ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5717/2023-33А-1726 от 12.08.2023 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья Ионов И.А. Дело № 2а-5717/2023-33а-1726

УИД 53RS0022-01-2023-005836-97

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2023 года г. Великий Новгород

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Алещенковой И.А.,

судей Смирновой Л.Н. и Комаровской Е.И.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

с участием представителей Новгородского регионального отделения Политической партии РОДП «Яблоко» Черепановой А.Ф., адвоката Маркина К.А.,

представителей Администрации Великого Новгорода Скидановой В.Ф., Калачева Р.Н.,

а также прокурора Жуковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Алещенковой И.А. административное дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода и апелляционному представлению прокурора Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 10 августа 2023 года, принятое по административному исковому заявлению Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» к Администрации Великого Новгорода, Мэру Великого Новгорода Розбауму А.Р. об оспаривании ответов на уведомления о проведении публичного мероприятия,

установила:

Новгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (далее также Отделение партии) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации Великого Новгорода (далее также Администрация), Мэру Великого Новгорода Розбауму А.Р. о признании незаконными отказов от 02 и 03 августа 2023 года в согласовании проведения публичных мероприятий, возложении на Администрацию обязанности устранить допущенное нарушение прав Отделения партии.

В обоснование административного иска указано, что 2 августа 2023 года Отделением партии в Администрацию подано уведомление о проведении с 7 по 17 августа 2023 года публичных мероприятий в форме пикетов на территории Великого Новгорода с целью информирования граждан о деятельности партии и о предвыборной программе партии. Письмом Администрации от <...><...> Отделению сообщено, что уведомление не соответствует пункту 7 части 3 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее также Федеральный закон № 54-ФЗ) ввиду отсутствия сведений об организаторе публичного мероприятия и регламента проведения пикета.

03 августа 2023 года Отделением партии в Администрацию подано новое уведомление о проведении в период с 08 по 18 августа 2023 года публичных мероприятий в форме пикетов. Письмом Администрации от <...><...> Отделению партии сообщено, что в указанных в уведомлении местах уже запланировано проведение с 08 по 18 августа 2023 года иных публичных мероприятий, в связи с чем Отделению предложены места для проведения пикетов, расположенные по другим адресам.

Ответы Администрации произвольны и нарушают права Отделения партии, поскольку расположение агитационных пикетов выбрано с целью наибольшего охвата количества потенциальных избирателей, а предложенные Администрацией места для проведения пикетов расположены в слабо посещаемых людьми местах. Отдельные территории по указанным в уведомлении адресам с учетом их площади и ожидаемого количества участников позволяют разместить несколько агитационных пикетов, однако такая возможность Администрацией не рассматривалась, не изучался вопрос о риске столкновений между участниками двух мероприятий, если имелся, то мог ли он быть нейтрализован путем принятия мер безопасности. Оспариваемый ответ от 03 августа 2023 года не содержит информации, какие именно публичные мероприятия будут проводиться на указанных в уведомлении территориях и кем, а также каким образом эти публичные мероприятия не позволяют проведение пикетов Отделением партии. При таком положении оспариваемыми решениями Отделение партии ставится в неравные условия в проведении агитации по сравнению с представителями других партий, которым отданы для проведения аналогичных пикетов указанные в уведомлении места, что нарушает принципы свободы голосования, равенства кандидатов, право кандидатов от Отделения партии быть избранными.

К участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор города Великого Новгорода Новгородской области.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 10 августа 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично, решение Администрации, выраженное в письме от <...><...> «О рассмотрении уведомления» о том, что проведение заявленных мероприятий не представляется возможным и организатору предлагается рассмотреть возможность проведения публичного мероприятия в иных местах признано незаконным. На Администрацию возложена обязанность не препятствовать проведению с 11 по 18 августа 2023 года публичного мероприятия на условиях, указанных в уведомлении, поданном Отделением партии в Администрацию 03 августа 2023 года. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано. В части признания незаконным решения Администрации, выраженного в письме от <...><...> «О рассмотрении уведомления», и обязании Администрации не препятствовать проведению указанного публичного мероприятия, решение обращено к немедленному исполнению. На Администрацию возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить в Новгородский районный суд Новгородской области о его исполнении.

В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения иска. В обоснование жалобы указано, что уведомление о проведении Отделением партии в период с 08 по 18 августа 2023 года пикетов поступило в Администрацию 03 августа 2023 года после 12 часов, зарегистрировано с присвоением очередного номера М22-6989В. Оспариваемым ответом Отделению партии предложено рассмотреть возможность проведения публичного мероприятия с заявленной целью и в указанные в уведомлении даты на других местах, поскольку ранее, 02 августа 2023 года в Администрацию ФИО12 подано уведомление вх. М22-6971-В о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, в котором адреса проведения пикетов частично совпадают с адресами, указанными в уведомлении Отделения партии, и уведомление вх. М22-6984-В регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Новгородской области о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования по адресам, частично совпадающим с адресами, указанными в уведомлении Отделения партии. Также в Администрацию поступило письмо УМВД России по Новгородской области, в котором сообщается о невозможности обеспечить общественный порядок и безопасность граждан силами сотрудников полиции, обычно применяемыми для проведения схожих по численности публичных мероприятий, и потребуется время для привлечения дополнительного числа сотрудников или принятия чрезвычайных мер, которые потребуют ограничения прав граждан. При таком положении, Администрация в соответствии с законом предложила Отделению партии рассмотреть возможность проведения публичного мероприятия с заявленной целью и в указанные в уведомлении даты в других местах. Отделение партии 07 августа 2023 года направило в Администрацию согласие на проведение пикетов на части ранее заявленных площадок с нарушением предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ срока.

В апелляционном представлении прокурор, участвовавший в деле, просит об отмене решения суда как постановленного без установления всех юридически значимых обстоятельств и принятии по делу нового решения об отказе Отделению партии в удовлетворении административных исковых требований. в обоснование жалобы, приводя доводы, по сути аналогичные доводам апелляционной жалобы Администрации, указывает, что регистрация уведомлений произведена Администрацией в соответствии с действующей инструкцией по делопроизводству, которая не предусматривает указание времени поступления документов. Очередность поступления уведомлений могла быть подтверждена показаниями сотрудника Администрации, в допросе которого судом первой инстанции необоснованно отказано. Оспариваемый ответ отказом в согласовании проведения публичного мероприятия не является, Администрацией Отделению партии обоснованно предложены для проведения публичных мероприятий иные места. О принятии предложения Отделение партии уведомило Администрацию только 07 августа 2023 года, то есть с нарушением установленного законом срока.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился Мэр Великого Новгорода Розбаум А.Р., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, заслушав заключение прокурора Жуковой Е.С., поддержавшего апелляционное представление и полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение приведенным требованиям не соответствует.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 02 августа 2023 года Отделение партии направило в Администрацию уведомление о проведении с 07 по 17 августа 2023 года публичных мероприятий в форме пикетирований на территории Великого Новгорода.

Письмом Администрации от <...><...> Отделению сообщено об отсутствии оснований для согласования заявленных публичных мероприятий ввиду несоответствия уведомления требованиям пункта 7 части 3 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ и статье 2 областного закона от 01 ноября 2021 года №24-ОЗ «О мерах по реализации Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на территории Новгородской области» (в уведомлении отсутствовали сведения об организаторе публичного мероприятия и регламент).

03 августа 2023 года Отделением партии в Администрацию подано новое уведомление о проведении с 08 по 18 августа 2023 года публичных мероприятий в форме пикетирований, осуществляемых без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, быстровозводимые сборно-разборные конструкции, осуществляющих сбор подписей, раздачу листовок и иной наглядной агитации. Организатором мероприятия заявлена цель публичного мероприятия - информирование граждан о деятельности партии, о предвыборной программе партии на выборах депутатов Думы Великого Новгорода, раздача газет, агитационных печатных материалов.

Местами проведения мероприятий (08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 августа 2023 года, в период с 12 часов 00 минут до 19 часов 00 минут) указаны следующие территории: между домами 112 и 112а по <...> (ТЦ «Восточный»); <...> ручей, <...> (со стороны <...>, на площадке напротив аптеки); Воскресенский бульвар, на аллее у пешеходного перехода к скверу «Город воинской славы»; <...> (на территории, прилегающей к зданию ТЦ «Мармелад» со стороны <...>); <...> (на площадке перед торговым центром «Кочетовский»); на территории, прилегающей к зданию торгового центра «Волна» по Большой Санкт- Петербургской ул., <...> (со стороны автобусной остановки); на <...>, у <...>, корпус 1, рядом с автобусной остановкой; <...> (перед входом в ТЦ «Славянский» со стороны кафе «Абу-Даби»); <...>, около <...> (у автобусной остановки); на пересечении <...> поликлиники «Диамед»; на площадке у входа на Центральный рынок, с правой стороны, <...>; на разделительной аллее, на пересечении улиц Свободы и проспекта Мира (рядом с автобусной остановкой); рядом с пешеходной дорожкой по <...>, у <...>, корпус 1 (рядом с «Додо пиццей»); на набережной Александра Невского, на площадке перед домом 29; на Софийской набережной, на площадке напротив театра драмы имени Ф.М. Достоевского, <...>.

Письмом от <...><...> «О рассмотрении уведомления» Администрация уведомила Отделение партии о невозможности проведения пикетирований в вышеуказанных местах, поскольку на данных территориях в это время запланировано проведение иных публичных мероприятий, уведомление о проведении которых поступило ранее уведомления Отделения партии, в связи с чем организатору предложено рассмотреть возможность проведения публичного мероприятия в форме пикетирования с заявленной целью в указанные в уведомлении дату и время на иных территориях: на площадке около памятника Петру I на наб. <...>; на площадке около клумбы при входе в парк «30 лет Октября», со стороны вала Окольного города; на площадке около <...> по Нехинской ул.; на площадке около <...> по Большой Санкт-Петербургской улице; на площадке около <...> по Нехинской ул.; на площадке около <...>; на площадке около <...>; на тротуаре, прилегающем к дому № 3 по Колмовской набережной; на площадке между домами <...> и <...> по Старорусскому бульвару; на площадке около <...> по просп. Александра Корсунова; на площадке около <...> по Речной ул.;

на площадке около <...>, по Псковской ул.; на территории около <...> по Псковской ул. (территория сквера «Солнечный»); на тротуаре, прилегающем к территории <...> по Прусской ул. (ТД «Покровский»); на тротуаре, прилегающем к территории <...>.

Признавая заявленные требования обоснованными в части, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией не представлены доказательства обоснованности предложения Отделению партии провести пикетирование в иных местах.

При этом судом первой инстанции не учтено следующее.

Предусмотренное статьей 31 Конституции Российской Федерации право граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в России как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 1, статьи 2, части 1 и 3 статьи 13, часть 1 статьи 45, части 1 и 2 статьи 46, статья 64 Конституции Российской Федерации).

Данное право обеспечивает гражданам реальную возможность через проведение публичных мероприятий оказывать влияние на деятельность органов публичной власти посредством поддержания цивилизованного мирного диалога между гражданским обществом и государством.

Принимая во внимание провозглашенную в преамбуле Конституции Российской Федерации цель утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что, исходя из самой своей сути публичные мероприятия могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников таких мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется лишь праву на проведение мирных публичных мероприятий. Это право может быть ограничено федеральным законом, при этом вводимые ограничения свободы мирных собраний не должны посягать на само существо данного конституционного права и препятствовать открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.

В этих целях в Федеральном законе № 54-ФЗ установлен порядок организации и проведения таких публичных мероприятий.

Согласно статье 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1); пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункт 6).

Пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного закона.

Уполномоченный орган после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения его организатора в течение трех дней со дня получения этого уведомления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 12 постановления от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины.

В названном пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на необходимость учитывать, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для не участвующих в нем граждан, а также предположения органа публичной власти о возможности возникновения указанных неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия, орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 03 августа 2023 года в Администрацию поступило уведомление регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Новгородской области о проведении с 08 по 18 августа 2023 года в период времени с 10.00 до 19.00 пикетирований в поддержку мер социальной защиты лиц пожилого возраста в России, обращения внимания на необходимость поддержки лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Местами проведения публичного мероприятия региональным отделением указаны территории, в большей части совпадающие с местами, указанными Отделением.

Кроме того, 02 августа 2023 года в Администрацию Карповым И.А. подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирований с 07 по 17 августа 2023 года в период времени с 12.00 до 20.00 с целью популяризации деятельности политической партии «Новые люди». Местами проведения публичного мероприятия заявлены места, в трех случаях совпадающие с местами, указанными Отделением в уведомлении.

Оснований к отказу в согласовании публичных мероприятий по указанным уведомлениям Администрацией не установлено (постановления от 04 августа 2023 года № 3818 и от 07 августа 2023 года № 3835 «О проведении пикетирований»).

При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, совокупность представленных Администрацией доказательств свидетельствует о поступлении указанных выше уведомлений ранее уведомления, поданного Отделением партии. Об этом свидетельствуют скриншоты записей камеры видеонаблюдения, установленной на крыльце Администрации, от 03 августа 2023 года, и показания свидетелей – сотрудников отдела канцелярии и секретариата комитета организационной работы и делопроизводства Администрации ФИО14 и ФИО15 относительно обстоятельств подачи в Администрацию уведомлений о проведении публичных мероприятий представителем отделения партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Новгородской области Бушуевым В.А. и представителем Отделения партии Черепановой А.Ф. Оснований не доверять указанным доказательствам у судебной коллегии не имеется, поскольку они согласуются между собой и с иными материалами административного дела в их совокупности, показания свидетелей последовательны и непротиворечивы, даны после предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. При таком положении представленными доказательствами объективно подтверждена подача 03 августа 2023 года Отделением партии уведомления о проведении публичного мероприятия после поступления в Администрацию уведомления отделения в Новгородской области политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Новгородской области.

Из материалов дела также следует, что в ответ на предложение Администрации об изменении места проведения публичного мероприятия Отделение 07 августа 2023 года сообщило о принятии предложения в части и о готовности провести агитационные пикеты 11, 14, 15, 16, 17 и 18 августа 2023 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) обязан в письменной форме проинформировать орган публичной власти о принятии (непринятии) предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия. По смыслу данной нормы также не исключается возможность направления организатором публичного мероприятия органу публичной власти встречного предложения об ином месте и (или) времени проведения публичного мероприятия с учетом срока, необходимого для согласования данного предложения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 12 названного закона.

Вопрос о проведении мероприятия в иную дату решается организатором публичного мероприятия путем подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия.

Письмом Администрации от 07 августа 2023 года в согласовании проведения публичного мероприятия отказано ввиду нарушения организатором публичного мероприятия установленного законом срока информирования.

Из материалов дела также следует, что, принимая оспариваемое решение, Администрация также руководствовалась информацией УМВД России по г. Великий Новгород от 03 августа 2023 года о невозможности обеспечения безопасности публичных мероприятий, проводимых одновременно двумя конкурирующими политическими партиями, силами, обычно применяемыми для обеспечения проведения схожих по численности публичных мероприятий и потребуется время для привлечения дополнительных сотрудников или принятия чрезвычайных мер, которые потребуют ограничения прав граждан.

Указанная информация в совокупности с утвержденным графиком работы волонтеров на мероприятиях, проводимых Администрацией (региональный конкурс «<...>», Губернаторская программа «Инициативное бюджетирование»), проведением культурных мероприятий в рамках проекта «Новгородское лето» обоснованно расценена Администрацией как свидетельствующая о невозможности проведения публичного мероприятия в заявленных Отделением партии местах ввиду возможного возникновения опасности участников публичного мероприятия.

При таком положении следует признать, что оспариваемый ответ отказом в согласовании проведения публичного мероприятия не является, Администрацией исполнена предусмотренная законом обязанность по предложению Отделению партии альтернативных мест проведения заявленного публичного мероприятия, позволяющих реализовать цели планируемого мероприятия. Отделением партии, напротив, не представлены доказательства, что предложенные Администрацией альтернативные места проведения мероприятия не соответствовали достижению поставленных организатором целей планируемого мероприятия и его социально-политическому значению при том, что законодательством не установлено безусловное право организатора на проведение публичного мероприятия в том месте, которое ему представляется наиболее адекватным по своему общественно-политическому значению. Мер по дальнейшему взаимодействию организатора публичного мероприятия с Администрацией в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия в предусмотренном законом порядке Отделением партии не принято.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку, исходя из вышеизложенного, необходимой предусмотренной процессуальным законом совокупности условий для удовлетворения требования в данном административном споре не имеется, с решением суда о частичном удовлетворении административных исковых требований Отделения партии согласиться нельзя. В этой части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Отделению партии в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода и апелляционное представление прокурора Великого Новгорода удовлетворить.

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 10 августа 2023 года в части удовлетворения административных исковых требований Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» и признания незаконным решения Администрации Великого Новгорода, выраженного в письме от <...><...> «О рассмотрении уведомления» о том, что проведение заявленных мероприятий не представляется возможным и организатору предлагается рассмотреть возможность проведения публичного мероприятий в иных местах, возложения на Администрацию Великого Новгорода обязанности не препятствовать проведению с 11 по 18 августа 2023 года публичного мероприятия на условиях, указанных в уведомлении, поданном Новгородским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» в Администрацию Великого Новгорода 03 августа 2023 года, - отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым административные исковые требования Новгородского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» к Администрации Великого Новгорода, Мэру Великого Новгорода Розбауму А.Р. оставить без удовлетворения.

В остальной части это же решение оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационные жалоба (представление) могут быть поданы через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий И.А. Алещенкова

Судьи Л.Н. Смирнова

Е.И. Комаровская