погасила частично задолженность по требованиям №57606 от 18 октября 2017 года, №58268 от 22 ноября 2017 года. Данное списание пени подтверждается административным истцом, ответчиком не предоставлено возражений по уменьшение суммы пени.

При указанных обстоятельствах задолженность Гиниятуллина Р.Ф. по пени по транспортному налогу осталось в размере 4457 руб. 32 коп. (14940 руб. 12 коп. – 10482 руб. 80 коп.).

Так как по данному административному делу при принятии судом решения имели место неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права, то решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о взыскании с Гиниятуллина Р.Ф. задолженности по пени по транспортному налогу в размере 4457 руб. 32 коп.

В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России №27 по РБ к Гиниятуллину Р.Ф. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в размере 10 482 рубля 80 копеек подлежит отказу.

В силу статьи 114 КАС РФ с ответчика Гиниятуллина Р.В. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан к Гиниятуллин Р.Ф. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу удовлетворить частично.

Взыскать с Гиниятуллин Р.Ф., проживающего по адресу: адрес, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан задолженность по пени по транспортному налогу в размере 4457 рублей 32 копейки.

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан к Гиниятуллин Р.Ф. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в размере 10 482 рубля 80 копеек - отказать.

Взыскать с Гиниятуллин Р.Ф. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Л.В. Портнова

А.Н. Субхангулов

Справка: судья Сосновцева С.Ю.