Председательствующий по делу Дело №33а-2638/2020
судья Дашиева Ц.Ц. (1-я инстанция №2а-5/2020)
УИД 75RS0001-01-2019-001043-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Пичуева В.В., Смолякова П.Н.
при секретаре Бянкиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 9 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Новоорловск» муниципального района «Агинский район» Забайкальского края, акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания» (далее – АО «ЗабТЭК») о признании незаконным сброса сточных вод из системы водоотведения п.Новоорловск, признании незаконным бездействия по организации надлежащего водоотведения,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика АО «ЗабТЭК» ФИО1,
на решение Агинского районного суда Забайкальского края от 27 января 2020 года, которым постановлено административный иск Читинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать незаконным сброс сточных вод из системы водоотведения пгт.Новоорловск акционерным обществом «Забайкальская топливно-энергетическая компания» в ручей Зун-Кильгинда в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и с превышением установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Новоорловск» муниципального района «Агинский район» Забайкальского края по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс не очищенных до нормативного состояние сточных вод, на территории пгт.Новоорловск, а также по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения пгт.Новоорловск, разработанной в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782. Обязать администрацию городского поселения «Новоорловск» муниципального района «Агинский район» Забайкальского края устранить нарушения законодательства об охране вод и закона о водоснабжении и водоотведении, а именно: в срок до 31.12.2020 утвердить схему водоснабжения и водоотведения пгт. Новоорловск, разработанную в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782; в срок до 31.12.2021 организовать на территории пгт.Новоорловск надлежащее водоотведение, исключающее сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод от системы централизованного водоотведения. Обязать акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» на постоянной основе обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых из системы водоотведения пгт. Новоорловск в ручей Зун-Кильгинда, в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленными Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения представителя административного ответчика АО «ЗабТЭК» ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, помощника Читинского межрайонного природоохранного прокурора Заемского С.О., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
13 августа 2019 года Читинская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд, с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Постановлением администрации городского поселения «Новоорловск» от 23 апреля 2019 года №31 АО «ЗабТЭК» определено гарантирующей организацией по услугам водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения «Новоорловск» и на основании договора аренды обществу переданы очистные сооружения и канализационные сети. В ходе проведенной 20 мая 2019 года Росприроднадзором по Забайкальскому краю внеплановой проверки установлено, что очистные сооружения не функционируют в полном объеме. Кроме того, АО «ЗабТЭК» использует водный объект - ручей Зун-Кильгинда для сброса сточных вод в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование и осуществляет сброс сточных вод из пруда-накопителя в ручей Зун-Кильгинда с превышением предельно-допустимых концентраций вредных веществ, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 года №552, что подтверждается результатами лабораторных анализов. Также из анализа результатов проб природной воды, отобранных в ручье Барун-Кильгинда, следует, что сброс недостаточно очищенных сточных вод в 167 метрах от очистных сооружений в открытый канализационный колодец, расположенный в непосредственной близости от водотока в русле ручья Барун-Кильгинда, негативно влияет на поверхностные воды данного ручья. Из канализационного колодца, расположенного на выходе очищенных сточных вод из очистных сооружений, осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности. По результатам отбора проб почвы на двух земельных участках общей площадью 46 кв. м., отмечается загрязнение почв аммонием-обменным, азот нитратами, азот-нитритами, АПАВ. Сброс АО «ЗабТЭК» сточных вод на рельеф местности (почву) противоречит водному, земельному законодательству, законодательству о водоснабжении и водоотведении, и приводит к загрязнению и деградации почв. Собственником объектов системы водоотведения городского поселения «Новоорловск», эксплуатируемых АО «ЗабТЭК», является администрация городского поселения «Новоорловск». Постановлением администрации городского поселения «Новоорловск» от 15 апреля 2014 года «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения» утверждена схема водоснабжения и водоотведения для городского поселения «Новоорловск». Указанная схема не соответствует требованиям закона, Правилам разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требованиям к содержанию схем водоснабжения и водоотведения. Поэтому прокурор просил с учетом уточнений признать незаконным сброс сточных вод из системы водоотведения пгт. ФИО3 «ЗабТЭК» в ручей Зун-Кильгинда в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и с превышением установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также негативное влияние системы водоотведения пгт.Новоорловск на ручей Барун-Кильгинда. Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Новоорловск» по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс не очищенных до нормативного состояние сточных вод, на территории пгт.Новоорловск, а также по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения пгт.Новоорловск. Обязать администрацию городского поселения «Новоорловск» устранить нарушения законодательства об охране вод и закона о водоснабжении и водоотведении, а именно: в срок до 31 декабря 2020 года утвердить схему водоснабжения и водоотведения пгт.Новоорловск, разработанную в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 года №782; в срок до 31 декабря 2021 года организовать на территории пгт.Новоорловск надлежащее водоотведение, исключающее сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод от системы централизованного водоотведения. Обязать АО «ЗабТЭК» в срок до 31 декабря 2020 года получить решение о предоставлении водного объекта - ручья Зун-Кильгинда в пользование для целей сброса сточных вод; на постоянной основе обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых из системы водоотведения пгт.Новоорловск в ручей Зун-Кильгинда, в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленными Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года №552; исключить негативное влияние системы водоотведения на поверхностные воды ручья Барун-Кильгинда.
Определением суда от 2 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (л.д.148).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Определением Агинского районного суда от 8 июня 2020 года удовлетворено ходатайство АО «ЗабТЭК» и восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика АО «ЗабТЭК» ФИО1 считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает на то, что судом не учтено, что АО «ЗабТЭК» не может исполнить решение суда, поскольку обществу очистные сооружения, расположенные в пгт. Новоорловск были переданы в эксплуатацию в неработающем состоянии, при этом договором аренды №8 от 1 июня 2018 года предусмотрено, что капитальный ремонт данных сооружении производится арендодателем, т.е. администрацией пгт. Новоорловск, в связи с чем исполнение обязанности по организации на постоянной основе очистки сточных вод, сбрасываемых из системы водоотведения пгт.Новоорловск в ручей Зун-Кильгинда, в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленными Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года №552 не представляется возможным до исполнения обязанности по капитальному ремонту со стороны администрации пгт. Новоорловск. Поэтому она просит изменить решение суда и отказать в иске к АО «ЗабТЭК» за необоснованностью.
В суд апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации городского поселения «Новоорловск», представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (части 1, 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Как следует из материалов дела, согласно постановлению администрации городского поселения «Новоорловск» от 23 апреля 2019 года №31 акционерное общество «ЗабТЭК» определено гарантирующей организацией по услугам водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения «Новоорловск». На основании договора аренды №8 от 1 июня 2018 года администрация городского поселения «Новоорловск» передала АО «ЗабТЭК» за плату, во временное владение и пользование, очистные сооружения и канализационные сети, находящиеся в муниципальной собственности городского поселения «Новоорловск».
АО «ЗабТЭК» осуществляет эксплуатацию канализационных сетей и очистных сооружений, заключает государственные и муниципальные контракты на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения с юридическими лицами.
Постановлением администрации городского поселения «Новоорловск» от 15 апреля 2014 года №35 утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского поселения «Новоорловск».
В ходе проведенной 20 мая 2019 года Росприроднадзором по Забайкальскому краю внеплановой проверки установлен сброс АО «ЗабТЭК» сточных вод из пруда-накопителя очистных сооружений в ручей Зун-Кильгинда с превышением предельно-допустимых концентраций вредных веществ; сброс недостаточно очищенных сточных вод в 167 м от очистных сооружений в открытый канализационный колодец, расположенный в непосредственной близости от водотока в русле ручья Барун-Кильгинда, негативно влияющий на поверхностные воды ручья Барун-Кильгинда; из канализационного колодца, расположенного на выходе очищенных сточных вод из очистных сооружений, осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности. Превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ в пробах сточной воды подтверждается результатами лабораторных анализов, проведенных специалистами Агинского отдела лабораторного анализа и технических измерении ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону филиала ФБУ «ЦЛАТИ по Сибирскому федеральному округу»; в пробе сточной воды на сбросе в ручей Зун-Кильгинда превышение допустимой концентрации по БПК5 в 1,42 раза, по нефтепродуктам в 2-2,2 раза, по фосфат-иону в 13,2-13,8 раз; по результатам отбора проб почвы на двух земельных участках общей площадью 46 кв.м., отмечается загрязнение почв аммонием-обменным, азот нитратами, азот-нитритами, АПАВ.
Также проверкой установлено, что утвержденная постановлением администрации городского поселения «Новоорловск» от 15 апреля 2014 года №35 схема водоснабжения и водоотведения городского поселения «Новоорловск» не соответствует требованиям статьи 38 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилам разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
Разрешая спор, удовлетворяя требования прокурора, признавая бездействие незаконным и возлагая на администрацию городского поселения «Новоорловск» обязанность устранить нарушения федерального законодательства, утвердить схему водоснабжения и водоотведения, организовать надлежащее водоотведение, исключающее сброс не очищенных до нормативного состояния сточных вод от системы централизованного водоотведения, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 части 1 статьи 6, статьей 38 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года №782, пунктом 4 части 1 статьи 8 Устава городского поселения «Новоорловск» муниципального района «Агинский район», принятого решением Совета городского поселения «Новоорловск» от 20 августа 2014 года №185 и исходил из того, что утвержденная постановлением администрации городского поселения «Новоорловск» 15 апреля 2014 года №35 схема водоснабжения и водоотведения городского поселения «Новоорловск» не отвечает требования приведенных норм закона и меры для приведения системы водоотведения, включая очистные сооружения, городского поселения в надлежащее техническое состояние не принимались. Оснований не соглашаться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Делая вывод о незаконном сбросе сточных вод из системы водоотведения пгт.ФИО3 «ЗабТЭК» в ручей Зун-Кильгинда, суд обоснованно установил, что такой сброс произведен в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, с превышением установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, и правомерно возложил на административного ответчика обязанность на постоянной основе обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых из системы водоотведения пгт.Новоорловск в ручей Зун-Кильгинда, в соответствии с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, установленными Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года №552.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждены доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым дана верная правовая оценка, и оснований для признания их неправильными судебной коллегией не установлено.
Довод представителя административного ответчика АО «ЗабТЭК» о том, что сброс был единовременным, не свидетельствует о неправомерности вывода суда о возложении обязанности на постоянной основе обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых из системы водоотведения пгт.Новоорловск в ручей Зун-Кильгинда. Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению. Как указано выше, пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы не допускает осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
Доводы жалобы о невозможности обеспечения очистки сточных вод в отсутствие капитального ремонта материалами дела не подтверждены и доказательств в подтверждение этому представителем административного ответчика АО «ЗабТЭК» не представлено, несмотря на то, что в соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. При этом нельзя не учитывать, объяснения представителя административного ответчика, указывавшего на исключительность возникшей ситуации связанной со сбросом неочищенных сточных вод. Принятие исчерпывающих мер для выполнения функций гарантирующей организации по услугам водоснабжения и водоотведения и недопущению подобного сброса сточных АО «ЗабТЭК» также не представлено и материалами дела не доказано.
С учетом изложенного, суд полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильным выводам и удовлетворил требования прокурора. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Агинского районного суда Забайкальского края от 27 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика АО «ЗабТЭК» «ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Пичуев В.В.
Смоляков П.Н.
Мотивированное апелляционной определение
изготовлено 10 сентября 2020 года.