ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-580/2023 от 21.09.2023 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Глебова С.М. Дело № 2а-580/2023

УИД № 35RS0006-01-2023-000525-62

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 сентября 2023 года № 33а-4773/2023

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Коничевой А.А., Цветковой Л.Ю.,

при секретаре Багуновой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 22 июня 2023 года по административному исковому заявлению ФИО1 к ОМВД России по Великоустюгскому району, начальнику ОМВД России по Великоустюгскому району ФИО2, заместителю начальника ОМВД России по Великоустюгскому району ФИО3 об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Балаевой Т.Н., объяснения административного истца ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по Великоустюгскому району, начальнику ОМВД России по Великоустюгскому району ФИО2, заместителю начальника ОМВД России по Великоустюгскому району ФИО3 об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности.

Уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д. 63-65) ФИО1 просила:

- отменить ответы на ее многочисленные обращения в ОМВД России по Великоустюгскому району и обязать ОМВД России по Великоустюгскому району в связи с не рассмотрением по существу ее обращений в ОМВД России по Великоустюгскому району, а также в связи с нарушением требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции МВД (Приказы № 707 и № 736) предоставить ей ответы по существу поставленных ею вопросов в обращениях в ОМВД России по Великоустюгскому району;

- восстановить ее нарушенные права на получение достоверных и своевременных ответов на ее обращения в ОМВД России по Великоустюгскому району, а также защитить от нарушения ее прав как заявителя;

- вынести в отношении ОМВД России по Великоустюгскому району в связи с неоднократным нарушением Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также ее конституционных прав, наказание предусмотренное законодательством Российской Федерации.

В обоснование требований указала, что административными ответчиками длительный период времени нарушаются ее конституционные права, выраженные в ненадлежащем рассмотрении ее обращений и заявлений, адресованных в ОМВД России по Великоустюгскому району, поскольку она получает немотивированные ответы, данные не по существу поставленных вопросов, с нарушением установленных формы и сроков, без указания оснований и ссылок на нормативные правовые акты. Сотрудниками ОМВД России по Великоустюгскому району неоднократно нарушалась процедура рассмотрения ее заявлений. Полагает, что в силу того, что все ответы рассмотрены с нарушением требований действующего законодательства, считает, что на дату 21 апреля 2023 года она так и не получила официальных ответов на ее письменные заявления.

Протокольным определением суда от 24 мая 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД РФ по Вологодской области.

Протокольным определением суда от 20 июня 2023 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник ОМВД России по Великоустюгскому району Вологодской области ФИО2, заместитель начальника ОМВД России по Великоустюгскому району ФИО3

Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 22 июня 2023 года ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, дело возвратить в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Утверждает, что основанием заявленных требований послужили неоднократные нарушения ее прав, а также положений действующего законодательства со стороны административных ответчиков. Указывает, что требования административного иска подтверждены представленными ею доказательствами, необоснованно оставленными без внимания судом первой инстанции. Судом не были исследованы обстоятельства дела, послужившие основанием нарушения прав и законных интересов административного истца, допущенные незаконными действиями (бездействием) административных ответчиков. Утверждает, что из материалов дела незаконно изъяты важные документы, составляющие ее доказательную базу по делу.

Административный истец ФИО1, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц - связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1), дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В целях установления в системе МВД России единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России (далее - Инструкция).

Согласно пункту 8 Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан, в частности, обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции; уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.

В соответствии с пунктом 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

Пунктом 93 Инструкции предусмотрено, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке; ответ на интернет-обращение после регистрации подразделением делопроизводства направляется в письменном виде по почтовому адресу, указанному в обращении, или в электронном виде путем сканирования письменного ответа по указанному в обращении адресу электронной почты (пункты 139, 156 Инструкции).

Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются (пункт 145 Инструкции).

Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения; возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда.

Как установлено судом и следует из представленных материалов, ФИО1 проживает по адресу: <адрес>

Потерпевшей по делу об административном правонарушении, по уголовному делу она не признавалась. В отношении нее дела об административных правонарушениях, а также и уголовные дела не возбуждались.

Как следует из материалов дела и пояснений административного истца, она обращалась с жалобами на бездействие сотрудников полиции, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении ее обращений.

В группе делопроизводства и режима ОМВД России по Великоустюгскому району (далее ГДиР ОМВД России по Великоустюгскому району) в период с сентября 2022 года по 10 июня 2023 года зарегистрировано 80 обращений административного истца.

В Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее КУСП) в период с 01 января 2022 года по 20 июня 2023 года зарегистрировано 139 сообщений ФИО1

В рассматриваемом случае, ФИО1 оспаривается законность ответов на ее обращения и заявления, адресованные в ОМВД России по Великоустюгскому району, указанных в административного иске, с учетом уточнений к нему.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установил незаконности действий административных ответчиков и нарушения прав административного истца при рассмотрении поданных обращений.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон.

Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по своему содержанию доводам, приведенным в обоснование административного иска, опровергаются материалами дела.

Так, согласно ответу ОМВД России по Великоустюгскому району №... от 04 апреля 2023 года обращение административного истца №... от 13 марта 2023 года рассмотрено, по ее сообщению проведена проверка, по результатам которой установлено, что в действиях сотрудников ОМВД России по Великоустюгскому району нарушений законности и служебной дисциплины не выявлено. Разъяснена информация по вопросу записи на личный прием к начальнику ОМВД России по Великоустюгскому району, а также порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

В соответствии с ответом №... от 29 марта 2023 года, обращение административного истца №... от 29 марта 2023 года рассмотрено. Установлено, что сотрудник группы анализа, планирования и контроля действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства. Разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Согласно ответу №... от 31 марта 2023 года, обращение административного истца №... от 07 марта 2023 года рассмотрено, проведена проверка в результате которой установлено, что материалам проверок зарегистрированным в КУСП от 11 февраля 2023 года №... и №... проведена проверка в рамках обращения №..., ответ направлен в адрес заявителя 19 февраля 2023 года. ФИО1 проинформирована, что по действиям сотрудников ФИО4 и ФИО5 были проведены проверки, по результатам которых нарушений законности и служебной дисциплины не установлено. Разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Из содержания ответов №...№... от 31 марта 2023 года, №... от 30 марта 2023 года следует, что обращения административного истца №... от 06 марта 2023 года, №..., №... от 07 марта 2023 года рассмотрены. По указанным в жалобе административного истца фактам проведена проверка в рамках жалобы от 29 марта 2023 года №..., по результатам которой заявителю направлен ответ. Разъяснен порядок обжалования содержания ответов на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Из ответа №... от 28 марта 2023 года следует, что обращение административного истца №... от 27 февраля 2023 года рассмотрено, предоставлены сведения о нахождении сотрудника ГДиР ОМВД России по Великоустюгскому району на больничном. Сообщено, что предоставление автотранспорта в указанном в обращении случае нормативно – правовыми актами МВД России не предусмотрено. Разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Согласно ответу №... от 29 февраля 2023 года, обращение административного истца №... от 28 февраля 2023 года рассмотрено, нарушений действующего законодательства со стороны сотрудников ОМВД России по Великоустюгскому району, не допущено. Разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Из ответа №... от 28 февраля 2023 года следует, что обращение административного истца №... от 27 февраля 2023 года рассмотрено. Административный истец проинформирована о нахождении сотрудника ГДиР ОМВД России по Великоустюгскому району на больничном. ФИО1 предоставлена информация о том, что она была записана на личный прием к начальнику ОМВД России по Великоустюгскому району, сведения о том, по какой причине в личном приеме ей было отказано, разъяснено право повторной записи. Кроме того, разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

В соответствии с ответами №... от 06 марта 2023 года, №... от 24 марта 2023 года, №... от 29 марта 2023 года, №... от 29 марта 2023 года обращения административного истца №... от 06 марта 2023 года, №... от 06 марта 2023 года, №... от 14 марта 2023 года, №... от 14 марта 2023 года рассмотрены. Административному истцу даны развернутые, мотивированные, ответы по существу поставленных вопросов, изложенных ею жалобе на действия сотрудника дежурной части ОМВД России по Великоустюгскому району от 06 марта 2023 года, а также в жалобе от 14 марта 2023 года разъяснены ее права со ссылками на нормы действующего законодательства. Кроме того, разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Согласно ответу №... от 14 марта 2023 года, обращение административного истца №... от 10 марта 2023 года рассмотрено, по указанным в жалобе фактах проведена проверка, в ходе которой установлено, что в действиях УУП ОМВД России по Великоустюгскому району ФИО6 отсутствуют признаки нарушений служебной дисциплины и действующего законодательства. Разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Согласно ответу №... от 28 февраля 2023 года, обращение административного истца №... от 30 января 2023 года о проведении дополнительных проверочных мероприятий по материалу проверки зарегистрированному в КУСП №... от 27 декабря 2022 года рассмотрено. По результатам рассмотрения факт, требующий проведения дополнительных проверочных мероприятий, был зарегистрирован в КУСП №... от 21 февраля 2023 года. Факт возможной подмены документов зарегистрирован в КУСП №... от 21 февраля 2023 года. Разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Ответом №... от 09 марта 2023 года на обращение №... от 16 февраля 2023 года ФИО1 разъяснена возможность ознакомления с материалами проверок по ее заявлениям. Разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Ответами №..., №..., от 28 марта 2023 года на обращение административного истца №... от 21 февраля 2023 года, №..., от 24 февраля 2023 года ФИО1 информирована о том, что в указанное время в ее заявлении в связи со служебной необходимостью личный прием граждан начальником ОМВД России по Великоустюгскому району не осуществляется, ей разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Согласно ответу №... от 14 февраля 2023 года, обращение административного истца №... от 11 февраля 2023 года (о том, что ФИО1 не направлены ответы по обращениям КУСП №... от 27 декабря 2022 года, КУСП №... от 30 января 2023 года, КУСП №... от 11 января 2023 года и по обращению от 29 января 20233 года) рассмотрено. Сообщено о проведении проверки по факту обращениям, по результатам которой установлено, что по материалу, зарегистрированному в КУСП №... от 27 декабря 2022 года ответ был направлен в адрес заявителя (исх. 15582 от 30 декабря 2022 года); по материалу КУСП №... от 31 января 2023 года также направлен ответ заявителю (исх. 1280 от 20 февраля 2023 года); по материалу проверки КУСП №... от 11 января 2023 года ответ направлен (исх. 466 от 16 января 2023 года). Заявителю разъяснено, что 29 января 2023 года в КУСП зарегистрировано 3 ее заявления: КУСП №...; КУСП №... и КУСП №... от 29 января 2023 соответственно. ФИО1 разъяснен порядок обжалования содержания ответа на обращение или действий связанных с рассмотрением обращения.

Уведомлениями от 14 марта 2023 года №... по сообщению, зарегистрированному в КУСП №... от 11 марта 2023 года, ФИО1 разъяснен, порядок обращения с заявлением по факту неправомерных действий сотрудников полиции. По сообщениям КУСП №... от 11 марта 2023 года и КУСП №... от 11 марта 2023 года сотрудниками проведена проверка, по результатам которой принято решение о приобщении указанных сообщений КУСП №... от 11 марта 2023 года. Уведомлениями от 09 марта 2023 года №... ФИО1 информирована, что по сообщению, зарегистрированному в КУСП №... от 06 марта 2023 года, будет проведена проверка. Уведомлениями от 09 марта 2023 №... ФИО1 информирована, что по сообщениям, зарегистрированным в КУСП №... от 07 марта 2023 года, КУСП №... от 07 марта 2023 года сотрудниками ОМВД России по Великоустюгскому району проведена проверка, в ходе которой фактов, указывающих на совершение каких - либо преступлений и административных правонарушений, установлено не было. Уведомлениями от 13 февраля 2023 №... ФИО1 информирована, что по сообщению, зарегистрированному в КУСП №... от 11 февраля 2023 года сотрудниками ОМВД России по Великоустюгскому району проведена проверка, в результате которой сообщение было приобщено к ранее зарегистрированному материалу КУСП №... от 11 февраля 2023 года. Уведомлениями от 14 марта 2023 года №..., №... ФИО1 информирована, что ее сообщения №..., №..., №... от 12 марта 2023 года подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Уведомлениями от 01 февраля 2023 №... ФИО1 информирована, что по сообщению, зарегистрированному в КУСП №... от 05 февраля 2023 года, сотрудниками ОМВД России по Великоустюгскому району проведена проверка, по результатам которой установлено, что отсутствует событие какого – либо преступления, либо административного правонарушения. Уведомлением от 22 февраля 2023 года №..., административному истцу сообщено, что ее заявление по КУСП от 21 февраля 2023 года №... зарегистрировано в ГДиР ОМВД России по Великоустюгскому району. Назначена проверка. В каждом из указанных уведомлений заявителю разъяснен порядок обжалования принятого решения, действий сотрудников вышестоящему должностному руководству, в прокуратуру или в судебном порядке.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства в совокупности с установленными обстоятельствами и указанными нормами материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно не установлена предусмотренная законом совокупность обстоятельств, имеющих существенное юридическое значение для дела, дающих основание суду для удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований.

Обращения ФИО1 рассмотрены должностными лицами ОМВД России по Великоустюгскому району без существенных нарушений требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 12 сентября 2013 года № 707, право на обращение и получение информации административного истца не нарушалось, каких-либо действий, направленных на ограничение прав заявителя, со стороны государственного органа не совершалось, нарушений конституционных прав заявителя, а также незаконных действий со стороны административных ответчиков при рассмотрении ее обращений указанных в административном иске, допущено не было.

Доводы автора жалобы о том, что ответы на ее обращения не соответствуют требования действующего законодательства поскольку, рассмотрены не уполномоченным должностным лицом, а ответы, подписанные электронной цифровой подписью, предоставленные на бумажном носителе, являются недействительными, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктами 66, 81, 139.2.1 Инструкции, зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления). Должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения, соответствующей резолюцией определяет непосредственного исполнителя. Ответ на первое обращение по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается руководителем самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела.

Из материалов дела следует, что все ответы, оспариваемые ФИО1, подписаны начальником ОМВД России по Великоустюгскому району ФИО2, либо его заместителем – начальником полиции ФИО3, при этом подписание ответов на обращения административного истца электронной цифровой подписью не свидетельствует об их незаконности и нарушении прав заявителя, в связи с чем основанием для удовлетворения требований ФИО1 не является.

Утверждения ФИО1 о том, что в ходе рассмотрения дела из материалов дела были изъяты документы, являющиеся основной доказательной базой административного истца, объективно ничем не подтверждены. Оспариваемые административным истцом ответы, содержатся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции, проанализированы судебной коллегией.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению, является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о реальном нарушении прав истца, требующих применение административно-правовых средств восстановления нарушенных прав.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Административное законодательство имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного иска, который в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит доказыванию административным истцом.

Вместе с тем, доказательств, которые свидетельствовали бы о реальном нарушении прав административного истца и которые повлекли бы для нее какие-либо неблагоприятные правовые последствия, возлагали бы на нее дополнительные обязанности, препятствовали реализации имеющихся у нее прав, ФИО1 не представлено. При этом, что само по себе несогласие заявителя с содержанием ответов на обращения основанием для признания их незаконными не является.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 22 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Т.Н. Балаева

Судьи: А.А. Коничева

Л.Ю. Цветкова