УИД 11RS0016-01-2023-000760-09 дело № 33а-6893/2023
Судья Самарин А.И. (дело № 2а-573/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Коми в составе
председательствующего Голикова А.А.,
судей Колесниковой Д.А., Мишариной И.С.,
при секретаре Розовой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 августа 2023 года в г. Сыктывкаре Республики Коми апелляционное представление прокуратуры Сыктывдинского района Республики Коми и апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 22 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению начальника ОМВД России по Сыктывдинскому району об установлении административного надзора в отношении ФИО1.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Голикова А.А., объяснения ФИО1, заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
установила:
начальник ОМВД России по Сыктывдинскому району обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении ФИО1 на срок 1 год 6 месяцев, с установлением административного ограничения в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование своего требования административный истец указал, что ФИО1 имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления и в течение одного года неоднократно совершил административные правонарушения против порядка управления.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования административного искового заявления в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 с требованиями административного иска не согласился.
Участвующий в деле прокурор просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
По итогам рассмотрения административного искового заявления, Сыктывдинским районным судом Республики Коми 22.06.2023 принято решение, которым административное исковое заявление начальника ОМВД России по Сыктывдинскому району удовлетворено частично. Установлен в отношении освобожденного из мест лишения свободы ФИО1 административный надзор на срок 1 год 6 месяцев, с исчислением срока административного надзора со дня вступления решения в законную силу, но не более срока погашения судимости, с административным ограничением в виде обязательной явка 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что отсутствуют основания для установления в отношении ФИО1 административного надзора, поскольку совершенные ответчиком правонарушения связаны только с установленным в рамках административного надзора ограничением по явке в ОМВД и вызваны отсутствием денежных средств и удаленностью ОМВД от места проживания, каких-либо иных нарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения или общественную нравственность ФИО1 не совершал. Также считает, что предъявление искового заявления по истечении более чем 7 месяцев после окончания срока административного надзора не отвечает принципу разумности, целям и задачам административного надзора.
Административный ответчик ФИО1 в апелляционной жалобе просит отменить решения суда в связи с его незаконностью. Ссылается на то, что ранее установленный в отношении него административный надзор окончен 29.10.2022, за допущенные нарушения, совершенные им во время административного надзора он был привлечен к административной ответственности, в связи с чем не может быть подвергнут двойному наказанию.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 жалобу поддержал по указанным в ней доводам.
Иные лица, участвующие по административному делу в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Неявка в судебное заседание сторон по административному делу не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, изучив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела приговором Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19.01.2018 ФИО1 осужден по пункту ... Уголовного кодекса РФ к ... месяцем лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
<Дата обезличена> ФИО1 освобожден из исправительного учреждения по отбытию срока наказания.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.10.2019 удовлетворено административное исковое заявление начальника ОМВД России по Сыктывдинскому району, установлен в отношении ФИО1 административный надзор сроком на 3 года, с исчислением срока административного надзора со дня вступления решения суда в законную силу, со следующими административными ограничениями: обязательной явки 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещением пребывания в определенных местах.
Административный надзор установлен ФИО1 на основании пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» как лицу, отбывшему уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, совершившего в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (28.12.2018 и 10.02.2019 административные правонарушения, предусмотренные статьями 19.16 и 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Решением должностного лица ОМВД России по Сыктывдинскому району от 31.10.2022 административный надзор, установленный на основании решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 17.10.2019 в отношении ФИО1, прекращен по истечении срока административного надзора, установленного до 29.10.2022, со снятием с профилактического учета.
В период ранее установленного административного надзора постановлениями мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 20.07.2022, от 09.08.2022, от 28.10.2022, от 20.10.2022, и мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 16.07.2022 (№ <Номер обезличен>, <Номер обезличен>), от 19.09.2022 ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности против порядка управления, предусмотренной частью 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (повторное в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом) совершенных в период с 28.06.2022 по 11.10.2022.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку ФИО1, освободившийся из мест лишения свободы имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при этом совершил в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, то в соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» имеются основания для установления в отношении него административного надзора.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, считая их правильными, основанными на верном толковании норм материального и процессуального права.
Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту также - Закон) предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно части 3 названной статьи Закона в отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В силу части 6 статьи 9 Закона при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона, в течение срока, установленного законодательством для погашения судимости.
Таким образом, установление административного надзора повторно возможно в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при условии совершения им в течение одного года двух или более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом, как разъяснено в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре); указанные административные правонарушения могут быть совершены лицом как в период ранее установленного административного надзора, так и после его прекращения.
Изложенное подтверждает правильность выводов суда о том, что в отношении ФИО1 имелись основания для установления административного надзора; ответчик относится к категории лиц, определенных законом, которым срок административного надзора устанавливается на срок погашения судимости и истечение срока административного надзора в отношении данного лица не исключает его повторного назначения; судимость ФИО1 не снята и не погашена, в то же время административный ответчик неоднократно в течение года привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора.
Установленное судом в отношении ФИО1 административное ограничение в виде обязательной явки для регистрации в Отдел внутренних дел по месту жительства, месту пребывания или фактического нахождения 1 раза в месяц является необходимым и соразмерным, обусловлено интересами общественной безопасности и соответствуют задачам и целям административного надзора, которыми являются предупреждение совершения ФИО1 преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Срок административного надзора установлен в соответствии с законом и исходя из фактических обстоятельств.
При таких данных, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы, которые не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, отмене или изменению не подлежит.
Вопреки утверждениям прокурора в апелляционном представлении, закон, определяя основания установления административного надзора в отношении лица, из числа вышеуказанных, не исходит из усмотрения прокурора или суда какие именно административные правонарушения порядка управления должны быть совершены привлекаемым к административной ответственности лицом; юридически значимым в рассматриваемых правоотношениях является то, что такие правонарушения ранее не являлись основанием для установления лицу административного надзора. Также Закон связывает возможность назначения административного надзора до снятия либо погашения судимости, в связи с чем доводы апелляционного представления о нецелесообразности установления повторного административного надзора по истечении более чем 7 месяцев после окончания срока административного надзора, несостоятельны.
Доводы административного ответчика со ссылкой на двойную ответственность, фактическое установление повторного наказания отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании заявителем норм материального права. Возможность установления административного надзора, как указано выше, предусмотрена федеральным законодательством и не является повторным привлечением лица к уголовной либо административной ответственности.
Следовательно, доводы прокуратуры и административного ответчика об отсутствии оснований для установления в отношении ФИО1 административного надзора являются несостоятельными.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционном представлении и апелляционной жалобе заявителями не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по материалам административного дела также не установлены.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 22 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Сыктывдинского района и апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 августа 2023 года.
Председательствующий-
Судьи: