ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5662/20 от 07.12.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Картавых М.Н.

№ 33а-3654/2020

10RS0011-01-2020-010971-76

2а-5662/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судей Данилова О.И., Соляникова Р.В.,

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.09.2020 по административному исковому заявлению Кузнецова Р. Р. об оспаривании отказа администрации Петрозаводского городского округа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск подан по тем основаниям, что Кузнецов Р.Р. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером (...). 14.07.2020 административный истец обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением, в котором просил разрешить перепланировку принадлежащего ему нежилого помещения с устройством отдельного входа, приложив протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.04.2019, справку (...) от 22.04.2019, выписку из ЕГРН, проектную документацию. Оспариваемым решением от 14.07.2020 КузнецовуР.Р. отказано в согласовании перепланировки нежилого помещения со ссылкой на положения административного регламента администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений», утвержденного постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 21.11.2019 №3161 (далее – Административный регламент), поскольку представленный протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного (.....) не содержит согласия на переустройство всех собственников помещений многоквартирного дома. Ссылаясь на то, что отказ не может быть основан на Административном регламенте, так как это противоречит ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), административный истец просил суд признать решение администрации Петрозаводского городского округа (далее – административный ответчик, администрация) от 14.07.2020 незаконным, обязать административного ответчика выдать документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного помещения на основании заявления от 14.07.2020 и представленных документов.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что судом рассмотрено дело не по существу заявленных требований. Ссылается на положения ч.2 ст.27 ЖК РФ, в соответствии с которой решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи. Полагает, что при разрешении спора судом неправильно применены нормы материального права.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель администрации Петрозаводского городского округа в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав объяснения явившегося лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу установлено, что Кузнецов Р.Р. является собственником помещения с кадастровым номером (...), назначение – нежилое помещение, площадью (...) кв.м, расположенного на цокольном этаже по адресу: (...).

14.07.2020 административный истец обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке нежилого помещения по адресу: г(...), принадлежащего ему на праве собственности, приложив выписку из ЕГРН от 16.01.2019, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.04.2019, справку (...) от ХХ.ХХ.ХХ, проектную документацию.

Решением администрации Петрозаводского городского округа от 14.07.2020 КузнецовуР.Р. отказано в согласовании перепланировки нежилого помещения со ссылкой на положения Административного регламента ввиду непредставления полного пакета документов, поскольку из проекта следует, что в нежилом помещении (.....) планируется устройство отдельного входа, для выполнения таких работ требуется согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, а представленный заявителем протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного (.....) не содержит согласия на переустройство всех собственников помещений многоквартирного дома.

С настоящим административным иском Кузнецов Р.Р. обратился 05.09.2020.

Предметом спора является решение администрации Петрозаводского городского округа, оформленное письмом от 14.07.2020 .

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения административного ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии отказа в согласовании перепланировки нежилого помещения положениям жилищного законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда в силу следующего.

Частями 1, 2, 2.1 ст.26 ЖК РФ регламентировано, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном ч.2 ст.40 настоящего Кодекса; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные п.п.4 и 6 ч.2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:

1) непредставления определенных ч.2 ст.26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом ч.2.1 ст.26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с ч.2.1 ст.26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с ч.2.1 ст.26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Административный регламент администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений» разработан в целях повышения качества исполнения муниципальной услуги по выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, расположенных в многоквартирных домах и жилых домах на территории Петрозаводского городского округа, определяет сроки и последовательность административных действий (процедур) при предоставлении муниципальной услуги (п.1.1 Административного регламента).

Согласно пп.«г» п.2.7 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги необходимо представить подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, предоставляется протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце втором п.61 постановления Пленума от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Исходя из указанных положений, при проверке законности оспариваемого решения суд обязан подвергнуть анализу только те основания, которые административным ответчиком в нем отражены, при этом уполномоченный орган не вправе ссылаться на иные основания, не приведенные в решении.

Из содержания оспариваемого решения следует, что основанием для принятия решения об отказе Кузнецову Р.Р. в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения явилось то обстоятельство, что из представленного проекта следует, что в нежилом помещении планируется устройство отдельного входа, при этом заявителем не представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Подпункт «г» п.2.7 Административного регламента, на который администрация Петрозаводского городского округа сослалась в решении от 14.07.2020 , тождественен положениям п.3 ч.2 ст.26 ЖК РФ.

Непредставление определенных ч.2 ст.26 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых с учетом ч.2.1 ст.26 ЖК РФ возложена на заявителя, является одним из оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (п.1 ч.1 ст.27 ЖК РФ).

Проектом перепланировки и переустройства цокольных помещений для размещения аптечного пункта с устройством входа и благоустройством придомовой территории по адресу: (.....), подготовленным (...), представленным административным истцом в администрацию Петрозаводского городского округа вместе с заявлением от 14.07.2020, предусматривается, в том числе, устройство отдельного входа в торговый зал путем прорезки подоконной части оконного проема с установкой алюминиевого дверного блока, устройство у входа в торговый зал железобетонного крыльца с навесом из металлокаркаса, покрытие навеса из монолитного поликарбоната.

Таким образом, при проведении работ по переустройству (перепланировке) нежилого помещения административным истцом планируется, в том числе, присоединение части общего имущества (к которому также относятся ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства (п.п.3, 4 ч.1 ст.36 ЖК РФ)).

Частью 2 ст.40 ЖК РФ установлено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Учитывая изложенное, к заявлению о переустройстве и (или) перепланировке нежилого помещения от 14.07.2020 административному истцу надлежало приложить протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения. Вместе с тем приложенный к заявлению протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.04.2019 согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на такое переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном (.....) не содержит.

Неуказание в письме от 14.07.2020 конкретных положений ч.1 ст.27 ЖК РФ не свидетельствует о незаконности принятого административным ответчиком решения, поскольку основание для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения было установлено администрацией Петрозаводского городского округа и нашло свое подтверждение при рассмотрении дела.

Поскольку административный истец к заявлению о переустройстве и (или) перепланировки нежилого помещения от 14.07.2020 не представил протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, отказ администрации Петрозаводского городского округа соответствует закону и права административного истца не нарушает.

Вместе с тем п.3 ч.1 ст.27 ЖК РФ, на который сослался суд первой инстанции, не являлся основанием для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем указание на названное положение жилищного законодательства подлежит исключению из мотивировочной части решения суда.

Однако неправильность данного вывода не привела к вынесению незаконного решения, поскольку в силу ч.5 ст.310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

При таких обстоятельствах судебная коллегия оставляет решение суда первой инстанции без изменения.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.09.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи