Судья Курцева И.А. Дело № 33а-5270/2022 (2а-589/2022)
64RS0004-01-2021-004052-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2022 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Литвиновой М.В.,
судей Аршиновой Е.В., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Калякиной О.Н.,
с участием прокурора Радионенко Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта по апелляционной жалобе комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 01 апреля 2022 года, которым административные исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., заслушав объяснения административного истца ФИО1, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, учитывая заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором, с учётом изменения предмета административного искового заявления (том № 1 л.д. 119-122, 135-138, 160-168, 174-180, том № 2 л.д. 39-41, 181-186,193-196), просил признать часть № 4 - «Заключение, продление договора на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения аукциона», утвержденную постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» (далее - Постановление от 24 августа 2021 года № 2864) и часть № 4 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденную постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 19 мая 2020 года № 1594 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» (далее - Постановление от 19 мая 2020 года № 1594) недействующими в части отсутствия правовых норм, предусматривающих права наследника нестационарного торгового объекта (далее - НТО), вступившего в права наследования, на заключение договора на право размещения НТО; признать часть № 4 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденную Постановлением от 24 августа 2021 года № 2864 и часть № 4 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденную Постановлением от 19 мая 2020 года № 1594, недействующими в части отсутствия правовой нормы предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых были включены НТО в Схему размещения, по их заявлению без проведения конкурсов и аукционов с соблюдением правовых норм, изложенных в постановлении администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 18 июля 2019 года № 2540 «Об утверждении рекомендаций к типам и видам нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» и федерального законодательства; признать части Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково, утвержденного Постановлением от 24 августа 2021 года № 2864, недействующими со дня принятия нормативного правового акта - «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» и «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов», утвержденных постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 02 октября 2019 года № 3736 (далее - Постановление от 02 октября 2019 года № 3736); признать недействующими пункты 1.4, 1.5, 1.6 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденного Постановлением от 02 октября 2019 года № 3736 и Постановления от 24 августа 2021 года № 2864; признать недействующим абзац 2 пункта 1.8 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденного Постановлением от 02 октября 2019 года № 3736 и Постановления от 24 августа 2021 года № 2864 с текстом: «В случае досрочного расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в случаях и порядке, установленных условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации, извещение о проведении торгов на право размещения нестационарного торгового объекта в освободившемся месте размещается на сайте не позднее 90 календарных дней с даты фактического освобождения места под нестационарных торговых объектов»; признать недействующим «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов», утвержденное Постановлением от 02 октября 2019 года № 3736, и «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов», утвержденное Постановлением от 24 августа 2021 года № 2864; признать недействующей правовую норму с текстом - «на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных по результатам торгов», содержащуюся в пункте 1.3 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденного Постановлением от 02 октября 2019 года № 3736 и Постановления от 24 августа 2021 года № 2864; признать «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов», содержащееся в Приложении № 2 к Постановлению от 02 октября 2019 года № 3736, «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов», содержащееся в Приложении № 2 к Постановлению от 24 августа 2021 года № 2864, недействующими со дня принятия этих нормативных правовых актов; признать в Постановлении от 24 августа 2021 года № 2864 в приложении № 1 «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» правовую норму с текстом - «на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных по результатам торгов», содержащуюся в пункте 1.3 в разделе 1 - «Общие положения», недействующей со дня принятия нормативного правового акта; признать в приложении к «Порядку предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов», утвержденному Постановлением от 24 августа 2021 года № 2864, недействующей Методику расчета платы по договору на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково; признать в Постановлении от 24 августа 2021 года № 2864 в приложении № 1 к постановлению администрации Балаковского муниципального района - «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» недействующими следующие пункты, принятые администрацией Балаковского муниципального района с нарушением компетенции на принятие правовых норм, содержащихся в этих пунктах: в разделе 1 «Общие положения» пункты 1.4, 1.5, 1.6, 1.10, 1.10.1, 1.10.2, 1.10.3, 1.10.4, 1.10.5, 1.10.6; в разделе 2 «Требования к размещению и внешнему виду нестационарных торговых объектов» пункты 2.1, 2.2, 2.3; в разделе 3 «Порядок платы за право размещения нестационарных торговых объектов пункты 3.1, 3.2; в разделе 4 «Заключение, продление договора на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения аукциона» пункты 4.1, 4,5.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, как предприниматель, занимается розничной торговлей цветами и ведет свою работу через имеющийся у него нестационарный торговый павильон, включенный в схему размещения нестационарных торговых объектов в Балаковском муниципальном районе Саратовской области. С 2012 года по 2017 год по договору № 177 аренды земли ему предоставлен земельный участок с кадастровым номером № по адресному ориентиру: <...> район магазина «Эксперт», на котором этот торговый объект располагается. Арендная плата земельного участка составляла 4 704 рубля в год. По окончанию договора аренды нестационарный торговый павильон размещался на этом земельном участке до конца 2020 года на основании учетной карточки размещения нестационарных торговых объектов без оплаты за размещение нестационарных торговых объектов. Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 02 октября 2019 года № 3736 утвержден «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района», в который постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 19 мая 2020 года № 1594 были внесены изменения. Информация о принятии оспариваемого нормативного правового акта и внесенных в него изменениях имеется в свободном доступе на сайте указанной администрации. Обжалуемый нормативный правовой акт нарушает права, как неопределенного круга предпринимателей, так и его права, лишает возможности продолжать деятельность в принадлежащем ему торговом павильоне по истечении срока действия договора размещения НТО и может привести к его банкротству и прекращению предпринимательской деятельности. Кроме того, нормативный правовой акт противоречит пункту 3.2.2 «Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли» Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208, статье 3 «Основные принципы противодействия коррупции» Федерального закона от 15 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», пункту 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 01 апреля 2022 года производство по делу в части отказа административного истца от части административных требований прекращено.
Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 01 апреля 2022 года на основании пункта 3 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214 КАС РФ прекращено производство по делу в части требований: о признании недействующей с момента принятия части 4 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденного постановлением администрации Балаковского муниципального района от 19 мая 2020 года № 1594 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 02 октября 2019 года № 3736» в части отсутствия правовых норм, предусматривающих права наследника НТО, вступившего в права наследования, на заключение договора на право размещения нестационарных торговых объектов, в части отсутствия правовой нормы, предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых был включен НТО в Схему размещения, по их заявлению, без проведения конкурсов и аукционов с соблюдением правовых норм, изложенных в постановлении администрации Балаковского муниципального района от 18 июля 2019 года № 2540 «Об утверждении рекомендаций к типам и видам нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» и федерального законодательства; о признании недействующим с момента принятия «Положения о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов», содержащегося в Приложении № 2 к постановлению администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 02 октября 2019 года № 3736 «Об утверждении Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково»; о признании недействующим пункта 4.5 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», в редакции постановления администрации Балаковского муниципального района от 24 августа 2021 года № 2864.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 01 апреля 2022 года административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2021 года № 2864 «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» в части применения приложения к «Порядку предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» Методики расчета платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Балаково; в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо - комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ставит вопрос об отмене решения от 01 апреля 2022 года в части признания недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановление от 24 августа 2021 года № 2864 в части применения приложения к «Порядку предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» Методики расчета платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Балаково. Считает, что суд необоснованно пришел к выводу о непроведении анализа представленного финансово-экономического обоснования расчёта размера платы по договору на право размещения НТО, поскольку отсутствует анализ уровня коммерческой привлекательности земельных участков, потребительского спроса на землю и других факторов влияющих на уровень доходности земельного участка. Указывает, что оспариваемая методика принята с учётом составленного финансово-экономического обоснования расчёта размера платы по договору на размещение НТО. Оспариваемая методика в равной мере распространяется на все субъекты предпринимательской деятельности в этой сфере, следовательно, не ставит владельцев объектов НТО в неравное положение друг с другом, их конкуренцию между собой не ограничивает и не создает препятствий для осуществления ими предпринимательской деятельности.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, об уважительной причине неявки не известили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объёме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Как следует из части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ), одной из целей которого является разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (пункт 4 части 2 статьи 1).
Отношения в области торговой деятельности регулируются также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 поименованного федерального закона).
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности регламентированы статьей 6 Федерального закона № 381-ФЗ, согласно части 2 которой органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Пунктом 2 части 3 статьи 17 Федерального закона № 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу подпункта «а» пункта 1, пункта 2 статьи 26.3-3 Федерального закона
от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской
и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (часть 5 статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 3 Закона Саратовской области от 24 февраля 2016 года № 14-ЗСО «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Саратовской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Саратовской области, муниципальных нормативных правовых актов» оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях, предусмотренных частью 5 статьи 46 Закона № 131-ФЗ, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, и в соответствии с настоящим Законом.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года № 482-П утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, пунктом 8 которого, предусмотрено, что договор на размещение нестационарных торговых объектов продлевается без проведения торгов в следующих случаях: наличие у хозяйствующего субъекта действующего договора на размещение нестационарных торговых объектов при одновременном соблюдении следующих условий: хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение нестационарных торговых объектов на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов, надлежащим образом исполнял договорные обязательства по такому договору; адресный ориентир, на котором размещен нестационарный торговый объект, включен в схему; предоставление хозяйствующему субъекту свободного (компенсационного) места в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.
В соответствии частью 1 статьи 1, пунктами 2, 10 части 1 статьи 3, статьи 25, части 1, 6 статьи 53 Устава муниципального образования город Балаково, принятого решением Совета муниципального образования город Балаково от 12 декабря 2005 года № 14, муниципальное образование город Балаково является муниципальным образованием со статусом городского поселения и входит в состав Балаковского муниципального района Саратовской области.
К вопросам местного значения муниципального образования город Балаково в соответствии с федеральным законодательством, в том числе, относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в муниципальном образовании город Балаково в соответствии с действующим законодательством; создание условий для обеспечения жителей муниципального образования город Балаково услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с федеральным законодательством исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района возлагается на администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области.
Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия, если более поздняя дата вступления в силу не установлена самим нормативным правовым актом.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, определенном решением Совета муниципального образования город Балаково. Указанное периодическое печатное издание должно распространяться на территории муниципального образования город Балаково.
Статьёй 15, частью 1 статьи 28, частью 1 статьи 44 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2015 года № 938, установлено, что исполнительно-распорядительным органом Балаковского муниципального района является администрация Балаковского муниципального района Саратовской области.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области исполняет полномочия администрации муниципального образования город Балаково, являющегося административным центром Балаковского муниципального района.
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, считается первая публикация их полного текста в газете «Балаковские вести».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов. 05 июня 2007 года он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (том № 1 л.д. 41).
Согласно пункту 1.1 договора аренды земли от 20 апреля 2022 года № 177, административный истец являлся арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <...> район магазина «Эксперт», с кадастровым номером №, для размещения нестационарного торгового объекта (том 1 л.д. 43-44, 45).
Пунктом 1.1 договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Балаково от 30 декабря 2020 года № 61, установлено, что ФИО1 предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта № 206 в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района, по адресному ориентиру: улица Трнавская, район дом 9, остановка «Словакия», на земельном участке с кадастровым номером №.
Срок действия договора с 01 декабря 2021 года по 31 декабря 2025 года (пункт 1.3 указанного договора).
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 02 октября 2019 года № 3736 утверждён «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково» и «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов».
Постановление 02 октября 2019 года № 3736 опубликовано в газете «Балаковские вести» 10 октября 2019 года.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2021 года № 2864 в указанное постановление от 02 октября 2019 года № 3736 внесены изменения (вместе с «Порядком предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», «Положением о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов»).
Постановление 24 августа 2021 года № 2864 опубликовано в газете «Балаковские вести» 10 октября 2019 года (том № 1 л.д. 226-241).
Разрешая спор, руководствуясь приведёнными выше положениями закона, суд пришел к обоснованному выводу о законности постановления от № «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района от 02 октября 2019 года № 3736» (вместе с «Порядком предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», «Положением о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов»), поскольку постановление принято в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением процедуры его принятия, введения в действие и опубликования.
Также судом на основании положений статей 445, 1110, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года № 482-П сделан правильный вывод о том, что оспариваемые положения раздела 4 «Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденного Постановление от 19 мая 2020 года № 1594, в части отсутствия правовой нормы, предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых был включен нестационарный торговый объект в Схему размещения по их заявлению, без проведения конкурсов и аукционов, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права административного истца.
Судом первой инстанции при разрешении административных требований в части оспаривания Методики расчета платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Балаково, являющейся приложением к Порядку предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково, утвержденному Постановлением от 24 августа 2021 года № 2864, проанализированы положения подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации о принципе платности использования земли, главы V.6 этого же Кодекса, устанавливающие особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности при размещении на них нестационарных торговых объектов (пункт 1 статьи 39.1, подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33, пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации), части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяющей возможность осуществления пользования государственным или муниципальным имуществом, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, частей 1 - 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой их размещения с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, сделаны правильные выводы о том, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании Схемы их размещения как с предоставлением земельного участка, так и без предоставления, в том числе на конкурентной основе, то есть, возможно, заключение как договора аренды земельного участка, на котором размещается нестационарный торговый объект, так и иного договора в целях размещения нестационарного торгового объекта, который, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным.
Также судом первой инстанции правомерно указано, что федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условия размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15, частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
К вопросам местного значения муниципального образования город Балаково также отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Балаково (пункт 3 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования город Балаково).
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Вопрос об определении размера платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован, вместе с тем с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог.
К числу основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 209-О, в отсутствие единых правил дифференциации ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы, при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, что, в частности, следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 и нормативных документов, утвержденных этим постановлением (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года № 424-О).
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку представленные в качестве доказательств экономического обоснования оспариваемого муниципального правового акта финансово-экономическое обоснование расчёта размера платы по договору на право размещения нестационарных торговых объектов не содержит даты его подготовки (том 3 л.д. 10-11), заключение начальника отдела экономического анализа и прогнозирования от 20 августа 2021 года № 557 об оценке регулирующего воздействия проекта постановления от 02 октября 2019 года № 3736 (том № 2 л.д. 22-27, 28), сами по себе не содержат выводов экономической обоснованности тех показателей, которые должны учитываться при определении начальной (минимальной) цены договора (цены) лота за право размещения нестационарных торговых объектов. При этом примененные базовые ставки не содержат доказательств многофакторного анализа доходности земельных участков, с учетом их местоположения, в них отсутствует обоснование примененных базовых ставок с учетом расчета, исходя из вида предпринимательской деятельности, перечня ассортимента, получаемой прибыли от осуществления торговой деятельности и других факторов.
Учитывая изложенное, исходя из требований действующего законодательства, представленные доказательства не могут заменить мотивированного экономического обоснования расчетов величины коэффициентов базовой цены квадратного метра за месяц, установленной в соответствии с ассортиментным перечнем, учитывающего место расположение нестационарного торгового объекта на территории города Балаково Саратовской области, а также тип нестационарного торгового объекта, поскольку экономическая обоснованность размера начальной (минимальной) цены договора (цены лота) нестационарного торгового объекта предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от размещения таких объектов, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании «Методики расчета платы по договору на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Балаково», являющейся приложением к «Порядку предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково», утвержденному Постановлением от 24 августа 2021 года № 2864, недействующей.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт в части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, правомерно признал его не действующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела и имеющихся доказательств, оспаривание обоснованности выводов суда, повторяют позицию автора жалобы в суде первой инстанций, соответственно, судом ей дана надлежащая оценка, с которой нельзя не согласиться, доводы жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, не влияют на правильность выводов суда о незаконности оспариваемого муниципального правового акта в части и не могут служить основаниями для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемом судебном акте, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со статей 84 КАС РФ.
При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 01 апреля
2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение Саратовского областного суда может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Балаковский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи: