ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-563/20 от 14.01.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Килиенко Л.Г.

Дело № 2а-563/2020

Дело № 33а-54/2021

(33а-2127/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Чаднова О.В.,

судей

Гончаровой Н.В. и Горна В.Ф.,

при секретаре

Ткаченко А.В.

рассмотрела 14 января 2021 года в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 29 сентября 2020 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» к Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании пунктов 1 и 4 предписания № 41/12/14-И-2/78/7 от 14 февраля 2020 года отказать.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., объяснения представителя акционерного общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» Губаревой Т.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае Кожевникова А.Н., полагавшего жалобу обоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

акционерное общество «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» (далее также – АО «МАПК(Е)») обратилось в суд с административным иском об оспаривании пунктов 1 и 4 предписания Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года.

В обоснование требований указало, что Государственной инспекцией труда в Камчатском крае проведена плановая выездная проверка, по результатам которой АО «МАПК(Е)» выдано предписание № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года об устранении нарушений трудового законодательства. АО «МАПК(Е)» выражает несогласие с требованиями пунктов 1 и 4 предписания в части невыдачи работникам в полном объеме и в установленные сроки средств индивидуальной защиты, а также в части выплаты заработной платы ниже величины прожиточного минимума, ссылаясь на отсутствие нарушений норм трудового законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца АО «МАПК(Е)» Губарева Т.Ю. требования поддержала.

Представители административного ответчика Государственной инспекции труда в Камчатском крае Васильев В.П., Леушин В.С., Семенова О.И. возражали против удовлетворения требований административного истца.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец АО «МАПК(Е)» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым признать пункт 4 предписания Государственной инспекции труда в Камчатском крае № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года незаконным. Указывает, что оспариваемым пунктом предписания на АО «МАПК(Е)» возложена обязанность провести доплату к заработной плате работникам организации до размера минимального прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае для трудоспособного населения. АО «МАПК(Е)» считает, что Государственная инспекция труда в Камчатском крае подменяет понятия «оплата труда (заработная плата)» понятием «минимальный размер оплаты труда», тогда как размер и состав (структура) оплаты (заработной платы) и минимального размера оплаты труда различны. В минимальный размер оплаты труда не включается районный коэффициент и северные надбавки, тогда как оплата труда (заработная плата) включает вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Установленное частью 4 статьи 351.5 Трудового кодекса РФ требование об оплате труда работников резидентов территорий опережающего социально-экономического развития не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, является дополнительной гарантией для работников резидентов территории опережающего социально-экономического развития. Практическая реализация данной дополнительной гарантии заключается в том, что организации-резиденты территории опережающего социально-экономического развития обязаны выплачивать заработную плату работникам, не имеющим северных надбавок и полностью отработавшим норму рабочего времени, в размере не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения Камчатского края. Размер заработной платы у всех работников АО «МАПК(Е)» превышает размер минимального прожиточного минимума для трудоспособного населения в Камчатском крае, в связи с чем требование пункта 4 предписания является незаконным.

В возражениях на апелляционную жалобу от 11 декабря 2020 года Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Семёнова О.И. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу от 21 декабря 2020 года руководитель Государственной инспекции труда в Камчатском крае - Главный государственный инспектор труда в Камчатском крае Колгин Д.А., ссылаясь на позицию Министерства труда и социальной защиты РФ, выраженную в письме № 14-0/В-1407 от 3 декабря 2020 года, полагал возможным признать пункт 4 предписания № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года незаконным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы настоящего административного дела, материалы проверки Государственной инспекции труда в Камчатском крае № 41/12/14-И-2/78-7, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьями 356, 357 Трудового кодекса РФ урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 9 января 2020 года № 41/12-14-И/78-7 в отношении АО «МАПК(Е)» в соответствии с планом проверок на 2020 год проведена плановая выездная проверка (т. 1 л.д. 32-37).

Из акта проверки от 14 февраля 2020 года следует, что АО «МАПК(Е)» является резидентом территории опережающего социально-экономического развития. Некоторым работникам организации АО «МАПК(Е)» выплачивает заработную плату ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Камчатском крае. Так в четвертом квартале 2019 года размер прожиточного минимума, установленный в Камчатском крае для трудоспособного населения, составлял 21679 руб. В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, то есть к размеру прожиточного минимума должны применяться районные коэффициенты и северные надбавки. Согласно расчетным листкам работников, заработная плата выплачивалась в меньшем размере. Нарушены требования абзацев 2, 7 части 2 статьи 22, части 4 статьи 351.5 Трудового кодекса РФ. Также работодателем не обеспечена выдача в полном объеме и в установленные сроки средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Нарушены абзац 7 части 2 статьи 212, статья 221 Трудового кодекса РФ, Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 года № 997н, Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357н (т. 1 л.д. 38-41).

Предписанием Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года на АО «МАПК(Е)» возложена обязанность устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

пункт 1 – в срок до 30 апреля 2020 года обеспечить выдачу в полном объеме сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам предприятия, занятым на работах с вредными условиями труда, в особых температурных условиях или связанных с загрязнением горничной ФИО1., рабочему по комплексному обслуживанию ФИО2., слесарю аварийно-восстановительных работ ФИО3., слесарю – сантехнику ФИО4., аэродромному рабочему ФИО5., инженеру ФИО6., электромеханику ФИО7., электромонтеру ФИО8 водителю пожарной машины ФИО9., водителям автомобиля ФИО., операторам ФИО.;

пункт 4 – в срок до 30 апреля 2020 года произвести доплату к заработной плате работникам организации за работу в четвертом квартале 2019 года до размера прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае для трудоспособного населения.

Выражая несогласие с пунктами 1, 4 предписания, АО «МАПК(Е)» оспорило их в судебном порядке, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска.

Суд первой инстанции, не разрешив ходатайство о восстановлении срока на подачу иска, вместе с тем рассмотрел его по существу и пришел к выводу, что административным истцом были допущены нарушения трудового законодательства, в связи с чем содержащиеся в предписании Главного государственного инспектора труда требования об устранении выявленных нарушения трудового законодательства, являются законными.

Судебная коллегия полагает правильным рассмотрение судом первой инстанции требований АО «МАПК(Е)» по существу в связи с уважительностью причин пропуска срока на подачу административного иска, первоначально заявленного в соответствии с правилами подсудности в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, но не может согласиться с выводами суда относительно законности пункта 4 предписания.

Постановлением правительства Камчатского края от 25 октября 2019 года № 452-П величина прожиточного минимума в Камчатском крае за III квартал 2019 года для трудоспособного населения установлена в размере 21679 руб. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года.

Постановлением правительства Камчатского края от 24 января 2020 № 23-П величина прожиточного минимума за IV квартал 2019 года для трудоспособного населения установлена в размере 21635 руб. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

По мнению Государственной инспекции труда в Камчатском крае, к размеру оплаты труда, равному прожиточному минимуму, должны применяться районный коэффициент и северные надбавки. В Камчатском крае (за исключением Корякского округа и Алеутского района) максимальный размер районного коэффициента равен 1,8. Размер максимальных надбавок за работу в районах Крайнего Севера в Камчатском крае (за исключением Корякского округа и Алеутского района) составляет 80%, в связи с чем к величине прожиточного минимума в размере 21679 руб. в IV квартале 2019 года работодатель должен применить установленные коэффициент и надбавки, при применении которых получится минимальный размер заработной платы работника организации резидента территории опережающего социально-экономического развития в размере 56365 руб. 40 коп. Согласно расчетным листкам работников АО «МАПК(Е)» заработная плата выплачивалась им в размере менее 56365 руб. 40 коп. (от 32079 руб. 91 коп. до 50775 руб. 20 коп. с учетом коэффициента и надбавок), чем нарушена часть 4 статьи 351.5 Трудового кодекса РФ (т. 2 л.д.155-156).

Судебная коллегия полагает данную правовую позицию административного ответчика ошибочной.

Согласно статье 18 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Трудовым кодексом РФ.

В силу части 4 статьи 351.5 Трудового кодекса РФ оплата труда лиц, работающих у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором создана соответствующая территория опережающего социально-экономического развития.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (статья 133 Трудового кодекса РФ).

Таким образом минимальный размер оплаты труда - это установленный законодателем минимум оплаты труда в месяц.

Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на 2019 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11280 рублей в месяц.

Региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2019 год для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края, минимальная заработная плата с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года установлена в размере 11280 руб. (пункт 2.2). При оплате труда работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края, к минимальной заработной плате, установленной в пункте 2.2 настоящего Соглашения, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, установленные в соответствии со ст. ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края (пункт 2.3).

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса РФ).

Районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат начислению на заработную плату работника, установленную в размере не ниже предусмотренного законом минимального размера оплаты труда (пункт 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 года, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П).

В статье 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлено, что прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. При этом потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Статья 2 названного закона определяет назначение прожиточного минимума. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета; других установленных федеральным законом целей. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.

Показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения, а также является важным ориентиром при установлении величины минимального размера оплаты труда.

В отличие от минимального размера оплаты труда, относительно которого действует правило о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки должны выплачиваться сверх минимального размера оплаты труда, на прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации, на который ссылается норма части 4 статьи 351.5 Трудового кодекса РФ, начислять районный коэффициент и процентную надбавку не требуется.

По смыслу части 4 статьи 351.5 Трудового кодекса РФ общая сумма заработной платы (оплаты труда) работников АО «МАПК(Е)» не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Камчатском крае.

Из материалов дела следует, что заработная плата работников АО «МАПК(Е)» в IV квартале 2019 года была выше установленной величины прожиточного минимума в Камчатском крае.

При таких обстоятельствах выводы Государственной инспекции труда в Камчатском крае, изложенные в акте проверке, о нарушении АО «МАПК(Е)» части 4 статьи 351.5 Трудового кодекса РФ основаны на неправильном толковании указанных выше норм материального права.

При рассмотрении апелляционной жалобы Государственная инспекция труда в Камчатском крае указала на обоснованность требования искового заявления о незаконности пункта 4 предписания № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года.

При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение Елизовского районного суда Камчатского края от 29 сентября 2020 года в части отказа в удовлетворении требования административного истца о признании незаконными пункта 4 предписания подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, с вынесением нового решения в данной части о признании пункта 4 предписания незаконным.

Одновременно судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в оставшейся части, поскольку пункт 1 предписания вынесен правомерно, и законность решения в этой части административным истцом не оспаривалась.

Материалами дела подтверждается ненадлежащее обеспечение работников АО «МАПК(Е)» средствами индивидуальной защиты на момент проведения проверки.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

При подаче иска и апелляционной жалобы административным истцом уплачена государственная пошлина платежным поручением № 1245 от 5 марта 2020 года в размере 2000 руб. (т. 1 л.д. 31) и платежным поручением № 5325 от 19 октября 2020 года - в размере 3000 руб. (т. 3 л.д. 51).

Судебные расходы АО «МАПК(Е)» по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 руб. подлежат взысканию в пользу административного истца с административного ответчика Государственной инспекции труда в Камчатском крае. Вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу административного иска в размере 2000 руб. не может быть разрешен апелляционной инстанцией, поскольку в материалах дела имеется только копия платежного поручения № 1245 от 5 марта 2020 года.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 29 сентября 2020 года в части отказа акционерному обществу «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» в признании незаконным пункта 4 предписания Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года отменить.

Административный иск акционерного общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» о признании незаконным пунктов 1 и 4 предписания Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 4 предписания Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае № 41/12/14-И-2/78-7 от 14 февраля 2020 года.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Камчатском крае в пользу акционерного общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 руб.

В остальной части решение Елизовского районного суда Камчатского края от 29 сентября 2020 года оставить без изменения.

Кассационной жалобы может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи