Копия
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Апелл. дело № 33а-1584/2022
(первая инстанция № 2а-574/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Дряхловой Ю.А.,
судей Ощепкова Н.Г. и Зотиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кох А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, административное дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой,
на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2022 года.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кравцова И.В., Кравцов Р.М. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой (далее также - департамент) об отказе в признании семьи участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения», с возложением на административного ответчика обязанности по включению семьи Кравцовых в состав мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
В обоснование заявленных требований указано, что 25 августа 2021 года молодой семьей Кравцовых было подано в департамент заявление на участие в названной подпрограмме в целях предоставления социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на приобретение жилого помещения, к заявлению представлены все необходимые документы. Департаментом 27 сентября 2021 года принято решение об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья, по причине достижения возраста 36 лет Кравцовым Р.М. на момент формирования списков молодых семей в декабре 2022 года. Административные истцы полагают, что принятое решение является незаконным, поскольку заявление подано в установленные сроки и члены молодой семьи отвечали требованиям участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья.
Протокольным определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
Представитель административного ответчика административный иск не признал, указав, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом и в пределах полномочий департамента.
Суд постановил решение, которым оспариваемое решение департамента было признано незаконным, с возложением на департамент обязанности по возобновлению и рассмотрению заявления молодой семьи Кравцовых от 25 августа 2021 года; в остальной части заявленных требований отказано.
С решением суда не согласен представитель административного ответчика Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой Минина Е.А., действующая на основании доверенности, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Анализируя положения регионального законодательства и фактические обстоятельства, считает, что оснований для вывода о незаконности оспариваемого решения не имелось.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились (за исключением представителя административного ответчика), ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, их участие не является обязательным. На основании статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой Крыжановская М.В., действующая на основании доверенности, в суде апелляционной инстанции (с использованием систем видеоконференц-связи), полагала апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Кравцова И.В., Кравцов Р.М. обратились 25 августа 2021 года в департамент с совместным заявлением о включении семьи (в составе - заявители и их малолетний ребенок 2013 г.р.) в состав мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения». К заявлению были представлены необходимые документы.
Решением Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой от 27 сентября 2021 года молодая семья Кравцовых не была признана участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках окружного мероприятия, поскольку на момент формирования списков в декабре 2022 года семья не будет соответствовать критериям молодой семьи (достижения супругами возраста 36 лет) (далее также - оспариваемое решение).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление о признании незаконным оспариваемого решения департамента и возлагая на департамент обязанность по рассмотрению заявления, пришел к выводу, что на момент вынесения решения законных оснований для его принятия не имелось.
Оснований не согласиться с решением суда не имеется.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
В целях реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках реализации комплекса мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года № 112-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок).
В силу подпункта «б» пункта 1.7 Порядка участницей мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия может быть молодая семья, соответствующая следующему условию: возраст каждого из супругов на день принятия органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что для участия в окружном мероприятии молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту регистрации по месту жительства заявление по форме, подписанное обоими супругами и определенные документы.
После получения от молодой семьи заявления и документов, указанных в пунктах 2.1, 2.2, 2.9, 3.2 настоящего Порядка, и приобщения к ним документов (сведений), полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в полученных документах (сведениях), и в 10-дневный срок принимает решение: о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия (пункт 2.13 Порядка).
В пункте 2.16 Порядка исчерпывающим образом изложены основания для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в подпункте "д" пункта 1.3, подпунктах "е" и "и" пункта 1.4, пункте 1.7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 4.1 Порядка (в редакции, действующей на время принятия оспариваемого решения в сентябре 2021 года) органы местного самоуправления формируют: список молодых семей - участников окружного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату (окружной список участников), по состоянию на 01 сентября года, предшествующего планируемому.
Списки формируются исходя из даты и времени подачи молодой семьей заявления на участие в окружном мероприятии, нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью, утверждаются руководителем органа местного самоуправления и направляются в департамент строительства и жилищной политики автономного округа в срок до 15 сентября года, предшествующего планируемому - окружной список участников. Не подлежат включению в указанные списки молодые семьи, у которых возраст одного из супругов или обоих супругов превышает 35 лет на дату формирования списков.
Из положений подпункта «б» пункта 1.7 Порядка следует, что участницей окружного мероприятия не может быть молодая семья, возраст одного из супругов или обоих супругов достиг 36 лет на день принятия органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Таким образом, семья Кравцовых не могла быть признана участницей окружного мероприятия, в случае, если возраст одного из супругов по состоянию на 1 сентября 2021 года достиг 36 лет.
Как установлено судом и следует из материалов, возраст супругов Кравцовой И.В. 27.08.1986 г.р. и Кравцова Р.М. 18.05.1986 г.р., по состоянию на 1 сентября 2021 года, не достиг 36 лет.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что молодая семья Кравцовых на день подачи заявления (25 августа 2021 года) и на день принятия оспариваемого решения департамента (27 сентября 2021 года) соответствовала критерию, установленному в подпункте «б» пункта 1.7 Порядка, соответственно законных оснований для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия не имелось.
Кроме этого, суд первой инстанции установил, что обращение молодой семьи Кравцовых имело место до 1 сентября 2021 года, к заявлению были приложены необходимые документы, однако запросы в порядке межведомственного взаимодействия органом местного самоуправления были направлены спустя значительное время 19 сентября 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с учетом формирования списков в 2022 году и планируемого периода социальной выплаты (2023 год) заявители не имели права на участие в окружной программе, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку предметом судебной проверки по настоящему делу являлось решение департамента принятое в 2021 году и в этот период семья Кравцовых по возрастному цензу отвечала требованиям закона. При этом в 2021 году оспариваемым решением департамента разрешался лишь вопрос признания молодой семьи участницей окружного мероприятия, решения о включении в списки участников либо отказе включения в такой список не принималось.
Согласно части 5 статьи 15, части 9 статьи 226 КАС РФ решение административного ответчика подлежит судебной проверке на предмет законности на дату его принятия.
Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований для отказа молодой семье Кравцовых в признании участницей окружного мероприятия на дату принятия оспариваемого решения департамента не имелось, права и законные интересы административных истцов были нарушены.
Обращает на себя внимание, что следуя логике департамента, изложенной в апелляционной жалобе, молодые семьи, возраст которых достиг 35 лет (но не достиг 36 лет) фактически лишаются возможности подачи заявления на участие в окружном мероприятии и положительном его рассмотрении, поскольку по мнению департамента, соответствие молодой семьи возрастному цензу необходимо всякий раз проверять на будущее время (на следующий год), независимо от времени подачи заявления и его рассмотрения департаментом.
Однако такая позиция департамента не учитывает приведенных норм регионального нормативного акта о том, что заявление молодой семьи рассматривается в ограниченный период времени текущего года и молодая семья на данной стадии подлежит проверке на право участия в окружной программе, в том числе по возрастному цензу, исходя из времени подачи заявления. Иное толкование правовых норм привело бы к тому, что молодой семье соответствующей всем необходимым критериям на дату обращения в уполномоченный орган местного самоуправления было бы всякий раз отказано в признании участницей окружной программы исходя из критериев, которые могли бы наступить в будущем времени, что недопустимо.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись