Судья Фоменко С.В. Дело № 33а-2038/2021
Дело № 2а-5665/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
судей Венина А.Н. и Горна В.Ф.,
при секретаре Пушкарь О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 9 декабря 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца главного редактора информационного агентства «Камчатский регион» ФИО1, поданной на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года, которым постановлено:
«отказать в удовлетворении административного искового заявления главного редактора информационного агентства «Камчатский регион» ФИО1 ФАС России о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении запрашиваемой информации, возложении обязанности».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного ответчика Федеральной антимонопольной службы ФИО2, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
главный редактор информационного агентства «Камчатский регион» (далее – ИА «Камчатский регион») ФИО1 обратился в суд с административным иском к Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС России) о признании незаконным неисполнения установленной законом обязанности предоставить запрошенную ИА «Камчатский регион» информацию, возложении обязанности предоставить информацию по запросу № 28 от 17 июня 2021 года. В обоснование своих требований указал, что 17 июня 2021 ИА «Камчатский регион» обратилось в ФАС России по Камчатскому краю с запросом № 28 о предоставлении информации относительно слияния ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Геотерм». Полученный ответ из ФАС России от 24 июня 2021 года за подписью заместителя руководителя ФИО3 ответов на поставленные вопросы не содержал, что является нарушением статей 38, 39, 40 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Административный истец главный редактор информационного агентства «Камчатский регион» ФИО1, административный ответчик ФАС России участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец главный редактор информационного агентства «Камчатский регион» ФИО1, полагая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что ИА «Камчатский регион» не получило ответы на постановленные вопросы. Также указывает, что Петропавловск-Камчатский городской суд не обладает полномочиями на осуществление правосудия.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ФАС России ФИО4, полагая судебное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Статьей 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон РФ «О средствах массовой информации») установлено, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
В силу статьи 39 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Запрашиваемая информация, в силу положений части 2 статьи 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», должна быть предоставлена в семидневный срок.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, 17 июня 2021 года ИА «Камчатский регион», в связи с поступающими в редакцию вопросами о слиянии в декабре 2019 года главных энергогенерирующих предприятий Камчатского края ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Геотерм», обратилось с запросом № 28 в ФАС России, в котором просило предоставить ответы на следующие вопросы:
1. Проводился ли анализ состояния конкуренции на товарном рынке поставки и передачи электрической энергии в Камчатском крае в порядке Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220?
2. Если анализ проводился, то каковы его результаты и каким документом они оформлены? Если анализ не проводился, то по какой причине?
3. Проводилась ли антимонопольная экспертиза соглашения о слиянии ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Геотерм» в 2019 году?
4. Если экспертиза проводилась, то каковы ее результаты и каким документом она оформлена? Если экспертиза не проводилась, то по какой причине?
5. Назовите причину, по которой антимонопольный орган не вышел в суд с требованиями о признании недействительным договора о слиянии ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Геотерм» в 2019 году с учетом того, что в сумме эти две энергогенерирующие компании составляют свыше 95% рынка поставки электрической энергии в Камчатскому крае?
6. Какой антимонопольный орган (ФАС России или Управление ФАС России по Камчатскому краю или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью АО «РусГидро», являющегося учредителем и собственником имущества ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Геотерм»?
7. Какой антимонопольный орган (ФАС России или Управление ФАС России по Камчатскому краю или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью ПАО «Камчатскэнерго»?
8. Какой антимонопольный орган (ФАС России или Управление ФАС России по Камчатскому краю или третье лицо) осуществляет антимонопольный контроль за деятельностью АО «Геотерм»?
9. Что вы намерены предпринять для возвращения статус-кво и признания незаконным слияния ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Геотерм» в 2019 году?
24 июня 2021 года заместителем руководителя ФАС России ФИО3 в адрес ИА «Камчатский регион» направлен ответ № ВК/51875/21, в котором указано, что анализ состояния конкуренции на оптовом и розничных рынках электрической энергии ежегодно проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года. Согласно анализу состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии на территории Камчатского края за 2020 год ПАО «Камчатскэнерго» занимает 100% доли на рынке купли-продажи (поставки) в административных границах Камчатского края, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков АО «Южные электрические сети Камчатки», ООО «Электрически сети Ивашки», АО «Оссора», ООО «Колхоз Ударник», АО «Корякэнерго». При этом анализ оптового рынка электроэнергии проводится по ценовым зонам и зонам свободного перетока, за исключением технологически изолированных от Единой энергетической системы России территориальных электроэнергетических систем.
Энергетическая система Камчатского края входит в Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 854.
В соответствии с данными федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности ПАО «Камчатскэнерго» является гарантирующим поставщиком электрической энергии. АО «Геотерм» - производитель электрической энергии. 99,65% акций АО «Геотерм» принадлежало ПАО «Русгидро». ПАО «Русгидро» и ПАО «Камчатскэнерго» входят в одну группу лиц. Таким образом, АО «Геотерм» и ПАО «Камчатскэнерго» являются аффилированными лицами ПАО «Русгидро».
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за экономической концентрацией.
Предварительное согласие антимонопольного органа на слияние данных коммерческих организаций, а также на осуществление иных действий, указанных в части 1 статьи 27 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не требуется. Учитывая изложенное, данная сделка не подлежит согласованию антимонопольным органом (л.д. 16-17).
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что запрос ИА «Камчатский регион» рассмотрено в установленном законом порядке в семидневный срок, по существу поставленных вопросов дан мотивированный ответ, нарушения прав и законных интересов административного истца не допущено, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ФАС России был рассмотрен запрос ИА «Камчатский регион» и дан ответ на постановленные вопросы по факту слияния ПАО «Камчатскэнерго» и АО Геотерм», об анализе состояния конкуренции на рынке электрической энергии.
Также административный ответчик, указав, что государственный контроль осуществляется федеральным антимонопольным органом и его территориальным органом, дал ответ на вопросы ИА «Камчатский регион» № 6, 7, 8 об органе, осуществляющем антимонопольный контроль в отношении АО «РусГидро», ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Геотерм».
При этом судебной коллегией принимается во внимание, что наличие в ответе ФАС России сведений об отсутствии необходимости согласования антимонопольным органом слияния ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Геотерм», поскольку они являются аффилированными лицами ПАО «Русгидро», фактически является ответом на вопрос № 9 о намерениях ФАС России по признанию незаконным слияния указанных юридических лиц.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Петропавловск-Камчатского городского суда полномочий на осуществление правосудия являются несостоятельными, поскольку, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 12 июля 2006года № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатской области преобразован в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края и считается районным судом.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения направлены на переоценку обстоятельств, верно установленных судом первой инстанции, и не содержат в себе объективных данных, которые могли бы поставить под сомнение правильность выводов суда, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене постановленного решения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главного редактора информационного агентства «Камчатский регион» ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи