Судья Крюгер М.В.
Дело №33а-5384/2020
№2а-588/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Никитиной Т.А.
судей Овчинниковой Н.А., Котельниковой Е.Р.
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №2 по Пермскому краю на решение Березниковского городского суда Пермского края от 04 марта 2020 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Чеснокова Дмитрия Николаевича к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю о признании действий (бездействия) налогового органа незаконными и возложении обязанностей, удовлетворить.
Признать действия Межрайонной ИФНС России №2 по Пермскому краю по начислению транспортного налога на транспортное средство УАЗ-39625, регистрационный знак ** за период 2018и доплаты за 2016 и 2017 года исходя из расчета 3648,00 руб. за 12 месяцев как «автобус» незаконными.
Обязать Межрайонную ИФНС России №2 по Пермскому краю произвести перерасчет уплаченного Чесноковым Дмитрием Николаевичем транспортного налога за принадлежащий ему автомобиль марки УАЗ-39625, регистрационный знак **, в соответствии с требованиями действующего законодательства.»
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чесноков Д.Н. обратился в суд с иском к МИНФС России № 2 по Пермскому краю о признании действий (бездействия) налогового органа незаконными и возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что 05.09.2019 в его адрес поступило налоговое уведомление № 6288640 от 27.06.2019 об уплате транспортного налога на принадлежащий ему автомобиль УАЗ-39625 госномер н407ум/59 за 2016, 2017, 2018 гг., применена налоговая ставка как на автобус.
С расчетом транспортного налога истец не согласен, поскольку автомобиль УАЗ -39625 автобусом не является. В руководстве по эксплуатации автомобиля УАЗ 39625 РЭ 05808600.059-96 на стр.3 указано, что автомобиль УАЗ 39625, УАЗ 396252, УАЗ 396259 специальные автомобили с кузовом вагонного типа, разделенным на двухместную кабину и грузопассажирский (семиместный) отсек. Предназначен для перевозки пассажиров и грузов. В паспорте транспортного средства 59КС 308099, выданный ОАО УАЗ, в графе № 3 наименование (тип ТС) указан тип ТС - специальный автомобиль, что позволяет принадлежащий автомобиль Чеснокову Д.Н. отнести к легковым автомобилям специальным (код 15 3410160), в связи с чем при расчете налога на транспортное средство налоговым органом должна была применяться налоговая ставка легкового автомобиля, а не автобуса.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МИФНС №2 по Пермскому краю просит решение суда отменить. Указывает, что в налоговом кодексе отсутствует понятие грузового, легкового автомобиля, автобуса. При определении налоговой базы налоговый орган руководствуется типом (видом автомобиля) объекта налогообложения, сведения о котором поступают из регистрирующего органа. Поскольку Законом Пермского края отдельные ставки для грузопассажирских автомобилей не установлены, то Инспекцией при определении типа транспортного средства использовались сведения, содержащиеся в строке «Марка, модель ТС», где вторая цифра цифрового обозначения указывает на его тип – «2» - автобус. По информации службы главного конструктора ОАО «УАЗ», модели автомобилей, обозначение которых начинается с 3962, должны быть отнесены к автобусам. Указанное соответствует сведениям, размещенным на сайте «www.sertauto.ru», автомобили УАЗ-39625 относятся к категории специализированных ТС. В соответствии с классификацией ТС по категориям, к категории М2 отнесены, в том числе, автобусы, имеющие более 8 мест для сидения, допустимая масса которых не превышает 5 тонн.
Административный истец в судебном заседании против отмены решения суда возражал.
Представитель административного ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, в адрес Чеснокова Д.Н. как собственника транспортного средства – автомобиля УАЗ 39625 госномер н407ум Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю направлено налоговое уведомление №6288640 от 27.06.2019, которым произведено начисление транспортного налога в отношении указанного автомобиля за 2018 год в сумме 3648 рублей с применением налоговой ставки – 48 рублей (как для автобуса).
23.08.2019 МИФНС России №2 по Пермскому краю на обращение Чеснокова Д.Н. дан ответ, что транспортное средство УАЗ -39625 должно быть отнесено к автобусам, отказано в изменении категории транспортного средства и перерасчете транспортного налога.
Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган при исчислении транспортного налога в отношении конкретного транспортного средства должен применять ставку исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД России. Поскольку принадлежащий истцу автомобиль по сведениям, представленным ГИБДД, является легковым, имеет категорию В, 7 посадочных мест, разрешенную максимальную массу 2600 кг, суд пришел к выводу о том, что начисление транспортного налога по ставке 48 рублей, установленной для автобуса, является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Транспортный налог на территории Пермского края исчисляется в соответствии с положениями Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК «О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», которым установлены ставки этого налога для легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей, размер которых зависит от мощности двигателей и типов транспортных средств, а также количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства.
Указанный закон и Налоговый кодекс Российской Федерации не определяют понятия автобуса и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа транспортного средства следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств», Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24.11.2008 «О порядке регистрации транспортных средств», определено, что основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении, является паспорт транспортного средства.
В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 № 19, указано, что «одобрением типа транспортного средства» признается соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия.
Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.
В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, М1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), № 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, № 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Приложением№1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) от 09.12.2011 № 877 определены категории транспортных средств:
- Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили (пункт 2.1 раздела 1.1);
- Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т. (пункт 2.2 раздела 1.1).
В паспорте транспортного средства УАЗ-39625 госномер н407ум, принадлежащего истцу, указано: наименование (тип ТС) - фургон 7 посадочных мест, категория ТС - «В», мощность двигателя – 76 л.с., разрешенная максимальная масса – 2600 кг.
Согласно карточке учета транспортного средства, автомобиль УАЗ-39625 – легковой прочее категория «В». В примечании указано – автомобиль легковой категории «В»-«М1».
При таких обстоятельствах, учитывая, что принадлежащий истцу автомобиль по сведениям регистрирующего органа, а так же данным, содержащимся в паспорте транспортного средства, является легковым категории «В», имеет не более 8 посадочных мест, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом необоснованно исчислен транспортный налог по ставке, предусмотренной для автобуса.
Доводы административного ответчика о том, что вторая цифра цифрового обозначения в паспорте транспортного средства в строке «Марка, модель ТС» - «2» указывает на его тип – автобус, и по информации службы главного конструктора ОАО «УАЗ», модели автомобилей, обозначение которых начинается с 3962, относятся к автобусам, отмену решения суда не влечет. Налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству должны руководствоваться сведениями, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрации транспортного средства. При этом, налоговый орган не вправе в целях исчисления налога самостоятельно применять иные данные, не соответствующие представленным регистрирующим органом.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании административным ответчиком закона. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 04 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №2 по Пермскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи