ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-57/19 от 25.03.2020 Южного окружного военного суда

Председательствующий Санфиров В.И.

Дело № 2а-57/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-339/2020

25 марта 2020 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего Костина В.А.,

судей Санникова А.Б., Цыбульника В.Е.,

при секретаре судебного заседания Иванец М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда административное дело по апелляционным жалобам начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения) (далее – управление финансового контроля и аудита), а также представителя командира войсковой части на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2019 г., которым частично удовлетворены заявленные требования представителя командира названной воинской части о признании незаконными положений акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части .

Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционных жалоб, объяснения представителей управления финансового контроля и аудита – Безрукова Е.С., и командира войсковой части – Шурыгиной А.Н. в обоснование апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

представитель командира войсковой части обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и исключить из акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части от 30 октября 2019 г. № 2019/РВСН/25дс (далее – акт проверки) пункт 3.2.3 о неположенной компенсационной выплате в размере 50% к должностному окладу работникам военизированной охраны (далее – ВОХР) и причинении ущерба государству в размере 639962 руб. 39 коп., пункт 1 раздела «Выводы» акта проверки в части упоминания названной выплаты и пункт 4 раздела «Предложения по устранению нарушений» о необходимости принятия решения по возмещению ущерба государству на указанную сумму.

Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконными пункт 3.2.3, пункт 1 раздела «Выводы» и пункт 4 раздела «Предложения по устранению нарушений» акта проверки в части указания ущерба в размере 639962 руб. 39 коп., обязал управление финансового контроля и аудита рассмотреть вопрос об уменьшении указанной суммы на 270729 руб. 33 коп.

В удовлетворении остальных требований судом отказано.

В апелляционной жалобе начальник управления финансового контроля и аудита просит решение суда в удовлетворенной части требований отменить в связи с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование указывается, что гражданский персонал (работники ВОХР) имеют право на компенсационную выплату в размере 50% к должностному окладу (тарифной ставке) только в случае непосредственной занятости приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения вооружения и боеприпасов. Поскольку согласно справке врио начальника штаба войсковой части в период с октября 2016 г. по сентябрь 2019 г. в состав караула по охране военных объектов В.В.., Ю.В. и В.С.. не включались, то они не имели права на указанную компенсационную выплату.

По мнению автора жалобы, ответственность за финансово-экономическую и хозяйственную деятельность воинской части несет командир воинской части. Поскольку излишние денежные выплаты, произведенные за счет выделенных для войсковой части лимитов бюджетных обязательств, привели к причинению реального ущерба государству на указанную в акте проверки сумму, решение суда об исключении из этой суммы 270729 руб. 33 коп. является ошибочным.

В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить в связи с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В обоснование автор жалобы указывает, что командир войсковой части приказы о производстве названным в акте проверки работникам ВОХР компенсационных выплат не издавал, действий для получения ими названных выплат не совершал, а компенсационные выплаты в указанный в акте проверки период производились по инициативе филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее – филиал УФО). Данное обстоятельство, по мнению автора жалобы, подтверждается письмом начальника филиала УФО и пояснениями его представителя о законности и обоснованности производства оспариваемых выплат.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании пункта 17 действовавшего в период спорных правоотношений Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов установлена компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%.

Аналогичное положение содержится и в разъяснениях Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 182/5/2635.

По делу установлено, что М.В.., С.М.., Д.А.., Р.Р.В.С.., Ю.В.. и В.В.., являясь гражданским персоналом ВОХР войсковой части , в период с октября 2016 года по сентябрь 2019 года, а А.А.. с октября 2016 года по январь 2018 года, в состав караула по охране военных объектов не заступали, что подтверждается справкой врио начальника штаба войсковой части , приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов непосредственно не занимались. В связи с этим они не имели права на получение указанной компенсационной выплаты.

Несмотря на это, данная выплата им производилась, в том числе М.В.., С.М.., Д.А.., Р.Р.. и А.А.. – на основании приказов командира войсковой части об установлении указанной надбавки.

В соответствии с планом работы ведомственного финансового контроля Министерства Обороны Российской Федерации на 2019 год, приказом начальника управления финансового контроля и аудита от 9 сентября 2019 г. № 152 была назначена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части за период с 1 октября 2016 г. по 24 сентября 2019 г., по результатам которой 30 октября 2019 г. составлен акт проверки № 2019/РВСН/25дс.

Согласно выводам, содержащимся в этом акте, в указанный период названным работникам ВОХР войсковой части , непосредственно не занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов на складах по хранению вооружения и боеприпасов, необоснованно производилась компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке), причиненный государству ущерб составил 639962 руб. 39 коп.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. При этом представитель командира войсковой части в судебном заседании суда апелляционной инстанции признала факт причинения государству ущерба в результате производства названным работникам ВОХР необоснованных выплат.

Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для установления и производства компенсационной выплаты к должностному окладу вышеперечисленным работников ВОХР в соответствии с пунктом 17 названного приказа Министра обороны Российской Федерации не имелось.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований и необходимости рассмотрения вопроса об уменьшении размера ущерба на 270729 руб. 33 коп., гарнизонный военный суд исходил из того, что командир войсковой части не издавал приказы об установлении В.С.Ю.В. и В.В.. компенсационных выплат, которые производилась финансовым органом на основании первичных документов.

Однако с таким выводом суда нельзя согласиться.

В ходе выездной проверки был установлен факт причинения государству материального ущерба на сумму 639962 руб. 39 коп., а также механизм его причинения. При этом виновность конкретных должностных лиц в причинении данного ущерба в ходе проверки не выяснялась и в оспариваемом акте не указана, поскольку это не входит в компетенцию управления финансового контроля и аудита.

В соответствии с пунктами 2.1 и 3.2 договора об осуществлении финансово-экономического обеспечения от 31 августа 2016 г., заключенного между войсковой частью и Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее – УФО), командование воинской части приняло на себя обязательство своевременно представлять в УФО документы, необходимые для начисления денежного довольствия, заработной платы и иных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу. При этом воинская часть несет ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, представляемых в УФО, которое, в свою очередь, отвечает за соответствие предоставляемых услуг требованиям законодательства по операциям, осуществляемым в интересах воинской части.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» к ущербу относятся, в частности, излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Поэтому ссылка представителя командира войсковой части на то, что выплаты производились филиалом УФО без согласования с командованием воинской части, не свидетельствует о законности таких выплат, отсутствии материального ущерба, а также должностных лиц, виновных в его причинении, в том числе воинской части.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» книга учета недостач служит для учета всех выявленных в воинской части недостач, хищений, утрат, уничтожений, и другого материального ущерба, в том числе и неположенных выплат денежного довольствия (заработной платы), выявленных ревизиями и проверками. Записи в книгу учета недостач производятся на основании приказа командира воинской части.

В письме Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 02-06-10/8795 по вопросу отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете переплат денежного довольствия, зарплаты и прочих выплат, признанных ущербом в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», предусмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете суммы вышеуказанных излишних выплат, признанных в установленном порядке ущербом (на основании решения, принятого руководителем по результатам служебного разбирательства, решения суда, акта ревизии и т.д.).

При таких обстоятельствах содержание оспариваемых пунктов акта проверки о производстве неположенной компенсационной выплаты к должностному окладу в размере 50% вышеупомянутым работникам ВОХР и причинении ущерба государству на сумму 639962 руб. 39 коп., а также о необходимости принятия командованием воинской части решения по возмещению ущерба государству на указанную сумму, соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению представителя командира войсковой части в части признания незаконными пункта 3.2.3, пункта 1 раздела «Выводы» и пункта 4 раздела «Предложения по устранению нарушений» акта выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части , указания суммы ущерба в размере 639962 руб. 39 коп., а также возложения на Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения) обязанности рассмотреть вопрос об уменьшении указанной в акте проверки суммы ущерба на 270729 руб. 33 коп. отменить.

Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: