Председательствующий: Командыков Д.Н. Дело № 33а-3158/2020
№ 2а-589/2020
55RS0001-01-2020-000132-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Усовой Е.И.,
судей областного суда Филимонова Д.И., Шукеновой М.А.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска к Баганцу А. М. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе Баганца А. М. на решение Кировского районного суда г. Омска от 14 февраля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Баганцу А.М. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование указала, что административный ответчик в период с 26.04.1991 по 11.08.2015 состоял на учете в качестве адвоката, а также в течение 2017 года имел в собственности транспортные средства.
В связи с задолженностью по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортного налога за 2017 год и начисленных на них пеней в его адрес были направлены требования <...> от 13.12.2016, № <...> от 30.01.2019. Задолженность в полном объеме не погашена.
Просила взыскать с Баганца А.М. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС – 2 109,88 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС – 341,57 руб., задолженность по транспортному налогу за 2017 год –3 285 руб., пени - 48,02 руб.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично, с Баганца А.М. в доход бюджета г. Омска взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 в размере 3 285 руб., пени - 48,02 руб., государственная пошлина в сумме 400 руб.
В апелляционной жалобе Баганец А.М. выражает несогласие с решением суда в той части, в какой заявленные требования удовлетворены, просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Считает, что суд необоснованно не применил положения Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Просит учесть, что с 2008 года является пенсионером, с 2015 года не работает, <...>.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 26.04.1991 по 11.08.2015 Баганец А.М. состоял на учете в налоговом органе в качестве адвоката, в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере.
Кроме того, в течение 2017 года на его имя в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, были зарегистрированы транспортные средства <...>.
В связи с задолженностью по уплате страховых взносов по состоянию на 13.12.2016 ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска выставила Баганцу А.М. требование <...> об уплате в срок до 23.12.2016 задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС – 2 109,88 руб. и пеней по ним – 341,57 руб., а также задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ – 10 756 и пеней по ним – 1 741,34 руб.(л.д. 6, 7).
21.08.2018 ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска исчислила транспортный налог за 2017 год в сумме 3 285 руб., о чем 10.09.2018 направила в адрес налогоплательщика налоговое уведомление <...> на уплату налога в срок до 03.12.2018 (л.д. 14, 15). В связи с неисполнением обязанности по уплате налога инспекцией по состоянию на 30.01.2019 было выставлено требование № <...> на уплату в срок до 13.03.2019 образовавшейся недоимки по транспортному налогу за 2017 и начисленных на нее за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 пеней в сумме 48,02 руб. 14.02.2019 требование было направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом (л.д. 11-13).
19.08.2019 ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска обратилась в судебный участок № 106 в Кировском судебном районе в г. Омске с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Баганца А.М. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС – 2 109,88 руб., пеней – 341,57 руб., задолженности по транспортному налогу за 2017 год –3 285 руб., пеней - 48,02 руб.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №106 от 23.08.2019 по делу № 2а-4350(106)/2019 с Баганца А.М. в пользу ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска взыскана задолженность по уплате обязательных платежей и санкций в сумме 5 784,47 руб.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №106 – мирового судьи судебного участка №50 в Кировском судебном районе в г. Омске от 14.10.2019 судебный приказ по делу № 2а-4350(106)/2019 отменен.
Неисполнение требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения инспекции в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая во взыскании задолженности по уплате страховых взносов, начисленных за периоды до 01.01.2017, суд, руководствуясь ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащими прямое указание на признание безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", правомерно исходил из того, что заявленные к взысканию страховые взносы и начисленные на них пени являются безнадежными к взысканию.
Разрешая административное исковое заявление в остальной части, суд первой инстанции, верно указал на наличие правовых оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2017 год и пеней, поскольку соответствующее требование об оплате налога налоговым органом было направлено, однако задолженность не погашена.
Согласно ч. 6 ст. 289 НК РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд пришел к правильному выводу, что налоговым органом процедура предъявления административного искового заявления в суд в соответствии со ст. 48 НК РФ соблюдена.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей
Общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям превысила 3000 руб. после истечения срока исполнения требования № <...>, то есть после 13.03.2019.
Во исполнение предписаний ст. 48 НК РФ 19.08.2019 налоговым органом были приняты меры по бесспорному взысканию недоимок и пеней путем обращения с заявлением о выдаче судебного приказа.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление предъявлено в районный суд 13.01.2020 в пределах шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения определения об отмене судебного приказа от 14.10.2019, как того требуют положения п. 3 ст. 48 НК РФ.
К административному исковому заявлению приложен документ, подтверждающий наделение лица, подписавшего его, статусом руководителя налогового органа (л.д. 21).
Правильность расчета сумм налога проверена судом первой инстанции, оснований для иной оценки расчета недоимок и пеней судебная коллегия не усматривает.
Правовые основания для освобождения Баганца А.М. от уплаты транспортного налога за 2017 год отсутствуют.
Статьей 356 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопрос об установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Омской области, установлен и введен в действие Законом Омской области от 18.11.2002 № 407-ОЗ «О транспортном налоге», статьей 3 которого предусмотрены льготы по налогу инвалидам Великой Отечественной войны, а также инвалидам боевых действий. Льгот по налогу для пенсионеров указанным законом не предусмотрено.
Ссылки административного ответчика на необходимость применения положений Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вносящих изменения в ст. 45.1 НК РФ «Единый налоговый платеж физического лица», к спорным правоотношениям не применимы, поскольку единый налоговый платеж Баганцом А.М. в бюджетную систему Российской Федерации не перечислялся.
При таких обстоятельствах, поскольку срок обращения в суд налоговым органом соблюден, представлены доказательства, подтверждающие полномочия на обращение в суд, доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания налога, правильность расчета сумм налога и пеней подтверждена и проверена судом первой инстанции, соответственно оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 14 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи