ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5859/2021 от 08.11.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Печинина Л.А. Дело № 33а-6234/2021

(Дело № 2а-5859/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Колесниковой Д.А., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Сакеновой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе Степановой А.Б. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года по административному исковому заявлению Степановой А.Б. к администрации МО ГО «Сыктывкар», заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Семейкиной Е.В. о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, возложении обязанности устранить нарушения.

Заслушав доклад материалов дела судьи Машкиной И.М., объяснения представителя административного истца Строганова Ю.А., представителя административного ответчика - администрации МО ГО «Сыктывкар» Муза П.Н., судебная коллегия по административным делам

У С Т А Н О В И Л А:

Степанова А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения административного ответчика, выраженного в письме от 07.05.2021 <Номер обезличен>, об отказе в признании ее малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда по основанию непредоставления полного пакета документов, и возложении обязанности устранить нарушение права. В обоснование заявленных требований указала, что требование административного ответчика о необходимости подтверждения доходов бывшего члена семьи ФИО является незаконным.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года административное исковое заявление Степановой А.Б. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным решения администрации МО ГО «Сыктывкар» в форме письма от 07.05.2021 <Номер обезличен> об отказе Степановой А.Б. в предоставлении муниципальной услуги признания малоимущей для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Степановой А.Б. от 15.04.2021 и принять решение по заявлению – оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе, поданной Степановой А.Б. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Представитель административного истца Строганов Ю.А. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика - администрации МО ГО «Сыктывкар» Муза П.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что решение суда первой инстанции является правильным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились.

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, проверив законность решения суда в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.04.2021 Степанова А.Б. обратилась в отдел по организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» для получения муниципальной услуги «признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар».

Одновременно с заявлением Степановой А.Б. представлены: документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о рождении (2 шт.); свидетельство о расторжении брака; документы, подтверждающие доходы гражданина; свидетельство о регистрации по месту пребывания; СНИЛС; гражданство; договор социального найма.

Обратившись за оказанием муниципальной услуги, Степанова А.Б. представила сведения только о своем имущественном положении, сведения о доходах Степанова Е.Ю., брак с которым расторгнут на основании решения мирового судьи Катаевского судебного участка г.Сыктывкара от 17.02.2021, не представлялись.

Решением административного ответчика в форме письма от 07.05.2021 <Номер обезличен> за подписью заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Семейкиной Е.В. административному истцу Степановой А.Б. отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с представлением документов не в полном объеме со ссылкой на подпункт 1 подпункта 2.10.2 пункта 2.10 Постановления № 12/4702.

Из содержания принятого решения следует, что в представленных заявителем документах отсутствуют сведения, подтверждающие доход гражданина и членов его семьи за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса, а именно: документов, подтверждающих доходы ФИО за период с 01.04.2020 по 18.03.2021; документов, подтверждающих доходы (алименты) за период с 19.03.2021 по дату подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги.

Разрешая спор, суд, не усмотрел оснований для отмены оспариваемого решения административного ответчика. При этом суд исходил из того, что предоставление документов, подтверждающих доходы членов семьи, являющихся таковыми в отчетный период, с целью проверки среднедушевого дохода в рамках предоставления указанной муниципальной услуги является обязательным и юридически значимым.

Оснований не согласиться с данными выводами не имеется, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения и не противоречат материалам дела.

Порядок признания граждан малоимущими установлен Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми» (далее - Закон Республики Коми № 119-РЗ) и Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.12.2014 №12/4702 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар» (далее – Административный регламент).

Малоимущими признаются граждане Российской Федерации, если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышают установленных органом местного самоуправления размеров (часть 2 статьи 1 Закона Республики Коми № 119-РЗ).

В соответствии с частью 3 указанной статьи определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей (им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 Порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, с целью признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (приложение 1 к Закону РК № 119-РЗ) размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, определяется исходя из суммы доходов гражданина и членов его семьи или доходов одиноко проживающего гражданина за последние двенадцать месяцев, непосредственно предшествующих месяцу подачи запроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей (им) для предоставления ей (ему) жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача справки о признании граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар»; выдача уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем. Заявитель обязан представить документы, подтверждающие доходы гражданина за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (подпункт 5 пункта 2.6 Административного регламента).

Непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.6 Административного регламента, в соответствии с его пунктом 2.10.2 является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, применительно к установленным требованиям закона, суд первой инстанции верно указал, что с целью получения гражданином статуса малоимущего проверке подлежат доходы семьи за предшествующий год, а именно, за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим.

С учетом установленного порядка при расчете среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина сумма всех доходов учитывается в месяце фактического их получения, который входит в расчетный период.

Материалами дела подтверждается, что в отчетный период с 01.04.2020 по 01.04.2021, до 19 марта 2021 года (согласно свидетельству о расторжении брака брак прекращен 19 марта 2021 года), ФИО являлся членом семьи административного истца.

В связи с этим сведения о доходах Степанова Е.Ю. подлежали предоставлению с целью определения среднедушевого дохода семьи для признания малоимущей.

Поскольку при обращении за муниципальной услугой административным истцом не были представлены такие документы, то суд пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения администрации МО ГО «Сыктывкар» об отказе Степановой А.Б. в предоставлении муниципальной услуги по основанию непредставления документов, подтверждающих доходы ФИО в отчетный период.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на дату обращения за муниципальной услугой – 15.04.2021, ФИО не являлся членом ее семьи, поскольку брак с ним расторгнут, общее хозяйство с ним заявитель не ведет с 2019 года, материальную помощь не оказывает, не влекут отмену судебного акта, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Приведенное выше правовое регулирование, как правильно отметил суд первой инстанции, обеспечивает соблюдение прав лиц, претендующих на получение статуса малоимущих, одновременно исключая возможность сокрытия ими доходов возможными способами.

Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 25 и 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.

В соответствии со статей 19 Семейного кодекса Российской Федерации расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21-23 приведенного Кодекса, в судебном порядке.

По договору социального найма от 21.03.2019 <Номер обезличен>, представленному заявителем в целях получения муниципальной услуги, нанимателем жилого помещения является ФИО По условиям договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются его члены семьи: Степанова А.Б. (жена) – истец по делу, ФИО (сын), ФИО (дочь).

Брак между сторонами расторгнут в судебном порядке 17.02.2021 года.

Таким образом, администрация МО ГО «Сыктывкар», принимая решение, исходя из представленных заявителем документов, правомерно указала на необходимость представления сведений о доходе супруга.

Из положений Семейного кодекса Российской Федерации следует, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей; порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно (пункт 1 статьи 80 названного Кодекса). Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса 9пункт 1 статьи 60). При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов (пункт 1 статьи24).

По смыслу пункта 5 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации алименты отнесены к доходам.

Принимая во внимание, что в силу выше приведенных положений законодательства, оба родителя несут обязанности по содержанию несовершеннолетних детей, учитывая, что бывший супруг заявительницы является отцом несовершеннолетних детей, не лишен родительских прав, является нанимателем той же жилой площади, где проживает административный истец с несовершеннолетними детьми, то судебная коллегия приходит к выводу, что при расчете доходов и имущества Степановой А.Б. и несовершеннолетних детей должны учитываться также доходы, приходящиеся на них в результате исполнения бывшим супругом, отцом несовершеннолетних детей ФИО обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей.

Следовательно, непредставление Степановой А.Б. документов, подтверждающих получение алиментов либо об их отсутствие, за период с 19.03.2021 по дату подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги, также правомерно положено в основу отказа в предоставлении муниципальной услуги в связи с представлением неполного пакета документов.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что справка о доходе в виде алиментов на несовершеннолетних детей не представлена в связи с отсутствием соглашения об уплате алиментов между родителями, либо судебного акта об их взыскании; справка об отсутствии дохода в виде алиментов не представлена, поскольку регламентом услуги она не предусмотрена, также не принимается во внимание судебной коллегией в качестве основания к отмене судебного акта. Предоставление сведений о доходах членов семьи, являющихся таковыми в отчетный период, регламентировано императивной нормой (пункт 2.6. Административного регламента) и не относится к документам, предоставляемым гражданином по собственной инициативе. После устранения оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги заявитель вправе повторно обратиться за предоставлением муниципальной услуги.

С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степановой А.Б. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Мотивированное апелляционное определение будет составлено 16 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи