ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-569/2023 от 01.08.2023 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 2а-569/2023 (№ 33а-2742/2023) судья Сафронова И.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Голомидовой И.В., Юрковой Т.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области на решение Узловского районного суда Тульской области от 27 апреля 2023 г. по делу по административному иску Узловского межрайоного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области об обязании устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области об обязании выполнить мероприятия по корректировке проектно-сметной документации «Строительство водовода по <адрес> в <адрес> и расположенного к северу от д. <адрес>» в срок до 31 июля 2024 г., выполнить мероприятия по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту «Строительство водовода по <адрес> в <адрес> и расположенного к северу от д. <адрес>» в срок до 31 июля 2024 г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, а также обеспечения данных земельных участков инженерной инфраструктурой.

Постановлением администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 30 декабря 2014 г. № 2383 утвержден перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам — земельные участка с кадастровыми номерами с по , местоположение: <адрес>

Проверкой установлено, что отсутствует подъездная дорога и подъезды к земельным участкам, для их строительства администрацией муниципального образования Узловский район не принято соответствующих мер.

Внесенное 13 апреля 2022 г. в адрес главы администрации представление рассмотрено, 19 мая 2022 г. утверждена дорожная карта выполнения мероприятий по обеспечению земельных участков объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.

Согласно дорожной карте срок исполнения мероприятия по корректировке проектно-сметной документации «Строительство водовода по <адрес> в <адрес> и расположенного к северу от д. <адрес>» до 31 декабря 2022 г., срок исполнения мероприятий по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по данному объекту — 01 июня 2023 г.

Однако в соответствии с информацией, предоставленной администрацией 01 февраля 2023 г., в целях определения стоимости корректировки проектно-сметной документации направлены запросы на коммерческие предложения корректировки трассы водопровода по объекту. Мероприятия по корректировке проектно-сметной документации и проведение государственной экспертизы планируется осуществить в 2024 году. Таким образом, сроки, установленные дорожной картой, не соблюдаются, что нарушает права многодетных граждан.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник Узловского межрайонного прокурора Склярова Н.Б. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Решением Узловского районного суда Тульской области от 27 марта 2023 г., с учетом определения Узловского районного суда Тульской области от 19 мая 2023 г. об исправлении описки, постановлено:

административные исковые требования Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район об обязании устранить нарушения земельного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Узловский район () выполнить мероприятия по корректировке проектно-сметной документации «Строительство водовода по <адрес> в <адрес> и расположенного к северу от д. <адрес>» в срок до 31 декабря 2024 г., а также выполнить мероприятия по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту «Строительство водовода по <адрес> в <адрес> и расположенного к северу от д. <адрес>» в срок до 31 декабря 2024 г.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования Узловский район Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца прокурора Тульской областной прокуратуры Чебоксаровой О.В., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный законодатель, предусматривая в ч. 1 ст. 124 КАС РФ перечень требований, которые может содержать административное исковое заявление, указал в качестве самостоятельных как требование о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия) (п. 2), так и требование об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 3).

В настоящем дела административным истцом к административному ответчику предъявлены требования об обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, что не противоречит требованиям КАС РФ, и подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия.

В соответствии с положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, входит в предмет прокурорского надзора.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 30 декабря 2014 г. № 2383 утвержден перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам, в который включено 146 земельных участков с кадастровыми номерами с по

Из объяснений стороны административного ответчика, контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации, заключенным 29 мая 2019 г. с "...." заключения Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию от 31 марта 2021 г. "...." о наличии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки по состоянию на 01 января 2020 г., заявления администрации муниципального образования Узловский район от 26 апреля 2022 г. на выдачу заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, уведомлений Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию от 24 мая 2022 г. об отказе в выдаче заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и от 14 сентября 2022 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на застройку земельных участков, следует, что с целью обеспечения централизованного водоснабжения выделяемых многодетным семьям земельных участков "...." ("...." в 2019 году разработана проектно-сметная документация для строительства водопровода, 23 октября 2019 г. документация передана администрации муниципального образования Узловский район. В течение 2020 года проектно-сметная документация для проведения государственной экспертизы не направлялась в связи отсутствием финансирования.

28 января 2021 г. проектно-сметная документация направлена в "...." для проведения государственной экспертизы, однако 02 февраля 2021 г. поступил отказ в принятии документов с приложением замечаний к ним, в связи с чем разработчику "...." направлены письма для устранения замечаний.

09 февраля 2021 г. "...." направило запрос в отдел геологии и лицензирования по Тульской области Департамента по недропользования по ЦФО.

20 февраля 2021 г. получено заключение о наличии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки — найдено Узловское месторождение кирпичных суглинков, в связи с чем в выдаче разрешения на застройку земельных участков было отказано.

В связи с наличием полезных ископаемых в границах земельных участков, выделяемых многодетным семьям, осуществление строительства водопровода для обеспечения централизованного водоснабжения земельных участков в соответствии с разработанной в 2019 г. проектно-сметной документацией невозможно, необходима корректировка подготовленной проектно-сметной документации.

В ходе проведенной Узловской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, а также обеспечения данных земельных участков инженерной инфраструктурой установлено, что подъездная дорога и подъезды к 146 земельным участкам, предоставленным многодетным гражданам для их строительства, отсутствует

13 апреля 2022 г. в адрес главы администрации муниципального образования Узловский район Тульской области внесено представление, которое рассмотрено, и 19 мая 2022 г. утверждена дорожная карта выполнения мероприятий по обеспечению земельных участков объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.

Согласно указанной карте запланировано проведение следующих мероприятий:

- корректировка проектно-смертной документации «Строительство водопровода по <адрес> в <адрес> и расположенного к северу от д. <адрес>» (объект) – плановый срок исполнения до 31 декабря 2022 г.,

- проведение государственной экспертизы проектно-смертной документации объекта – плановый срок исполнения до 01 июня 2023 г.,

- направление заявки в правительство Тульской области на выделение финансовых средств на строительство объекта – плановый срок исполнения до 01 сентября 2023 г.,

- строительство объекта – плановый срок исполнения до 31 декабря 2023 г.

Однако в указанный в дорожной карте плановый срок исполнения до 31 декабря 2022 г. мероприятия по корректировке проектно-сметной документации по строительству водопровода не проведены, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском об обязании администрации муниципального образования Узловский район Тульской области выполнить мероприятия по корректировке проектно-сметной документации «Строительство водовода по <адрес> в <адрес> и расположенного к северу от д. <адрес>» и по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту в срок до 31 декабря 2024 г.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проанализировав положения ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 15, 39.5, 40, 56 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 г. № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющих трех и более детей», ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 25 Федерального закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», оценив собранные по делу доказательства с учетом требований ст. 84 КАС РФ, пришел к выводу о доказанности факта допущенного административным ответчиком незаконного бездействия по не проведению мероприятий по корректировке проектно-сметной документации в срок, определенный в дорожной карте, без чего невозможно проведение следующего запланированного в дорожной карте мероприятия по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации, что нарушает права неопределенного круга лиц – многодетных семей муниципального образования Узловский район Тульской области по обеспечению инженерными коммуникациями водоснабжения земельных участков.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Проверяя соблюдение административным истцом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ, судебная коллегия исходит из того, что оспариваемое бездействие уполномоченного органа является длящимся, настоящее административное исковое заявление может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у этого органа сохраняется обязанность совершить определенное действие.

Исходя из положений ст. 226 КАС РФ, заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений (действий (бездействия)) уполномоченного органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением (действием (бездействием)) уполномоченного органа и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемое решения (действия (бездействие)) уполномоченного органа может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение (действие (бездействие)) совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решение (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения (действия (бездействия)) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением (действием (бездействием)) прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения (действия (бездействия)) уполномоченного органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В настоящем деле такие основания, вопреки доводам апелляционной жалобы, установлены, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», пунктом 2 которого постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

На территории Тульской области порядок и случаи предоставления гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Тульской области, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей – учащихся учебных заведений всех форм обучения любых организационно-правовых форм – до окончания обучения или проходящих срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и проживающим с ними на территории области (многодетным гражданам) земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно установлен в соответствии с Законом Тульской области от 21 декабря 2011 г. № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей».

Статьей 2-2 указанного закона предусмотрено, что многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием (ч. 1).

В силу п. 1 ч. 3 указанной статьи, многодетному гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно (далее – Перечни земельных участков).

Формирование Перечней земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 3 этого закона.

В части ч. 3 ст. 3 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 г. № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» установлено, что в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 г. № 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Согласно Схемы территориального планирования муниципального образования Узловский район Тульской области, утвержденной Решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 27 декабря 2017 г. № 80-581, <адрес> включена в территорию муниципального образования Узловский район Тульской области.

На основании п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности: ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В части 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из пп. 4, 5 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования Узловский район, принятого на референдуме 24 марта 1997 г., следует, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе и организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципального района обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.

При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и, соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Материалами дела достоверно установлено, что земельные участки, в отношении которых разрешаются заявленные требования, включенные в утвержденные постановлением администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 30 декабря 2014 г. № 2383, Перечни земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры и на протяжении длительного времени администрацией муниципального образования Узловский район меры по такому обеспечению не проводятся.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что администрацией муниципального образования Узловский район такие меры принимаются, о чем представлены доказательства, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что не представлено доказательств, подтверждающих исполнение дорожной карты в определенные в ней сроки.

В нарушение ст. ст. 62, 226 КАС РФ административным ответчиком достоверных доказательств подведения сетей объектов инженерной инфраструктуры к спорным земельным участкам не представлено.

Данные обстоятельства свидетельствуют о непринятии в течение длительного времени администрацией муниципального образования Узловский район Тульской области должных мер для обеспечения 146 земельных участков с кадастровыми номерами с по необходимой инфраструктурой.

При таких обстоятельствах, нельзя с достоверностью судить о выполнении органом местного самоуправления названной обязанности, в то время как при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

С учетом приведенных выше положений законодательства, незаконное бездействие по исполнению возложенных на орган местного самоуправления законодательством обязанностей в течение длительного времени привело к нарушению прав и законных интересов многодетных семей.

Изложенные выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09 ноября 2017 г. № 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, – иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

При отсутствии же на территории муниципального района земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подп. 24 и 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления муниципального района положениями п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил административные исковые требования.

Судебная коллегия также учитывает, что отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере обеспечения спорных земельных участков объектами инфраструктуры не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий.

Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, а также ст. ст. 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 г. № 12-П; определения от 12 апреля 2005 г. № 142-О, от 13 июня 2006 г. № 194-О, от 02 ноября 2006 г. № 540-О, от 10 октября 2013 г. № 1591-О).

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Таким образом, доводы административного ответчика о том, что реализация возложенных на органы местного самоуправления задач ставится во взаимосвязь исключительно с финансовыми возможностями органов местного самоуправления (целевыми денежными средствами, выделяемыми при формировании бюджета муниципального образования), являются несостоятельными.

Более того, доказательств отсутствия в течение длительного времени объективной возможности, в том числе, средств на обеспечение спорных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры не представлено.

Способ устранения допущенного органом местного самоуправления незаконного бездействия путем возложения на администрацию обязанности выполнить мероприятия по корректировке проектно-сметной документации «Строительство водовода по <адрес> в г. Узловая Тульской области и расположенного к северу от д. <адрес>» и по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по указанному объекту соответствует положениям ст. 227 КАС РФ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, возложение на администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области указанных обязанностей в срок до 31 декабря 2024 г., судебная коллегия считает разумным, отвечающим принципу баланса интересов сторон и социально значимым целям предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, а заявленные требования нельзя считать преждевременными, поскольку, исходя из целей предоставления спорных земельных участков, последние уже должны были быть обеспечены объектами инфраструктуры.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной административным ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Узловского районного суда Тульской области от 27 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судья