Судья Ермилова А.С. № 2а-5765/2023 29 ноября 2023 года
Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-7771/2023 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Лобановой Н.В.,
судей Калашниковой А.В., Сека Ю.А.,
с участием прокурора Зверева С.В.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», <данные изъяты> городского округа Архангельской области «Северодвинск», избирательной комиссии Архангельской области, Северодвинской городской территориальной избирательной комиссии №, Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором (с учетом уточнения заявленных требований) оспаривал бездействие городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», <данные изъяты> городского округа Архангельской области «Северодвинск», избирательной комиссии Архангельской области, Северодвинской городской территориальной избирательной комиссии №, Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области, просил возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
В обоснование заявленных требований (с учетом их уточнения) указал, что в качестве кандидата в депутаты городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» направил в данный представительный орган местного самоуправления предложение об изменении отдельных положений устава городского округа Архангельской области «Северодвинск» по наказам избирателей, полученных в ходе избирательной кампании 2023 года. Полагал, что городской совет депутатов муниципального образования «Северодвинск» обязан предоставить ему возможность выступить на очередном заседании сессии представительного органа, в ходе которого он изложит свою позицию о необходимости изменения устава городского округа Архангельской области «Северодвинск», а также рассмотреть на этом же заседании проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск». Просил обязать остальных административных ответчиков не препятствовать в реализации данных мероприятий.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 августа 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
С данным решением не согласился административный истец ФИО1 В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неверную оценку представленных в дело доказательств.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административные ответчики городской Совет депутатов муниципального образования «Северодвинск», Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области, участвовавший в деле прокурор Коньшин Е.И. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Заслушав представителя административного ответчика Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области ФИО2, просившую решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Зверева С.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного постановления.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается, так как он мотивирован, основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана оценка в соответствии с требованиями процессуального закона, и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статями 12, 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 33, пунктом 1 статьи 38 устава городского округа Архангельской области «Северодвинск», принятом на местном референдуме 16 июня 1996 года, в структуру органов местного самоуправления городского округа Архангельской области «Северодвинск» входит городской совет депутатов муниципального образования «Северодвинск», вопросы организации деятельности которого регулируются названным уставом, Регламентом городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», а также принимаемыми в соответствии с ними решениями городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», и постановлениями и распоряжениями председателя городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск».
Регламент городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» утвержден решением городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» от 23 июня 2016 года № 51 (далее по тексту – также Регламент).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Регламента основной формой работы городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» как представительного органа являются его заседания, на которых принимаются муниципальные правовые акты и решаются иные вопросы, входящие в его компетенцию. Пункты 1 и 2 статьи 1.1 Регламента предусматривают, что деятельность городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» осуществляется в соответствии с перспективным планом нормотворческой работы и графиком очередных заседаний. План работы составляется на очередной календарный год с учетом предложений, поступивших от депутатов и комитетов городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», главы городского округа Архангельской области «Северодвинск», председателя контрольно-счетной палаты палата муниципального образования «Северодвинск».
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 21 Регламента заседания городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» проводятся в соответствии с графиком проведения очередных заседаний в календарном году, утвержденным решением городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск». Заседания городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» созываются постановлением председателя городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск».
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Регламента заседание городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» проводится в соответствии с утвержденной им повесткой дня заседания, который формируется совещанием председателей не позднее чем за 7 календарных дней до даты проведения заседания.
Председателем городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» по предложениям совещания председателей, комитетов могут быть приглашены на заседание представители органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа Архангельской области «Северодвинск», общественных объединений, эксперты (специалисты), иные заинтересованные лица для предоставления депутатам необходимой информации, сведений и заключений по обсуждаемым вопросам (пункт 4 статьи 21 Регламента).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ни планом работы городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», ни иными правовыми актами городского округа Архангельской области «Северодвинск» не предусматривалось рассмотрение городским советом депутатов муниципального образования «Северодвинск» вопросов о необходимости внесения изменений в устав городского округа Архангельской области «Северодвинск» в аспекте, на который указывает административный истец; соответствующий проект в установленном порядке на рассмотрение названного органа местного самоуправления не вносился, соответственно, у председателя городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» не имелось предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Регламента оснований для обеспечения участия ФИО1 в плановых либо внеплановых заседаниях городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск».
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, выступление граждан на заседаниях городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» по вопросам, не связанным с повесткой дня конкретного заседания представительного органа местного самоуправления, ни уставом городского округа Архангельской области «Северодвинск», ни Регламентом не предусмотрены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в данной части.
Правильными следует признать и выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на городской совет депутатов муниципального образования «Северодвинск» обязанности рассмотреть проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск».
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 19 августа 2019 года инициативной группой граждан на рассмотрение представительного органа муниципального образования «Северодвинск» внесен проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», зарегистрированный в качестве правотворческой инициативы граждан постановлением председателя муниципального совета муниципального образования «Северодвинск» от 2 сентября 2019 года № 195-п.
В связи с поступившими отрицательными заключениями относительно указанного проекта и неисполнением инициативной группой граждан предложения о его приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства данный проект на рассмотрение представительного органа местного самоуправления не выносился и в настоящее время находится в архиве городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск».
Бездействие городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», выражающееся в не рассмотрении данного проекта на заседаниях названного органа, неоднократно оспаривалось в судебном порядке. Вступившими в законную силу решениями Северодвинского городского суда Архангельской области, принятыми по административным делам №, в удовлетворении требований И.С. и ФИО1 о признании незаконным бездействия городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», выражающегося в не рассмотрении данного проекта, отказано.
Проверив доводы административного истца, заявленные в рамках данного судебного разбирательства, и установив, что основания, препятствующие рассмотрению указанной правотворческой инициативы, не отпали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в данной части.
Также в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что иные заявленные в качестве административных ответчиков публично-правовые органы каким-либо образом препятствовали ФИО1 в реализации его прав и законных интересов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, сводятся к субъективной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи