Судья Ганага Ю.Н. УИД 39RS0019-01-2022-001174-26
дело № 2а-593/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-5815/2023
08 ноября 2023 года г.Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мухарычина В.Ю.,
судей Быстровой М.А., Тращенковой О.В.,
при секретаре Лиль Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Игамбердиевой Ларисы Владимировны и Калининградской областной таможни на решение Советского городского суда Калининградской области от 28 ноября 2022 года по административному делу по административному иску Калининградской областной таможни к Игамбердиевой Ларисе Владимировне о взыскании таможенных платежей и пени и по встречному административному иску Игамбердиевой Ларисы Владимировны к Калининградской областной таможне о признании незаконными решения по результатам таможенного контроля, решения вышестоящего таможенного органа.
Заслушав доклад судьи Тращенковой О.В., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калининградская областная таможня обратилась в суд с административным иском, указав, что 10 февраля 2020 года Игамбердиева Л.В. на таможенном посту МАПП Советск Калининградской областной таможни подала пассажирскую таможенную декларацию в целях временного ввоза на остальную часть таможенной территории Союза с территории Калининградской области автомобиля «Фольксваген Пассат», государственный регистрационный знак №, 1991 года выпуска, срок временного вывоза с территории особой экономической зоны установлен до 09 апреля 2020 года. В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47 срок временного ввоза транспортного средства продлен до 30 сентября 2021 года. В свидетельстве о регистрации транспортного средства и в ПТС внесены записи о том, что ввоз автомобиля на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и Таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей. Однако Игамбердиевой Л.В. автомобиль на территорию Калининградской области был возвращен за пределами срока временного вывоза, а именно, 16 октября 2021 года. По результатам таможенного контроля, проведенного таможенным постом МАПП Советск Калининградской областной таможни, 21 декабря 2021 года принято решение, которым установлен факт нарушения срока временного ввоза автомобиля, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области, на остальную территорию Союза, составлен расчет таможенных пошлин. 28 декабря 2021 года в адрес Игамбердиевой Л.В. направлено уведомление о необходимости уплаты в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления таможенных платежей в размере 633 677 рублей 78 копеек и пени в размере 11 472 рублей 22 копеек, однако ни таможенные платежи, ни пени ею не уплачены. Судебный приказ, выданный мировым судьей по заявлению таможенного органа, отменен в связи с поступившими от Игамбердиевой Л.В. возражениями относительно его исполнения. Поскольку до настоящего времени Игамбердиевой Л.В. таможенные платежи и пени не уплачены, Калининградская областная таможня просила суд, с учетом уточнений, взыскать с Игамбердиевой Л.В. сумму неуплаченных таможенных платежей в размере 633 677 рублей 78 копеек и пени, начисленные до дня вынесения решения, в размере 242 986 рублей 38 копеек.
Игамбердиева Л.В. обратилась в суд со встречным административным иском, в котором просила признать незаконным решение по результатам таможенного контроля № 10012150/211221/000001 от 21 декабря 2021 года и решение № 05-43/17 от 26 мая 2022 года, принятое по ее жалобе на решение по результатам таможенного контроля. В обоснование требований указала, что 10 февраля 2020 года ею был осуществлен временный вывоз для личного пользования на остальную часть территории Евразийского экономического союза помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны принадлежащего ей на праве собственности транспортного средства - автомобиля «Фольксваген Пассат», государственный регистрационный знак №, 1991 года выпуска, VIN - №, объем двигателя 1896 куб.см. Срок временного вывоза транспортного средства был установлен до 09 апреля 2020 года. В связи с распространением коронавирусной инфекции 2019-nСоV и невозможностью пересечения государственной границы Литовской Республики, 07 апреля 2020 года она обратилась к начальнику таможенного поста МАПП Советск с заявлением о продлении срока обратного ввоза принадлежащего ей автомобиля. Решением начальника таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни указанный срок был продлен с учетом исправления технической ошибки до 10 июня 2020 года, однако 20 мая 2020 года ею по электронной почте было получено уведомление о том, что решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47 «Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования» срок для временного вывоза транспортного средства продлен по 30 сентября 2020 года. 22 сентября 2021 года она была проинформирована таможенным органом о необходимости до 30 сентября 2021 года возвратить на территорию Калининградской области принадлежащий ей автомобиль, указанное письмо было получено ею 30 сентября 2021 года. В этот же день, 30 сентября 2021 года, ею подано заявление о продлении срока временного вывоза автомобиля на остальную часть территории Евразийского экономического союза в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой из-за распространения СОVID-19, кроме того, на личном приеме она пояснила начальнику таможенного поста МАПП Советск о невозможности возвратить автомобиль в Калининградскую область в связи с поломкой двигателя автомобиля, а также в связи с тем, что границы, в том числе, с Литовской Республикой, были закрыты. Начальник Таможенного поста МАПП Советск на ее обращение указал, что транспортное средство необходимо было вернуть в Калининградскую СЭЗ до 30 сентября 2021 года с использованием услуг автоперевозки на автовозе или на пароме, а сама по себе неисправность автомобиля не является основанием для продления срока обратного ввоза. 05 октября 2021 года ею по электронной почте было получено письмо таможенного органа об отказе в продлении срока обратного ввоза упомянутого автомобиля, а впоследствии получено решение от 21 декабря 2021 года № 10012150/211221/000001 по результатам таможенного контроля по факту нарушения срока временного ввоза транспортного средства, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области, временно вывезенного на остальную часть территории ЕАЭС 10 февраля 2020 года по операции временного вывоза № 10012150/100220/Р0929241, влекущего наступление срока уплаты таможенных пошлин 01 октября 2021 года. 28 декабря 2021 года Калининградской областной таможней в ее адрес было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, в котором ей предлагалось уплатить таможенные пошлины и пени в общем размере 645 150 рублей. Указанное уведомление было получено ею 20 января 2022 года, не согласившись с ним, она подала жалобу в вышестоящий в порядке подчиненности орган - Калининградскую областную таможню, однако решением Калининградской областной таможни № 05-43/17 от 26 мая 2022 года решение таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни от 21 декабря 2021 года было оставлено без изменения. Игамбердиева Л.В. полагает, что названные выше решение таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни от 21 декабря 2021 года и решение Калининградской областной таможни от 26 мая 2022 года не соответствуют закону и нарушают ее права, в связи с чем подлежат отмене. Так, временный вывоз автомобиля для личного пользования на остальную часть территории Евразийского экономического союза был осуществлен ею 10 февраля 2020 года, соответственно, срок временного ввоза истекал 10 апреля 2020 года, а в дальнейшем был продлен до 10 июня 2020 года. Первоначальный текст решения Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47 опубликован 18 мая 2020 года, вступил в законную силу 28 мая 2020 года, однако его действие распространяется на сроки ввоза/вывоза, истекающие с 01 марта 2020 года, следовательно, продление срока временного вывоза осуществляется без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования и не требует от декларанта какого-либо обращения, а потому поданное ею 07 апреля 2020 года заявление в данном случае учету не подлежит. Соответственно, при разрешении поданного ею заявления от 30 сентября 2021 года подлежит применению норма, предусмотренная п.35 ст.455 ТК ЕАЭС, согласно которой по мотивированному обращению декларанта в письменном виде срок, установленный абз.1 настоящего пункта, может быть однократно продлен таможенным органом места убытия на 2 месяца, без фактического предъявления таможенному органу транспортного средства для личного пользования, а потому какие-либо законные основания для его удовлетворения отсутствовали. Поскольку транспортное средство было возвращено ею в Калининградскую область уже 16 октября 2021 года, то есть в пределах двухмесячного срока, если исчислять такой срок с 30 сентября 2021 года, то факта нарушения ею срока временного вывоза транспортного средства для личного пользования, влекущего наступление обязанности по уплате таможенных пошлин не имеется. Ссылаясь на положения КАС РФ и ТК ЕАЭС, Игамбердиева Л.В. просила суд признать незаконным решение таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни по результатам таможенного контроля № 10012150/211221/000001 от 21 декабря 2021 года и решение Калининградской областной таможни № 05-43/17 от 26 мая 2022 года, возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенное нарушение ее прав и отменить указанные решения.
Решением Советского городского суда Калининградской области от 28 ноября 2022 года административные исковые требования Калининградской областной таможни удовлетворены частично, с Игамбердиевой Л.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Калининградской областной таможни взысканы неуплаченные таможенные платежи в размере 633 677 рублей 78 копеек, пени за период с 02 октября 2021 года по 28 ноября 2022 года в размере 50 000 рублей. Также с Игамбердиевой Л.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 10 036 рублей 78 копеек. В удовлетворении встречного административного иска Игамбердиевой Л.В. отказано.
С таким решением не согласились стороны.
ФИО1 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований и об отказе в удовлетворении административного иска Калининградской областной таможни, приводя доводы, аналогичные доводам административного иска. Критикует выводы суда первой инстанции о наличии у нее возможности за полтора года с момента вывоза возвратить транспортное средство в Калининградскую область любым способом. Полагает, что право на однократное продление такого срока считается ею нереализованным, а поданное ею 07 апреля 2021 года заявление не может быть учтено в связи с принятием в последующем решения Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47, которым срок временного ввоза/вывоза транспортных средств для личного пользования продлен до 30 сентября 2021 года, следовательно, оснований для отказа ей в продлении такого срока у таможенного органа не имелось. В то же время в результате необоснованного отказа в продлении срока на нее незаконно возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Полагала, что решения таможенного органа от 07 апреля 2020 года о продлении срока временного ввоза транспортного средства и от 05 октября 2021 года об отказе в продлении такого срока оформлены ненадлежащим образом, что само по себе свидетельствует о несоответствии их требованиям закона. Настаивала на том, что в связи с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции в период с 30 марта 2020 года по 15 июля 2022 года действовали введенные Правительством Российской Федерации ограничения на пересечение Государственной границы Российской Федерации, что можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, препятствующим ввозу на территорию Калининградской области принадлежащего ей транспортного средства, в том числе, с использованием услуг перевозчиков или паромной переправы.
На апелляционную жалобу Калининградской областной таможней принесены возражения с просьбой об оставлении такой жалобы без удовлетворения.
Калининградская областная таможня в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить в части размера взысканных с ФИО1 пеней, увеличив их размер до 242 986 рублей 38 копеек, указывая, что судом необоснованно применены положения ст.333 ГК РФ и не учтены положения ч.9 ст.72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которой предусмотрено, что уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускается.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда 15 марта 2023 года решение Советского городского суда Калининградской области от 28 ноября 2022 года отменено в части удовлетворения административных исковых требований Калининградской областной таможни о взыскании с ФИО1 неуплаченных таможенных платежей в размере 633 677 рублей 78 копеек, пени в размере 50 000 рублей. В этой части принято новое решение, которым административные исковые требования Калининградской областной таможни оставлены без удовлетворения. Это же решение отменено в части взыскания с ФИО1 в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 10 036 рублей 78 копеек. В остальной части это же решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 15 марта 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела по апелляционной жалобе в судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы своей апелляционной жалобы поддержала, на ее удовлетворении настаивала, с апелляционной жалобой Калининградской областной таможни не согласилась, просила оставить ее без удовлетворения.
Представители Калининградской областной таможни по доверенности ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы ФИО1 не согласились, свою жалобу поддержали по доводам, в ней изложенным, просили решение суда изменить, увеличив размер взысканных с ФИО1 пеней.
Представитель Таможенного поста МАПП Советск Калининградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст.150, 307 КАС РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отдельных свободных экономических зонах регулируются положениями ст.455 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п.21 ст.455 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, вывозятся с территорий указанных свободных экономических зон (далее - СЭЗ) на остальную часть таможенной территории Союза физическими лицами в качестве товаров для личного пользования с превышением стоимостных, весовых и (или) количественных норм, установленных в отношении товаров для личного пользования, в пределах которых они ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении таких товаров завершается выпуском в свободное обращение в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС с уплатой таможенных пошлин, налогов по единым ставкам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
Согласно п.22 ст.455 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории свободной экономической зоны Российской Федерации, пределы которой полностью совпадают с участками таможенной границы Союза, могут быть временно вывезены в территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, если такие товары являются транспортными средствами, зарегистрированными на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана такая СЭЗ, и вывозятся с территории такой СЭЗ физическим лицом в качестве транспортных средства для личного пользования на остальную часть таможенной территории Союза на срок не более 2-х месяцев с возможностью продления данного срока не более, чем на 2 месяца.
Пунктом 35 ст.455 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае временного вывоза транспортного средства для личного пользования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории такой СЭЗ и зарегистрированного на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана такая СЭЗ, на остальную часть таможенной территории Союза физическим лицом, являющимся собственником этого транспортного средства в течение более чем 6 месяцев и не имеющим на день обращения в таможенный орган не исполненных в установленные сроки требований по уплате таможенных платежей (доверенным лицом такого физического лица с правом временного вывоза транспортного средства для личного пользования), и при отсутствии фактов привлечения данного лица к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого создана такая СЭЗ, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется, за исключением случая временного вывоза второго и последующего транспортных средств для личного пользования до обратного ввоза на территорию такой СЭЗ ранее вывезенного им транспортного средства для личного пользования.
При выполнении физическим лицом условий, предусмотренных абз.1 и 2 настоящего пункта, уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет в пассажирской таможенной декларации отметку «Вывоз на остальную часть ТТ Евразийского экономического союза разрешен», которая заверяется оттиском личной номерной печати и подписью такого лица.
В случае если ранее вывезенные транспортные средства для личного пользования не ввозятся до истечения установленного срока обратно на территорию такой СЭЗ физическими лицами, осуществившими фактический вывоз транспортных средств для личного пользования, в отношении таких транспортных средств таможенные пошлины, налоги взимаются таможенным органом места убытия в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске в свободное обращение таких транспортных средств, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства для личного пользования были временно вывезены с территории такой СЭЗ для ввоза на остальную часть таможенной территории Союза, за исключением случаев уничтожения транспортных средств для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также помещения их под иную таможенную процедуру или выпуска в свободное обращение.
Таможенные операции, связанные с помещением транспортных средств для личного пользования под иную таможенную процедуру или с выпуском в свободное обращение, совершаются таможенными органами, расположенными на территории такой СЭЗ.
По мотивированному обращению декларанта в письменном виде (в произвольной форме) срок, установленный абз.1 настоящего пункта, может быть однократно продлен таможенным органом места убытия на 2 месяца без фактического предъявления таможенному органу транспортного средства для личного пользования.
В соответствии с подп.2 п.39 ст.455 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению при наступлении указанных в настоящем пункте обстоятельств. Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается при нарушении указанных в п.35 настоящей статьи условий вывоза с территорий СЭЗ, указанных в п.25 настоящей статьи, на остальную часть таможенной территории Союза физическим лицом транспортного средства для личного пользования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, - первый день нарушения таких условий, а если этот день не установлен, - день выявления факта такого нарушения.
Согласно п.п.1 и 2 ст.266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов. Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией.
Пунктом 3 таблицы 2 Приложения 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», определено, что в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которых превышает 1 800 куб.см, но не превышает 2 300 куб.см рабочего объема двигателя, взимается таможенный платеж по единой ставке в размере 4,8 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя.
При разрешении возникшего спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10 февраля 2020 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни (далее - таможенный пост) прибыло транспортное средство марки «Фольксваген Пассат», государственный регистрационный знак № под управлением гражданки Российской Федерации ФИО1, с целью вывоза на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) транспортного средства для личного пользования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и подана пассажирская таможенная декларация №10012150/100220/Р0929241. Срок временного вывоза установлен до 09 апреля 2020 года.
В графе «Особые отметки» свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства внесены отметки: «Ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и Таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей».
В связи с введенными в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 ограничениями и невозможностью возвратить транспортное средство в Калининградскую область в срок до 09 апреля 2020 года по заявлению ФИО1 от 07 апреля 2020 года таможенным органом срок временного ввоза транспортного средства на остальную часть территории ЕАЭС продлен ей, с учетом последующего исправления технической ошибки, до 10 июня 2020 года.
Дополнительно письмом таможенного поста от 14 мая 2020 года ФИО1 разъяснено, что положениями права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено продление срока временного вывоза транспортного средства для личного пользования более чем однократно.
29 апреля 2020 года Советом Евразийской экономической комиссии принято решение № 47 «Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования», подп.«в» п.1 которого определено, что срок, установленный подп.1 п.22 ст.455 ТК ЕАЭС, в течение которого транспортные средства для личного пользования, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории СЭЗ Российской Федерации из числа указанных в подп.1 п.1 ст.455 ТК ЕАЭС, пределы которых полностью совпадают с участками таможенной границы Союза, могут быть временно вывезены с территории такой свободной экономической зоны на остальную часть таможенной территории Союза без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, истекающий в период с 01 марта 2020 года по 30 сентября 2021 года, продлен до 30 сентября 2021 года включительно.
Пунктом 2 указанного решения Совета Евразийской экономической комиссии установлено, что продление срока, указанного в подп.«в» п.1 решения, не освобождает физических лиц от обязанности по обратному ввозу транспортных средств для личного пользования на территорию свободной экономической зоны Российской Федерации по истечении указанного срока.
22 сентября 2021 года ФИО1 уведомлена об окончании 30 сентября 2021 года срока временного вывоза транспортного средства и о необходимости его возвращения на территорию Калининградской области до указанной даты.
30 сентября 2021 года ФИО1 обратилась к начальнику таможенного поста МАПП Советск с заявлением о продлении срока временного ввоза автомобиля на остальную часть территории Союза до 31 декабря 2021 года, указав, что ввести транспортное средство на территорию Калининградской области не имеет возможности в связи с тем, что уведомление об истечении срока временного ввоза получено ею только 30 сентября 2021 года, а также по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки в связи с распространением коронавирусной инфекции и вытекающими из этого ограничениями по перемещению транспортных средств по территории Литовской Республики.
05 октября 2021 года на заявление ФИО1 заместителем начальника таможенного поста МАПП Советск был дан ответ об отсутствии оснований для продления срока временного ввоза/вывоза свыше срока, установленного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47, - до 30 сентября 2021 года.
Вместе с тем, как бесспорно установлено судом, ФИО1 транспортное средство ввезла в Калининградскую область только 16 октября 2021 года, следовательно, в соответствии с подп.2 п.39 ст.455 ТК ЕАЭС, 01 октября 2021 года у нее возникла обязанность по уплате таможенных пошлин.
По результатам таможенного контроля решением и.о. начальника таможенного поста МАПП Советск от 21 декабря 2021 года установлен факт нарушения ФИО1 условий ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и (или) распоряжению такими товарами в отношении принадлежащего ей транспортного средства, произведен расчет таможенных пошлин, в адрес ФИО1 направлено соответствующее уведомление от 28 декабря 2021 года, в котором ей в течении 15 рабочих дней со дня получения такого уведомления предложено оплатить таможенные платежи в размере 633 677 рублей 78 копеек и пени в размере 11 472 рублей 22 копеек.
ФИО1 с таким решением не согласилась. 15 марта 2022 года ею была подана жалоба в Калининградскую областную таможню, решением которой от 26 мая 2022 года № 05-43/17 решение таможенного поста МАПП Советск Калининградской области от 21 декабря 2021 года признано правомерным.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований о признании названных выше решений таможенного органа незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с нарушением ею срока временного ввоза транспортного средства на остальную часть таможенной территории ЕАЭС у таможенного органа имелись основания для принятия решения об установлении факта нарушения условий ввоза, влекущего наступление срока уплаты таможенных платежей, решение таможенного поста и вышестоящего таможенного органа соответствуют закону.
Судебная коллегия с таким выводом соглашается, полагая его правильным.
Как уже указано выше, ФИО1 нарушила срок временного вывоза транспортного средства, в установленный срок – не позднее 30 сентября 2021 года автомобиль в Калининградскую область ею ввезен не был, следовательно, у таможенного органа имелись основания для проведения проверки и для установления факта нарушения срока временного вывоза товара для личного пользования на остальную часть таможенной территории ЕАЭС с наступлением у ФИО1 01 октября 2021 года обязанности по уплате таможенных платежей.
Вопреки ошибочным доводам ФИО1 об обратном, правом на однократное продление срока временного ввоза она воспользовалась, обратившись 07 апреля 2020 года с соответствующим заявлением. Последующее принятие Советом Евразийской экономической комиссии решения от 29.04.2020 № 47 не позволяет считать такое право нереализованным.
В этой связи оснований для продления ФИО1 срока временного вывоза транспортного средства с 30 сентября 2021 года у таможенного органа не имелось.
Порядок и сроки проведения проверки и порядок оформления решения по результатам ее проведения таможенным органом соблюдены. Из оспариваемого решения таможенного поста от 21 декабря 2021 года усматривается, что оно принято по результатам проведенной проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
Статьей 322 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют, в том числе такую форму таможенного контроля, как проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
В силу п.1 ст.324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений заключается в проверке таможенной декларации; иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами; документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с данным Кодексом; сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах; иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в п.1 ст.324 ТК ЕАЭС (п.6 ст.324 ТК ЕАЭС).
В соответствии с ч.1 ст.226 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с Кодексом Союза.
Согласно ч.2 этой же статьи по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля принимается решение по результатам таможенного контроля в соответствии со ст.218 настоящего Федерального закона.
Таким образом, составление акта по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, не требуется, в связи с чем доводы представителя административного истца о том, что по результатам проведенной проверки таможенным постом не был составлен акт и ФИО1 не было предложено представить на него возражения, являются необоснованными и подлежат отклонению.
Жалоба ФИО1 на решение таможенного поста рассмотрена Калининградской областной таможней надлежащим образом, по результатам ее рассмотрения принято решение, все доводы, изложенные заявителем в жалобе, проверены и обоснованно отклонены.
При таком положении оснований для признания незаконными решения таможенного поста МАПП Советск Калининградской области от 21 декабря 2021 года и решения Калининградской областной таможни от 26 мая 2022 года у суда первой инстанции не имелось, решение суда в этой части является правильным и отмене не подлежит.
Удовлетворяя административный иск Калининградской областной таможни о взыскании с ФИО1 таможенных платежей и пени, суд первой инстанции исходил из того, что ею без уважительных на то причин при отсутствии чрезвычайных обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы был нарушен срок временного вывоза автомобиля, что повлекло наступление обязанности по уплате таможенных платежей, в связи с несвоевременной уплатой которых на сумму недоимки были начислены пени.
Судебная коллегия с обоснованностью такого вывода также соглашается, полагая его правильным.
Как уже указано выше, судом бесспорно установлено, что ФИО1 в установленный срок - до 30 сентября 2021 года ранее вывезенное из Калининградской области транспортное средство обратно не ввезено. В этой связи у нее в соответствии с абз.5 п.35 и подп.2 п.39 ст.455 ТК ЕАЭС 01 октября 2021 года возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, которые ею, однако, уплачены не были, соответствующее требование таможенного органа об их уплате в добровольном порядке не исполнено.
Доводы ФИО1 о том, что она не имела возможности ввезти транспортное средство по причине его неисправности и нахождения на ремонте в Республике Беларусь и в связи с ограничениями при пересечении государственных границ, не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену решения суда в части удовлетворения заявленного таможенным органом административного иска.
Отношения, связанные с уплатой таможенных платежей, являются публично-правовыми и регулируются нормами права Евразийского экономического союза, а обязанность по их уплате является по своей природе публичным обязательством и необходимым условием таможенного оформления товара.
11 апреля 2017 года государствами-членами Евразийского экономического союза был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который вступил в действие с 01 января 2018 года.
Ни положениями указанного Кодекса, ни положениями Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции на момент возникновения спорных отношений) не предусмотрена возможность освобождения лиц от уплаты таможенных платежей в случае нарушения, пусть и незначительного, срока ввоза ранее вывезенного с территории свободной экономической зоны транспортного средства для личного пользования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Положениями абз.5 п.35 ст.455 ТК ЕАЭС предусмотрено лишь, что таможенные платежи не взимаются в случае уничтожения транспортных средств для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также помещения их под иную таможенную процедуру или выпуска в свободное обращение.
Вместе с тем таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, транспортное средство ответчика не уничтожено, его полная гибель не наступила, из представленных ФИО1 в материалы дела документов следует, что автомобиль в период с 24 сентября 2021 года по 12 октября 2021 года находился на ремонте в г.Островец Гродненской области (Республика Беларусь) в связи с поломкой двигателя.
Однако подобный ремонт транспортного средства нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, повлекшим утрату транспортного средства и не позволившим ФИО1 своевременно ввезти временно вывезенный автомобиль на территорию СЭЗ, в связи с чем предусмотренных законом оснований для прекращения ее обязанности по уплате таможенных платежей и пени не имеется.
При этом следует отметить, что об окончании срока временного ввоза транспортного средства 30 сентября 2021 года ФИО1 была уведомлена таможенным органом еще 20 мая 2020 года, факт получения такого уведомления по электронной почте не отрицался ею в иске. С учетом этого судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ответчика имелось достаточно времени для возвращения транспортного средства в Калининградскую область.
О невозможности ввезти транспортное средство в срок до 30 сентября 2021 года в связи с нахождением его на ремонте с 24 сентября 2021 года она таможенный орган в установленном порядке не уведомляла.
Обращаясь 30 сентября 2021 года к начальнику таможенного поста с заявлением о продлении срока временного ввоза транспортного средства на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, ФИО1 ссылалась только лишь на позднее получение ею уведомления о необходимости возвратить автомобиль в Калининградскую область в срок до 01 октября 2021 года, а также на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и вытекающими из этого ограничениями по перемещению транспортного средства по Литовской Республике.
Указанные ею в заявлении причины нарушения срока временного вывоза транспортного средства с территории свободной таможенной зоны обоснованно не признаны уважительными. Доказательств того, что в связи с введенными ограничительными мероприятиями по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» она не могла пересечь на автомобиле границы Республики Беларусь и Литовской Республики до окончания срока временного вывоза транспортного средства, ФИО1 суду не представлено, а ее доводы об этом подлежат критической оценке, поскольку 16 октября 2021 года она беспрепятственно ввезла автомобиль на территорию Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 763-р, пунктом 1 которого с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 года введены временные ограничения движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы, на граждан Российской Федерации, въезжающих в Российскую Федерацию, не распространялось (п.2 постановления), в связи с чем ссылка ФИО1 на это постановление в апелляционной жалобе в обоснование доводов о невозможности ввезти автомобиль в Российскую Федерацию, является несостоятельной.
К административной ответственности по ст.16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 не привлекалась, соответствующее дело об административном правонарушении, ка пояснил представитель Калининградской областной таможни в судебном заседании суда апелляционной инстанции, таможенным органом в отношении ФИО1 не возбуждалось.
Порядок взыскания таможенных платежей и пени таможенным органом соблюден, срок на обращение в суд с настоящим административным иском не пропущен. Расчет заявленной к взысканию суммы таможенных платежей и пеней проверен судом и является правильным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью применения судом первой инстанции положений ст.333 ГК РФ и снижением размера пеней, подлежащих взысканию с административного ответчика, до 50 000 рублей. В этой части решение принято с нарушением норм материального права.
Так, в соответствии со ст.72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Исполнение обязанности по уплате пеней производится в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона. Взыскание пеней осуществляется в соответствии с настоящей главой.
Частями 3 и 5 этой же ст.72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и такая обязанность исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме.
При этом пени, в соответствии с ч.7 этой же нормы, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч.28 ст.76 настоящего Федерального закона.
Частью 9 ст.72 Закона № 289-ФЗ прямо предусмотрено, что уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
С учетом приведенной нормы материального права, поскольку размер начисленных пеней не превышает размер таможенных платежей, в связи с неисполнением обязанности по уплате которых они начислены (ч.8 ст.72 Федерального закона № 289-ФЗ), правовых оснований для уменьшения суммы подлежащих взысканию с ФИО1 пеней у суда первой инстанции не имелось.
При таком положении решение суда подлежит изменению с увеличением размера подлежащих взысканию с ФИО1 пеней до 242 986 рублей 38 копеек. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, оно принято с учетом верно установленных по делу юридически значимых обстоятельств, при правильном применении норм материального права. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского городского суда Калининградской области от 28 ноября 2022 года изменить, увеличив размер подлежащих взысканию с ФИО1 пеней до 242 986 рублей 38 копеек.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на судебные акты, принятые по настоящему административному делу, может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 16 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи