ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-567/2022 от 25.08.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Агуреев А.Н. Дело № 33а-3951/2022

(№ 2а-567/2022)

УИД 39RS006-01-2022-000779-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2022 года г.Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Шевченко С.В.,

судей Тращенковой О.В., Шубина Д.В.,

с участием прокурора Маркеловой Г.И.,

при секретаре Быстровой Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании суда апелляционной инстанции административное дело по административному иску Литвиновой Светланы Геннадьевны к Балтийской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатным избирательным округам №№ 7 и 20), заинтересованные лица – Винокуров Юрий Васильевич, Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата

с апелляционной жалобой Винокурова Юрия Васильевича на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 16 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Тращенковой О.В., выслушав представителя Винокурова Ю.В. по доверенности Грищенко М.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Литвинова С.Г., будучи зарегистрированной кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 20 на дополнительных выборах, обратилась в суд с административным иском к Балтийской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 20 Винокурова Ю.В., указав, что решение о выдвижении Винокурова Ю.В. кандидатом в депутаты принято неправомочным органом – Калининградским областным отделением «Коммунистическая партия Российской Федерации», то есть региональным отделением политической партии, в то время как на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» создано, действует и имеет право принимать участие в выборах местное отделение регионального отделения политической партии – Балтийское городское отделение Калининградского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Исходя из положений Устава партии полномочия по выдвижению кандидатов на дополнительные выборы в органы местного самоуправления предоставлены местному отделению партии при наличии на территории данного муниципального образования одного местного отделения. Полагала, что избирательным объединением требования к выдвижению Винокурова Ю.В. кандидатом в депутаты нарушены, что является основанием для отмены решения Территориальной избирательной комиссии о его регистрации, поскольку такое решение не соответствует требованиям закона и нарушает его права как кандидата, зарегистрированного по этому же избирательному округу.

Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 16 августа 2022 года административные исковые требования Литвиновой С.Г. были удовлетворены. Решение Балтийской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 20) от 02 августа 2022 года за № 55/179-5 о регистрации Винокурова Ю.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов МО «Балтийский городской округ Калининградской области» по одномандатному избирательному округу № 20 признано незаконным и отменено.

С таким решением не согласился Винокуров Ю.В., подав апелляционную жалобу с просьбой о его отмене, приводя доводы о том, что судом необоснованно сделан вывод об отсутствии у Калининградского областного отделения политической партии КПРФ полномочий на выдвижение кандидатов на выборные должности в органы местного самоуправления на дополнительных выборах при наличии у данной партии на территории муниципального образования, где проводятся выборы, местного отделения. Настаивал на том, что в соответствии с Уставом партии выдвижение кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления возможно различными органами управления партии, в том числе, Конференцией регионального отделения партии, и иное толкование Устава партии является недопустимым. Обращает внимание на то, что административный истец выдвинута кандидатом в депутаты также региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России», хотя Устав данной партии имеет аналогичную с Уставом КПРФ норму о праве местного отделения политической партии на выдвижение кандидатов в депутаты в органах местного самоуправления на повторных и дополнительных выборах. Указывает, что местное отделение политической партии КПРФ в г.Балтийске фактически отсутствует и не функционирует, в связи с чем вопросы, связанные с принятием решения о выдвижении кандидатов на дополнительные выборы в органы местного самоуправления, местным отделением принято быть не могло и такое полномочие было делегировано региональному отделению политической партии.

На апелляционную жалобу Винокурова Ю.В. председателем Балтийской территориальной избирательной комиссии были принесены возражения с просьбой об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

Винокуров Ю.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.

Представитель Винокурова Ю.В. по доверенности Грищенко М.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Балтийской территориальной избирательной комиссии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от председателя комиссии в судебную коллегию поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Балтийской территориальной избирательной комиссии.

Литвинова С.Г. и представитель Калининградского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в судебное заседание суда апелляционной инстанции также не явились по неизвестной причине, извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.3 ст.243 КАС РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.

Выслушав представителя Винокурова Ю.В., заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст.32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Порядок подготовки и проведения муниципальных выборов в Калининградской области определен Законом Калининградской области от 18.03.2008 № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области».

Решением Балтийской территориальной избирательной комиссии Калининградской области от 14 июня 2022 года № 45/129-5 на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области по одномандатным избирательным округам №№ 7 и 20.

Решением Балтийской территориальной избирательной комиссии № 55/179-5 от 02 августа 2022 года Винокуров Ю.В., выдвинутый избирательным объединением – Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 20.

03 августа 2022 года решением Балтийской территориальной избирательной комиссии № 56/185-5 Литвинова С.Г., выдвинутая избирательным объединением - Калининградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия коммунисты России», также зарегистрирована кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 20.

Оспаривая решение Территориальной избирательной комиссии о регистрации Винокурова Ю.В. кандидатом в депутаты, Литвинова С.Г. настаивала на том, что оно принято с нарушением требований закона и нарушает ее права как кандидата, зарегистрированного по этому же одномандатному избирательному округу, поскольку при выдвижении Винокурова Ю.В. кандидатом в депутаты были нарушены требования к его выдвижению, предусмотренные положениями Федерального закона «О политических партиях», что является основанием к отказу в регистрации кандидата.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Литвиновой С.Г. административные исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области», Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», Устав политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», исходил из того, что порядок выдвижения Винокурова Ю.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 20 на дополнительных выборах был нарушен, поскольку Уставом партии определено, что при наличии на территории муниципального образования, где проводятся выборы, местного отделения партии, органом, уполномоченным на выдвижение кандидатов для участия в дополнительных муниципальных выборах, является Бюро Комитета местного отделения политической партии по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения, тогда как Винокуров Ю.В. был выдвинут кандидатом в депутаты решением Конференции регионального отделения партии при наличии Балтийского городского отделения Калининградского областного отделения политической партии КПРФ. В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение о регистрации Винокурова Ю.В. кандидатом в депутаты по указанному округу принято Балтийской территориальной избирательной комиссией с нарушением требований закона и подлежит отмене.

Указанный вывод суда первой инстанции является верным, он основан на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, сделан при правильном применении норм материального права, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Пунктами 1, 2 ст.75 Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» определено, что кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подп. «б» п.24 ст.38 этого же Федерального закона № 67-ФЗ и подп.2 п.2 ст.79 Закона Калининградской области № 231, основаниями отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно п.1 и подп. «и» п.2 ст.21 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие, помимо прочего, порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Пунктом 2 ст.25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Решения о выдвижении кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием. Решения этому вопросу принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Из буквального содержания приведенных норм следует, что данные законоположения непосредственно не наделяют региональное отделение политической партии правом выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления, а лишь определяют уполномоченные органы регионального отделения партии или иного структурного подразделения партии, которые вправе выдвигать кандидатов (список кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований при условии отнесения данного вопроса к компетенции регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения партии уставом политической партии.

По общему правилу, закрепленному в ст.21 Федерального закона «О политических партиях», политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе, на повторных и дополнительных выборах (подп. «и» п.2).

Применительно к повторным и дополнительным выборам в п.3 ст.25 Федерального закона «О политических партиях» определено, что уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Согласно п. 3.1 ст.25 этого же Закона в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.

Из анализа приведенных норм материального права следует, что политическим партиям предоставлено право наделять коллегиальные постоянно действующие руководящие органы регионального уровня правом принимать решения о выдвижении кандидатов на муниципальных выборах только в тех случаях, когда отсутствуют местные структурные подразделения политической партии.

Согласно п.6.6 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», постоянно действующим руководящим органом регионального отделения является Комитет, который избирается Конференцией соответствующего регионального отделения и ей подотчетен.

Для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью регионального отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчетно Комитету регионального отделения КПРФ (п.6.11).

По сведениям Избирательной комиссии Калининградской области, размещенных на официальном сайте в сети «Интернет», на территории Балтийского городского округа создано, осуществляет деятельность и имеет право по состоянию на 11 июня 2022 года принимать участие в выборах Балтийское городское отделение Калининградского областного отделения политической партии КПРФ.

Из материалов дела следует, что Винокуров Ю.В. выдвинут кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 20 постановлением XLVII Конференции Калининградского областного отделения КПРФ (II этап) от 03 июля 2022 года.

Конференция, согласно п.6.2 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», является высшим руководящим органом регионального отделения КПРФ.

Пунктом 6.3 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» определено, что Конференция регионального отделения КПРФ имеет право самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции высшего или центрального органов КПРФ и не урегулированные решениями указанных органов. К компетенции Конференции регионального отделения КПРФ относится, в том числе, выдвижение кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Вместе с тем, п.5.12 Устава политической партии прямо предусмотрено, что правом выдвижения кандидатов (списков кандидатов) тайным голосованием на досрочных, повторных и дополнительных выборах в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления наделено Бюро Комитета местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения.

Кроме того, при отсутствии на территории, где проводятся выборы, местного отделения политической партии КПРФ, а также на досрочных, повторных и дополнительных выборах, полномочиями на выдвижение тайным голосованием кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности наделено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ (п.6.11 Устава КПРФ).

Из буквального содержания приведенных положений Устава партии с учетом положений п.п.3 и 3.1 ст.25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» следует, что полномочиями на выдвижение кандидатов (списка кандидатов) на дополнительных муниципальных выборах обладает Бюро Комитета местного отделения политической партии, а при его отсутствии или при том, что на территории этого муниципального образования имеется несколько местных отделений политической партии – Бюро Комитета регионального отделения.

При таких обстоятельствах, при наличии на территории Балтийского городского округа местного отделения политической партии - Балтийское городское отделение Калининградского областного отделения политической партии КПРФ, Конференция регионального отделения партии не вправе принимать решения о выдвижении кандидатов на дополнительных муниципальных выборах.

Таким образом, установленные Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» требования к выдвижению кандидата Винокурова Ю.В. нарушены, что является основанием для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии о регистрации его кандидатом в силу подп. «б» п.24 ст.38, п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы Винокурова Ю.В. о том, что Конференция регионального отделения политической партии, являясь высшим руководящим органом регионального отделения КПРФ, обладает правом выдвижения кандидатов на дополнительных выборах в органы местного самоуправления даже при наличии на территории, где проводятся выборы, местного отделения политической партии, ошибочны, поскольку основаны на неверном толковании Устава партии КПРФ.

Ссылки в жалобе на то, что местное отделение партии в г.Балтийске фактически отсутствует, опровергаются сведениями, размещенными на официальном сайте Избирательной комиссии Калининградской области, о том, что Балтийское городское отделение Калининградского областного отделения политической партии КПРФ по состоянию на 11 июня 2022 года имеет право принимать участие в выборах.

Доводы апелляционной жалобы об аналогичном порядке выдвижения Литвиновой С.В. региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия коммунисты России» не могут быть приняты во внимание суда апелляционной инстанции, поскольку решение о регистрации административного истца кандидатом в депутаты предметом настоящего спора не является.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено. Решение суда соответствует закону, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балтийского городского суда Калининградской области от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 26 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи