Судья: Буцина И.Б. УИД 52RS0015-01-2020-010790-36
(дело № 2а-851/2021, 2а-5831/2020) Дело № 33а-8488/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 21 июля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Сильновой Н.Г., Ворониной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкина А.В., представителя администрации г. Дзержинск Нижегородской области ФИО1, представителя городской Думы г. Дзержинск Нижегородской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сильновой Н.Г. в порядке апелляционного производства административное дело
по апелляционной жалобе администрации г. Дзержинск Нижегородской области на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 марта 2021 года
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Дзержинск Нижегородской области к администрации г. Дзержинск Нижегородской области о признании недействующим нормативного правового акта – Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утвержденного постановлением администрации г. Дзержинск Нижегородской области от 14 апреля 2010 года № 1183 в части положений п.п. 4 и 11 разд. III, не соответствующим ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу,
установила:
Административный истец прокурор г. Дзержинск Нижегородской области обратился в суд с указанным административным иском, указав, что постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 14 апреля 2010года №1183 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города». Административный регламент опубликован «Дзержинские ведомости» от 30.04.2010 №16 5). Вступил в силу с момента опубликования.
Постановлением Правительства РФ от 22.04.2020 №724 создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Кулибин» на территории муниципального образования городской округ город Дзержинск Нижегородской области на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа (АОПО «Пластик»).
Соглашение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа заключено Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Нижегородской области и администрацией городского округа города Дзержинск Нижегородской области и административного округа города Дзержинск Нижегородской области 18.06.2020г. №С054-СГ/Д14
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» федеральный
государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль) и муниципальный контроль на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного отправления (далее - органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, установлены следующие особенности, обусловленные наличием у проверяемого лица статуса резидента особой экономической зоны законодательства Российской Федерации. При выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений. Копия предписания об устранении нарушений не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения плановой проверки вручается резиденту особой экономической зоны либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения предписания резидентом особой экономической зоны либо его представителем. Если указанными выше способами предписание об устранении нарушений вручить резиденту особой экономической зоны или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки (ч. 5).
Внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней (ч. 7).
Вместе с тем, особенности согласования внеплановых проверок, принятия мер в отношении резидентов особой экономической зоны при выявлении в ходе плановой проверки нарушений, неисполнения предписания об устранении нарушений до проведения внеплановой проверки, в Административном регламенте до настоящего времени не установлены. Установленные общие правила (п.п. 4 и 11 разд. Ill Административного регламента) не соответствуют приведенным специальным и обуславливают возложение на резидентов особой экономической зоны избыточного бремени.
Так, п. 4 разд. III Административного регламента предусматривает согласование с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, что не соответствует ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» о том, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами.
Согласно п. 11 разд. III Административного регламента, муниципальный земельный инспектор в случае обнаружения нарушения земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, направляет материалы проверки, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, в пятидневный срок в Дзержинский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области для рассмотрения и принятия решения.
Однако ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» говорит о том, что при выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений.
Кроме того, это свидетельствует о наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовыми актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
В этой связи прокурор г. Дзержинск Нижегородской области просил суд признать Административный регламент исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утвержденного постановлением администрации г. Дзержинск Нижегородской области от 14 апреля 2010 года № 1183 в части положений п.п. 4 и 11 разд. III, не соответствующим ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 4-6).
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 марта 2021 года административное исковое заявление прокурора г.Дзержинск Нижегородской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация г.Дзержинск Нижегородской области просила решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 марта 2021 года отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления прокурора г. Дзержинск Нижегородской области отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В возражениях прокуратура г. Дзержинск Нижегородской области просила решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции до рассмотрения дела по существу поступило заявление прокурора г. Дзержинск Нижегородской области об отказе от административного искового заявления прокурора г. Дзержинск Нижегородской области к администрации г. Дзержинск Нижегородской области о признании недействующим нормативного правового акта – Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утвержденного постановлением администрации г. Дзержинск Нижегородской области от 14 апреля 2010 года № 1183 в части положений п.п. 4 и 11 разд. III, не соответствующим ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор г. Дзержинск Нижегородской области просит суд апелляционной инстанции принять отказ от административного иска в рамках дела № 2а-851/2021, указав, что положения ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», примененные судом при принятии обжалуемого решения, утратили силу с 01.07.2021 года ввиду принятия Федерального закона от 11.06.2021 года № 170-ФЗ, изменившего редакцию ст. 11 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Таким образом, отпали и основания для заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Четайкин А.В. просит принять отказ прокурора г. Дзержинск Нижегородской области от административного искового заявления.
Представитель администрации г. Дзержинск Нижегородской области ФИО1, представитель городской Думы г. Дзержинск Нижегородской области ФИО2 считают возможным принять отказ прокурора г. Дзержинск Нижегородской области от административного искового заявления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заявление об отказе от административного искового заявления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 46 КАС РФ установлено, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Статьей 304 КАС РФ предусмотрено, что отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Поскольку административный истец отказался от административного иска, такой отказ от иска является добровольным, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, то судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от административного искового заявления и в соответствии со ст. 304 КАС РФ отменить решение суда по настоящему делу, производство по настоящему делу прекратить по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304-309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
принять отказ прокурора г. Дзержинск Нижегородской области от административного искового заявления к администрации г. Дзержинск Нижегородской области о признании недействующим нормативного правового акта – Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утвержденного постановлением администрации г. Дзержинск Нижегородской области от 14 апреля 2010 года № 1183 в части положений п.п. 4 и 11 разд. III, не соответствующим ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 марта 2021 года по настоящему делу отменить, производство по настоящему административному делу прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28 июля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: