Дело №2а-5/2021; №33а-1934/2021 судья Потанин А.В. 2021 год
УИД 69RS0008-01-2020-000435-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сельховой О.Е. и Сергуненко П.А.,
при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Образцовой О.А.,
дело по апелляционной жалобе Иванова В.А. на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 04 марта 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Ивановой В.А. к Комитету по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области и обязании административного ответчика восстановить нарушенные права оставить без удовлетворения».
Судебная коллегия
установила:
Иванова В.А. обратилась в Западнодвинский межрайонный суд Тверской области с административным иском к Комитету по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области и возложении обязанности на административного ответчика восстановить нарушенные права.
В обоснование заявленных требований указано, что 15 ноября 2017 года между ФИО и Комитетом по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области был заключен договор аренды земельного участка № 27/17 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 1 132 983 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для использования в целях сенокошения на срок три года со дня государственной регистрации с 15 января 2018 года.
В связи со смертью 07 июля 2018 года арендатора ФИО его супруга Иванова Валентина Александровна обратилась к арендодателю с заявлением от 16 апреля 2019 года о замене стороны в договоре аренды на правопреемника, то есть Иванову В.А., как единственного наследника.
Распоряжением от 04 декабря 2019 года № 830 председатель Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области Фёдорова А.А. удовлетворила заявление о замене стороны арендатора по договору аренды от 15 ноября 2017 гола № 27/17.
04 декабря 2019 года между административным истцом и административным ответчиком по делу было подписано соглашение о замене стороны по договору аренды от 15 ноября 2017 года № 27/17 в трех экземплярах, которые остались у административного ответчика, пообещавшего самостоятельно обратиться в Управление Росреестра по Тверской области за регистрацией указанного соглашения.
Фактически административный истец вступил в права наследства и принял на себя обязанности арендатора по спорному договору аренды путем внесения денежных средств в счет оплаты арендной платы в 2018 и 2019 годах.
При обращении в сентябре 2020 года к административному ответчику с просьбой предоставить актуальные реквизиты для внесения арендной платы, ей сообщили о расторжении договора аренды на основании распоряжения от 04 февраля 2019 года.
Считает, что действия административного ответчика в части одностороннего расторжения договора аренды незаконными, поскольку они противоречат действующему законодательству, договору аренды и фактическим обстоятельствам дела. Арендную плату за 2018-2019 годы в сентябре 2019 года административный ответчик принял без возражений. Такие основания расторжения договора как смерть арендатора или предписание прокурора отсутствуют в гражданском законодательстве.
Просила признать незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области от 04 февраля 2019 года № 19 и обязать административного ответчика восстановить нарушенные права административного истца, а именно восстановить договор аренды от 15 ноября 2017 года № 27/17, заключить с административным истцом и зарегистрировать дополнительное соглашение к договору аренды от 15 ноября 2017 гола № 27/17 на оставшийся срок аренды, со дня издания распоряжения от 04 февраля 2019 года № 59, то есть на 24 месяца со дня регистрации в Управлении Росреестра по Тверской области.
Административный истец Иванова В.А. в судебное заседание не явилась просила о рассмотрении настоящего административного дела в её отсутствие.
Представитель административного истца Просвирин В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился. В представленных суду ходатайствах просил об отложении судебных заседаний ввиду его временной нетрудоспособности.
Представитель административного ответчика возражал против заявленных требований.
Прокурор, участвующий по делу в качестве представителя заинтересованного лица, возражал против административного иска.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, Федерального агентства лесного хозяйства, администрации Западнодвинского района, Управления Росрееста по Тверской области, Территориального Управления Росимущества в Тверской области в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванова В.А. ставит вопрос об отмене решения суда. Считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в решении не были отражены доводы, представленные ответчиком. Нарушения, которые были выявлены прокуратурой, были устранены подписанием административным истцом и административным ответчиком Соглашения с пунктом 2.
Не обоснована ссылка административного ответчика на п.п. «г» п. 1 Распоряжения Правительства Тверской области от 06 июня 2018 года № 220-рп «Об усилении охраны лесов, лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд», согласно которому главы муниципальных образований должны в месячный срок провести мониторинг земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса на предмет выявления фактического состояния земельных участков, в том числе наличия на указанных земельных участках лесных насаждений, и направить его результаты в Министерство лесного хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, министерство сельского хозяйства. В случае выявления в указанных земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках государственная собственность на которые не разграничена, лесных насаждений направлять в двухнедельный срок в Правительство Тверской области ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Данная норма не может быть основанием для расторжения договора аренды.
При этом административным ответчиком не предоставлено подтверждение каких-либо действий, обязанность на совершение которых была возложена на администрацию Западнодвинского района и на административного ответчика в случае выявления наличия на земельных участках лесных насаждений; не представлены на обозрение и не приобщены к материалам дела ходатайство администрации Западнодвинского района в Правительство Тверской области о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
Не основано на законе письмо административного ответчика в адрес административного истца от 19 декабря 2019 года № 433, которым было отказано в замене стороны по договору аренды.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступление представителя Ивановой В.А. Просвирина В.В., поддержавшего жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 15 ноября 2017 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области и ФИО заключен договор аренды земельного участка № 27/17, по условиям которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером № площадью 1 132 983 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, был передан в аренду ФИО в целях сенокошения сроком на 3 года. Арендная плата по договору составила 1276135 руб.
На основании указанного договора аренды и распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области от 15 ноября 2017 года № 789 «О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, ФИО.» 15 января 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации аренды №.
07 июля 2018 года ФИО умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии №, выданного 12 июля 2018 года отделом ЗАГС администрации Западнодвинского района Тверской области.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону №,
выданного 05 ноября 2019 года нотариусом Западнодвинского нотариального округа Тверской области ФИО., наследницей указанного в настоящем свидетельстве имущества ФИО является его жена Иванова В.А.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района Тверской области от 04 декабря 2019 года № 830 произведена замена арендатора в договоре аренды земельного участка с умершего 07 июля 2018 года ФИО на принявшую права и обязанности по указанному договору Иванову В.А.
Между административным истцом и административным ответчиком 04 декабря 2019 года заключено соглашение о замене стороны в спорном договоре аренды земельного участка, согласно которому все права и обязанности арендатора по указанному договору аренды перешли к Ивановой В.А. В соответствии с п. 4 данного соглашения оно вступает в силу с момента государственной регистрации.
Между тем государственная регистрация не производилась, что не отрицалось представителем истца в суде апелляционной инстанции.
13 декабря 2019 года прокурором Западнодвинского района Главе администрации Западнодвинского района внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства в связи с тем, что проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленным ФИО для сенокошения, произрастали лесные насаждения, в отношении которых произведена незаконная рубка.
19 декабря 2019 года в адрес Ивановой В.А. административным ответчиком направлено письмо № 433 о невозможности использования земельного участка в целях сенокошения и отказе в замене стороны по договору аренды.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района от 04 февраля 2020 года № 59 (с учётом распоряжения от 16 декабря 2020 года № 802 об исправлении технической ошибки в дате распоряжения № 59) в связи со смертью арендатора ФИО., а также наличием на земельном участке лесных насаждений договор аренды с ФИО расторгнут.
В ЕГРН запись о регистрации аренды погашена 12 февраля 2020 года.
06 мая 2020 года администрация Западнодвинского района Тверской области обратилась в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Распоряжением Правительства Тверской области от 13 ноября 2020 года № 991-рп земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 132 983 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда. Распоряжение вступило в силу с момента его подписания.
13 января 2021 года произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что в настоящее время земельный участок относится к землям лесного фонда.
16 ноября 2020 года Иванова В.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в административном иске, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
В соответствии со статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно статье 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Административный истец, обращаясь в суд с административным иском, в качестве способа восстановления нарушенных, по его мнению, прав просил суд обязать административного ответчика – Комитет по управлению имуществом администрации Западнодвинского района восстановить договор аренды от 15 ноября 2017 года, заключить с Ивановой В.А. соглашение к договору аренды на оставшийся срок аренды с даты издания оспариваемого распоряжения, т.е. на 24 месяца с даты регистрации в Управлении Росреестра по Тверской области.
Между тем избранный административным истцом способ защиты противоречит положениям Лесного кодекса РФ.
Согласно статьям 8, 9 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса РФ, статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» после перевода земельного участка из одной категории в другую, а именно в земли лесного фонда, орган местного самоуправления Западнодвинского района не является органом, уполномоченным на распоряжение таким земельным участком, в том числе и по вопросам его аренды. В связи с чем на него в судебном порядке не могут быть возложены какие-либо обязанности, связанные с полномочиями по распоряжению земельным участком.
Административный истец, заявляя указанные требования и настаивая на их удовлетворении, в том числе при подаче апелляционной жалобы, не оспаривая нормативный правовой акт – распоряжение Правительства Тверской области о переводе земельного участка из одной категории в другую, фактически пытается преодолеть действие данного акта путём возложения на неуполномоченный на распоряжение земельными участками из лесного фонда орган местного самоуправления определённых обязанностей по получению в аренду земельного участка без соблюдения установленных законом процедур.
Само по себе оспариваемое административным истцом распоряжение Комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района при изложенных выше обстоятельствах прав Ивановой В.А. не нарушает. Данных о том, что земельный участок требовался Ивановой В.А. действительно для целей сенокошения не имеется. Сведения о наличии личного подсобного хозяйства, наличии скота административным истцом не представлены.
С учётом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 04 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: