ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5643/19 от 11.11.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Перченко Н.Л. Дело № 2а-5643/2019

Дело № 33а-2542/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2021 года г. Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Лихачева С.А., рассмотрев апелляционное представление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора на определение Южно-Сахалинского городского суда от 06 июля 2021 года об отсрочке исполнения решения суда,

установила:

решением Южно-Сахалинского городского суда от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 мая 2020 года, действия администрации города Южно-
Сахалинска, департамента городского хозяйства администрации города
Южно-Сахалинска по использованию земельных участков, расположенных
по адресу: г.Южно-Сахалинск, <адрес>, с
кадастровым номером ; г.Южно-Сахалинск, <адрес> с кадастровым
номером ; г.Южно-Сахалинск, <адрес>) с кадастровым номером
под накопительные площадки для размещения снежных
масс в отсутствие обваловки по всему периметру, исключающей попадание
талых вод на рельеф; водосборных лотков и системы транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждения по всему периметру, признаны незаконными; на администрацию города Южно-Сахалинска, департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска возложена обязанность оборудовать накопительные площадки, расположенные по адресам: г.Южно-Сахалинск, <адрес>, с кадастровым номером ; г.Южно-Сахалинск, <адрес><адрес> с кадастровым номером ; г.Южно-Сахалинск, <адрес>) с кадастровым номером , обваловкой по всему периметру, исключающей попадание талых вод на рельеф; водосборными лотками и системой транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждением по всему периметру; - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

26 мая 2021 года администрация г. Южно-Сахалинска обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения на срок до 01 июля 2022 года, мотивируя свои требования тем, что в течение предоставленного судом срока выполнен значительный объем мероприятий для подготовки к реализации проекта объекта «Строительство «сухой» снежной свалки в северо-восточном промышленном районе города Южно-Сахалинска», в том числе в декабре 2020 года получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, впоследствии запрошены денежные средства на его реализацию. Однако для реализации проекта необходимо дополнительное время до 01 июля 2022 года с целью выполнения следующих мероприятий:

ворошение снега и уборка территории от твердых коммунальных отходов – 5 месяцев (до ноября 2021 года);

обеспечение объекта бюджетным финансированием в рамках доведенных лимитов – 6 месяцев (до декабря 2021 года);

проведение электронного аукциона на реализацию проекта – около 40 дней (январь 2022 года);

непосредственное выполнение работ по реализации объекта – 5 месяцев (до июля 2022 года).

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 06 июля 2021 года администрации г. Южно-Сахалинска предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 июля 2022 года.

В апелляционном представлении прокурор просит определение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку на протяжении более 8 лет администрацией и ее подведомственными учреждениями не организовано размещение снежных масс, а также оборудование накопительных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Письменных возражений относительно доводов апелляционного представления не поступило.

Изучив материалы дела, имеющие значение для разрешения поставленного вопроса, доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Частью 1 статьи 358 данного Кодекса предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона № 229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

По смыслу указанных положений и разъяснений, в каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения, сохраняя при этом соразмерность и обеспечивая баланс прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

При этом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, создающих серьезные препятствия к совершению исполнительных действий.

Разрешая поставленный вопрос, суд первой инстанции проанализировал представленные заявителем доказательства, принял во внимание многоэтапность и продолжительность мероприятий, направленных на выполнение возложенной судом обязанности, особенности бюджетного процесса, непосредственным участником которого является административный ответчик, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.

С этим выводом необходимо согласиться, поскольку он соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства, правильно примененным судом.

Вопреки доводам представления, из материалов дела усматривается совершение административным ответчиком действий, направленных на исполнение судебного акта избранным им способом – путем строительства «сухой» снежной свалки в северо-восточном промышленном районе города Южно-Сахалинска», включающей снегоплавильную станцию, предназначенной для утилизации собранного с магистральных улиц города снега. Разработанное технологическое решение, на которое в декабре 2020 года получено положительное заключение государственной экспертизы, предусматривает оборудование площадки с твердым покрытием для временного складирования снега, отвод талой воды в очистные сооружения, обваловку участка строительства.

Реализация именно этого мероприятия позволит комплексно решить возникшую в городе проблему в области обращения с отходами в оспариваемой прокурором части, что требует дополнительного времени.

Указанные обстоятельства, как правильно указал суд первой инстанции, являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Испрашиваемый заявителями срок – до 01 июля 2022 года является разумным и достаточным для устранения препятствий к исполнению судебного акта, права неопределенного круга лиц такой порядок не нарушает, поскольку позволяет реализовать комплексные мероприятия в области утилизации снежных масс, содержащих отходы производства и потребления.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определила:

определение Южно-Сахалинского городского суда от 06 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда С.А. Лихачева