ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-5900/2021 от 01.03.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Кисель М.П. Дело № 33а-848/2022

(№ 2а-5900/2021)

УИД 39RS0002-01-2021-007353-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 марта 2022 года г.Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Шевченко С.В.,

судей Ганцевича С.В., Тращенковой О.В.,

при секретаре Каленик А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании суда апелляционной инстанции административное дело по административному иску Тамбовцевой Светланы Борисовны к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности включить земельный участок в перечень земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам, и предоставить его ей в собственность,

с апелляционной жалобой Тамбовцевой Светланы Борисовны на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 18 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Тращенковой О.В., выслушав Тамбовцеву С.Б., представителя администрации городского округа «Город Калининград» и Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» по доверенностям Третьякову К.В., изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тамбовцева С.Б. обратилась в суд с названными выше административными исковыми требованиями, уточнив их впоследствии, указав, что она является матерью троих детей, с 17 марта 2016 года состоит на учете в администрации городского округа «Город Калининград» с целью получения земельного участка в собственность бесплатно, ее фактический номер в очереди – 2 193. 23 мая 2021 года она обратилась в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о предоставлении ей в собственность в порядке ст.39.5 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, однако ответом от 01 июня 2021 года в этом ей было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный Перечень земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам. 02 июня 2021 года она повторно направила заявление в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с просьбой о включении названного выше земельного участка в Перечень земельных участков, образованных для предоставления многодетным гражданам, и о предоставлении этого участка ей в собственность в порядке ст.39.5 ЗК РФ. Вместе с тем, ответом от 17 июня 2021 года ей отказано в предоставлении этого участка ввиду того, что информация о нем размещена на сайте администрации городского округа «Город Калининград» в разделе о планируемых Комитетом муниципального имущества аукционах, что не предполагает прием заявлений от многодетных граждан о предоставлении таких участков в собственность. Полагает, что отказ в предоставлении ей земельного участка под строительство индивидуального жилого дома не соответствует закону и нарушает ее права, предоставленные ей п.6 ст.39.5 ЗК РФ. С учетом значительного количества граждан, состоящих наряду с ней в очереди, и незначительного количества ежегодно предоставляемых земельных участков таким семьям, полагает, что орган местного самоуправления ненадлежащим образом исполняет требования закона и иных нормативных правовых актов об оказании подобной меры социальной поддержки ей, как многодетной матери. Испрашиваемый ею земельный участок отвечает требованиям обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, полностью подходит для предоставления ей, как многодетной матери, для индивидуального строительства в качестве меры социальной поддержки. Ее семья с 2009 года проживает по адресу: <адрес>, расположен в пределах этого же района, то есть ее детям не придется менять привычную для них среду, что будет способствовать их благоприятному духовному и нравственному развитию. С учетом уточнений Тамбовцева С.Б. просила суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Калининград» по неисполнению с 17 марта 2016 года Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», выразившееся в отказе в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.39.5 ЗК РФ, возложить на администрацию городского округа «Город Калининград» обязанность включить указанный участок в Перечень земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам, и предоставить его ей в собственность.

Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 18 ноября 2021 года административные исковые требования Тамбовцевой С.Б. были оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Тамбовцева С.Б. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований. Приводит доводы, аналогичные доводам иска, настаивает на наличии у нее права на предоставление ей земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с подп.6 ст.39.5 ЗК РФ и указывает, что непредоставление ей земельного участка на протяжении 6 лет с момента постановки на соответствующий учет свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, не принимающего эффективных мер в рамках имеющихся полномочий, которое не соответствует закону и нарушает ее права. Поскольку осуществление предоставления земельного участка в собственность многодетным гражданам имеет заявительный характер, выражает несогласие с выводами суда о нарушении предоставлением именно ей испрашиваемого земельного участка прав иных граждан, поскольку более ранняя дата принятия на учет имеет значение в том случае, если о предоставлении одного участка, включенного в Перечень, поступят два и более заявлений. Полагала, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло несоответствие выводов суда действительным обстоятельствам дела.

Тамбовцева С.Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель администрации городского округа «Город Калининград» и Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» по доверенностям Третьякова К.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласилась, решение суда просила оставить без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренные ст.310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

При разрешении возникшего спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что Тамбовцева С.Б. является матерью троих несовершеннолетних детей, с 17 марта 2016 года состоит на учете в администрации городского округа «Город Калининград» в целях получения земельного участка в собственность бесплатно. По состоянию на 01 июля 2021 года ее номер в очереди – 2 193.

25 мая 2021 года и 03 июня 2021 года Тамбовцева С.Б. обратилась в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлениями о предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в порядке, установленном п.6 ст.39.5 ЗК РФ.

01 июня 2021 года и 17 июня 2021 года на поданные заявления Тамбовцевой С.Б. даны ответы о невозможности предоставления ей в собственность бесплатно испрашиваемого ею земельного участка в порядке, предусмотренном ст.39.5 ЗК РФ, поскольку он в Перечень участков, подлежащих предоставлению многодетным семьям, не включен, в отношении него Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» 24 мая 2021 года принято распоряжение о подготовке к проведению аукциона на право заключения договора его аренды под строительство индивидуального жилого дома, осуществляется сбор исходной документации для проведения аукциона, в случае принятия решения о возможности предоставления участка с торгов информация об аукционе будет размещена на официальном сайте администрации городского округа в сети «Интернет».

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Тамбовцева С.Б. настаивала на том, что испрашиваемый ею земельный участок должен быть включен в Перечень земельных участков, планируемых к предоставлению многодетным гражданам, поскольку он соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к подобным участкам, и предоставлен ей в собственность в порядке, предусмотренном п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отказывая Тамбовцевой С.Б. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области», исходил из того, что образование и формирование земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, производится органом местного самоуправления в соответствии с действующим законом, при этом конкретный срок предоставления многодетным гражданам земельных участков не установлен. Спорный земельный участок для целей предоставления его в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, не образовывался и не формировался и в соответствующий Перечень не включен, информация об этом участке размещена на официальном сайте администрации городского округа в разделе о планируемых аукционах, а 24 мая 2021 года в отношении этого участка принято распоряжение о подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды под строительство ИЖД. Также судом отмечено, что предоставление земельного участка вне установленной очередности законом субъекта не предполагается и повлечет нарушение прав граждан, ранее поставленных на учет.

Указанный вывод суда первой инстанции является верным, он сделан с учетом установленных обстоятельств, подтвержденных имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст.84 КАС РФ, при правильном применении норм материального права. Судебная коллегия с таком выводом соглашается.

Так, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в ст.39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подп.1 п.1).

Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены ст.39.5 ЗК РФ, которая к таковым в подп.6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в ст.39.19 названного Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в Калининградской области установлен Законом Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области».

Согласно ст.16.1 указанного Закона граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет, имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей.

Многодетным гражданам предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, образованные органом местного самоуправления и включенные в перечень земельных участков. Перечень земельных участков, указанных в пункте 3, ежеквартально формируется органом местного самоуправления из земельных участков, образованных и прошедших государственный кадастровый учет в текущем квартале, а также из земельных участков, входящих в ранее утвержденный перечень, но не предоставленных многодетным гражданам, и не позднее чем за 10 календарных дней до окончания квартала, в котором осуществляется формирование перечня земельных участков, утверждается решением органа местного самоуправления (п.п.3, 4 ст.16.1 Закона).

В соответствии с п.5 этой же статьи, орган местного самоуправления ежеквартально, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, публикует в определенном им печатном издании и одновременно размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечень земельных участков и информационное сообщение. Опубликованный перечень земельных участков не подлежит изменению. Многодетный гражданин в течение 30 календарных дней с даты опубликования в печатном издании и размещении перечня земельных участков и информационного сообщения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень земельных участков.

Пунктом 1 ст.16.2 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» определено, что многодетные граждане приобретают в собственность земельный участок в порядке очередности. Ведение учета граждан, имеющих право и желающих получить земельный участок в собственность бесплатно, осуществляется органом местного самоуправления на основании поданных заявлений.

Постановлением Уставного Суда Калининградской области от 25.02.2015 № 2-П статья 16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 в той мере, в какой данной статьей не установлен максимальный (конкретный) срок предоставления многодетным гражданам бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и положения подп.3 п.2 ст.16.1 и п.9 ст.16.2 в той мере, в какой ими не предусмотрен конкретный срок формирования перечня предоставляемых указанных земельных участков, признаны соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Из материалов дела следует, что администрацией городского округа «Город Калининград» в соответствии с п.4 ст.16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» сформирован и размещен на официальном сайте Перечень земельных участков, планируемых к предоставлению в 2021 году многодетным гражданам.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> в данный Перечень не включен.

Между тем, согласно п.п.4 и 5 ст.16.1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105, выбор земельного участка для предоставления в собственность осуществляется многодетными гражданами из сформированного и опубликованного органом местного самоуправления Перечня соответствующих земельных участков.

Формирование Перечня земельных участков, планируемых к предоставлению многодетным гражданам, относится к компетенции органа местного самоуправления, включение участков в данный Перечень осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

24 мая 2021 года Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» принято распоряжение № 1453/р-КМИ о подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером по <адрес>, информация о планируемом аукционе размещена на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград».

Согласно сообщению заместителя главы администрации городского округа «Город Калининград», председателя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», на земельном участке по адресу: <адрес>, располагался жилой дом, который был признан аварийным и на основании постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 20.06.2012 № 1051 расселен, а в 2018 году снесен. С 2019 года в отношении данного участка Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» проводятся мероприятия по подготовке данного участка к аукциону.

Таким образом, испрашиваемый административным истцом земельный участок не является участком, образованным и сформированным для целей бесплатного предоставления отдельным категориям граждан, в частности, многодетным семьям.

Само по себе то обстоятельство, что земельный участок находится в муниципальной собственности и соответствует требованиям, предъявляемым к земельным участкам, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам, не свидетельствует об обязанности администрации включить в Перечень и предоставить заявителю самостоятельно выбранный им земельный участок.

Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с п.1 ст.16.2 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» предоставляются в порядке очередности, и предоставление конкретного земельного участка семье Тамбовцевой С.Б. при том, что на него могут претендовать иные лица, приведет к несоблюдению имеющейся очередности и, как следствие, к нарушению прав и законных интересов иных граждан, ранее поставленных на учет.

При изложенных обстоятельствах администрацией городского округа «Город Калининград» правомерно отказано Тамбовцевой С.Б. в предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. При этом она не лишена возможности обратиться в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением о предоставлении ей иного земельного участка, включенного в Перечень земельных участков, планируемых для предоставления многодетным гражданам.

Подпунктом 2 п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом ограничение продажной цены на такое жилье, а также разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Какого-либо бездействия, выразившегося в неисполнении названного выше Указа Президента Российской Федерации, администрацией городского округа «Город Калининград» не допущено.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы Тамбовцевой С.Б. повторяют доводы административного иска, они были надлежащим образом проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении. Такие доводы основаны на ошибочном понимании административным истцом положений действующего законодательства, а потому они не могут быть признаны состоятельными.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено. Решение суда соответствует закону, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Калининграда от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 10 марта 2022 года.

Председательствующий

Судьи