ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6033/19 от 11.08.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Гатауллин Р.А. УИД 16RS0051-01-2019-005703-14

дело в суде первой инстанции № 2а-6033/2019

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-10814/2020

учет № 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш.

судей Шакуровой Н.К., Моисеевой Н.Н.

при секретаре судебного заседания Ханнанове Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело:

по апелляционным жалобам муниципального казенного учреждения «Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Денисовой Галины Семеновны на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 сентября 2019 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление Гимадеевой Татьяны Михайловны к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и распоряжения от 29.03.2019 № 1126р удовлетворить.

Признать незаконными заключение городской межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 23.01.2019 № 83 и распоряжение исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29.03.2019 № 1126р «О признании жилых помещений <адрес> подлежащими ремонтно-восстановительным работам».

Обязать муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления Гимадеевой Татьяны Михайловны о признании домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу в установленном законом порядке;

по апелляционной жалобе Гимадеевой Татьяны Михайловны на дополнительное решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 3 марта 2020 года, которым в удовлетворении требований Гимадеевой Т.М. отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя истца, поддержавшего доводы своей жалобы, объяснения представителя МКУ «Комитет ЖКХ ИКМО г.Казани», Денисовой Г.С. и ее представителя, поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гимадеева Т.М. обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и распоряжения от 29.03.2019 № 1126р.

В обоснование указала, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом <адрес>; обратившись с заявлением о признании указанного жилого помещения аварийным и непригодным для проживания и подлежащим сносу, получила заключение межведомственной комиссии от 23.01.2019 № 23 о том, что данное строение подлежит капитальному ремонту, что послужило основанием для вынесения 29.03.2019 распоряжения ИК МО г. Казани № 1126р о признании домовладения по <адрес> подлежащим ремонтно-восстановительным работам; полагает, что строительные конструкции индивидуального жилого дома находятся в недопустимом и аварийном состоянии, общий износ здания согласно отчету независимого специалиста составляет 72,4%, что превышает предельно допустимый процент износа и отсутствие возможности проведения ремонтно-восстановительных работ без разбора (сноса).

Просила признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 23.01.2019 № 23 и распоряжение ИК МО г. Казани от 29.03.2019 № 1126р, обязав устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления о признании индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Ответчики иск не признали.

Суд иск удовлетворил.

Дополнительным решением суда требования Гимадеевой Т.М. к ИКМО г.Казани об обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления о признании индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Гимадеева Т.М. просит дополнительное решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционных жалобах МКУ «Комитет ЖКХ ИКМО г.Казани» и Денисова Г.С. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия находит, что решение и дополнительное решение суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 28.01.2006 принято постановление № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (далее – Положение).

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям (пункт 7 Положения).

Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В силу пункта 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, перечень которых является исчерпывающим.

Так, по результатам работы комиссии может быть принято решение: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В целях реализации указанного постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 постановлением ИК МО г. Казани от 05.08.2013 № 7098 утверждена Комиссия, пунктом 2 которого предписано при организации работы Комиссии привлекать собственника жилого помещения (уполномоченное им лицо) с правом совещательного голоса путем отправки уведомления о времени и месте заседания на электронный или почтовый адрес (по форме согласно приложению) не позднее чем за три рабочих дня до проведения заседания Комиссии, а в необходимых случаях – привлекать квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса, представителей органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Постановлением ИК МО г. Казани от 09.01.2014 № 9 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Регламент), из пункта 1.3 следует, что муниципальная услуга предоставляется уполномоченным органом ИК МО г. Казани – Комитетом.

Согласно пункту 3.5.6 Регламента Комиссия на своем заседании, в случае отсутствия необходимости в осмотре помещения, принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в постановлении № 47 (Положении) требованиям. Если число голосов за и против при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии.

В случае необходимости проведения осмотра помещения на месте и оформления акта проверки помещения члены комиссии осуществляют процедуры в порядке, предусмотренном подпунктами 3.4.1-3.4.2 настоящего Регламента. Решение о возможности признания (непризнания) жилого помещения пригодным для проживания принимается после оформления акта.

На основании заключения уполномоченным сотрудником Комитета готовится соответствующий проект постановления ИК МО г. Казани о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.6.1).

Судом установлено, что истцу в размере 2/3 доли и заинтересованным лицам по 1/6 доли каждому на праве общей долевой собственности принадлежит индивидуальный жилой <адрес> года постройки общей площадью 58,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживает Ларионов В.А.

На основании заявления Гимадеевой Т.М. Комиссией 23.01.2019 произведено обследование помещения и составлен акта № 83, на основании которого принято заключение от 23.01.2019 № 83 о наличии оснований для признания помещений <адрес> подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Обследование технического состояния строительных конструкций жилого дома, оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований Комиссией при вынесении заключения не производилось.

29 марта 2019 года ИК МО г. Казани вынесено распоряжение № 1126р, которым жилые помещения <адрес> признаны подлежащими ремонтно-восстановительным работам, собственникам данного строения рекомендовано провести ремонтно-восстановительные работы с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома установленным требованиям.

Таким образом, процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, с указанием его дальнейшего использования и проведения ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции включает в себя принятие соответствующего решения Комиссии и распоряжения ИК МО г. Казани о дальнейшем использовании помещения.

По смыслу приведенных выше норм права, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания, а также вопросы дальнейшего использования таких помещений отнесены к исключительной компетенции Комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и органа исполнительной власти.

Пункт 47 Положения содержит варианты формулировок заключений, выдаваемых межведомственной комиссией и не предусматривает возможности произвольного принятия решения комиссией.

Разделом II Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение: несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования; основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (пункт 10); жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств (пункт 16); жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение), в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12).

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Решением Казанской городской Думы от 14.03.2013 № 12-21 утверждено Положение о порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов, которым регламентирована процедура организации и проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов (далее – осмотр зданий, сооружений).

Предметом осмотра зданий, сооружений является оценка их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов (пункт 2.3 указанного Положения).

Пунктом 2.8 Положения о порядке проведения осмотра зданий предусмотрено, что при осмотре зданий, сооружений проводятся: обследование исправности строительных конструкций (с использованием современных средств технической диагностики), систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения и их элементов; проверка журнала эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений; ознакомление с технической документацией на многоквартирный дом, включая инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома в случае осмотра многоквартирного дома; ознакомление с заключением экспертизы технического состояния и надлежащего технического обслуживания здания, сооружения, подготовленным экспертом (организацией), в установленном порядке аттестованным (аккредитованной) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (при наличии).

Из представленной истцом судебной экспертизы, проведенной в рамках гражданского дела по иску Гимадеевой Т.М. к Денисовой Г.С. об определении порядка пользования имуществом и по встречному иску о разделе дома и определении порядка пользования земельным участком следует, что по состоянию на 29.10.2012 износ рассматриваемого дома составляет 66%, рекомендовано проведение капитальных работ по восстановлению домовладения, из заключения специалиста ООО «ПФ Перспектива» по состоянию на 30.07.2018 следует, что физический износ дома уже составляет 72,04%, строительные конструкции находятся в аварийном состоянии, создается угроза жизни и здоровью людей, требования безопасности по прочности и устойчивости несущих конструкций не обеспечены.

Выводы специалиста мотивированны, подробны, сделаны по результатам изучения технической документации и проведения визуального осмотра помещения, учтена продолжительность эксплуатации здания, установлен процент физического износа строительных конструкций.

Указанное заключение лицами, участвующими в деле, фактически не оспорены, иных заключений в материалы настоящего административного дела, в том числе заключение комиссии, созданной по месту нахождения спорного домовладения, ни ответной стороной, ни заинтересованными лицами не представлено.

Более того, выводы экспертов-специалистов также подтверждаются имеющимися в материалах административного дела фотографиями, при этом из справки ООО «Газпром трансгаз Казань» ЭПУ «Приволжсгаз» КЭГС «Дербышки» от 03.09.2019 № 11 следует, что 17.07.2019 <адрес> отключен с уличного газопровода по заявлению Денисовой Г.С.

Между тем, при вынесении оспариваемого заключения, при наличии противоречивых акта осмотра районной комиссии и предоставленного заявителем заключения специалиста ООО «ПФ Перспектива» Комиссия вынесла заключение без учета мнения квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций, право привлечения которых установлено указанными нормативными документами, не обосновала техническую возможность приведения жилого помещения в пригодное состояние и ее экономическую целесообразность, что представителем административных ответчиков в ходе судебного разбирательства не оспаривалось и подтверждено в ходе возражений на заявленные требования.

Установленное свидетельствует о несоответствии оспариваемого заключения Комиссии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, что в конечном итоге привело к вынесению распоряжения ИК МО г. Казани несоответствующему закону и нарушению этим прав и законных интересов Гимадеевой Т.М. на рассмотрение ее заявления о предоставлении муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном законом порядке.

Ссылаясь на вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд удовлетворил административный иск.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 183 КАС РФ до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

Административным истцом заявлены требования о признании незаконным заключения Комиссии от 23.01.2019 № 23 и распоряжение ИК МО г. Казани от 29.03.2019 № 1126р, обязав устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления о признании индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

29 марта 2019 года ИК МО г. Казани на основании соответствующего заключения Комиссии вынесено распоряжение № 1126р, которым жилые помещения <адрес> признаны подлежащими ремонтно-восстановительным работам, собственникам данного строения рекомендовано провести ремонтно-восстановительные работы с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома установленным требованиям.

Во исполнение требований статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 28.01.2006 принято постановление № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (далее – Положение).

Постановлением ИК МО г. Казани от 09.01.2014 № 9 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Регламент), который устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 1.3 Регламента установлено, что муниципальная услуга по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предоставляется Комитетом ЖКХ, исполнителем муниципальной услуги является соответствующее подразделение Комитета ЖКХ – отдел эксплуатации жилищного фонда.

Из пункта 3.6.1 регламента следует, что уполномоченным сотрудником Комитета ЖКХ готовится проект постановления ИК МО г. Казани о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом, в полномочия Комиссии на основании Положения входит оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Решением суда от 09.09.2019 признаны незаконными заключение Комиссии от 23.01.2019 № 83 и вынесенного на основании этого заключения распоряжение ИК МО г. Казани от 29.03.2019 № 1126р «О признании жилых помещений <адрес> подлежащими ремонтно-восстановительным работам»; на Комитет ЖКХ как на орган, предоставляющий муниципальную услугу, возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем организации вопроса по рассмотрению заявления Гимадеевой Т.М. о признании домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу в установленном законом порядке, поскольку последствия вынесенного судом решения о признании заключения Комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у Комитета ЖКХ в соответствии с функциональными полномочиями лица предоставляющего муниципальную услугу, возникает обязанность повторной организации вопроса по рассмотрению заявления собственника жилого помещения.

То обстоятельство, что Комиссия принимает решение по рассмотренным на заседании документам, не может освобождать Комитет ЖКХ как уполномоченное ИК МО г. Казани орган по предоставлению муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции организовать работу по предоставлении указанной услуги.

При этом, признание распоряжения ИК МО г. Казани незаконным на основании решения суда по вступлению его в законную силу свидетельствует о недействительности последнего, поэтому последствия вступления в законную силу решения суда о признании ненормативного акта незаконным в силу своей специфики не требует каких-либо действий по принудительному исполнению, поскольку как и все другие вступившие в законную силу решения судов, оно является обязательным для всех без исключения и не нуждается в каком-либо их подтверждении, что вытекает из положений статей 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации, закрепляющих самостоятельность и независимость судебной власти, и конкретизирующих их положений статей 1 (часть 2), 5 (части 1 и 3) и 6 (часть 1) Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а также статьи 16 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, поскольку восстановление прав, свобод и законных интересов административного истца возложено на исполнителя муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в удовлетворении требования истца о возложении на ИК МО г. Казани обязанности устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления о признании индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу следует отказать, по причине того, что полномочия по предоставлению указанной муниципальной услуги ИК МО г. Казани делегированы Комитету ЖКХ, отдел которого является непосредственным исполнителем.

Ссылаясь на вышеприведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд вынес дополнительное решение суда, которым требования Гимадеевой Т.М. к ИКМО г. Казани оставил без удовлетворения.

С такими выводами следует согласиться, поскольку они соответствуют материалам дела. Необходимые мотивы в решении и дополнительном решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.

Доводы апелляционной жалобы Гимадеевой Т.М. на дополнительное решение суда не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы МКУ «Комитет ЖКХ ИКМО г.Казани» о том, что полномочия по принятию решения о признании жилого помещения пригодным (не пригодным) для проживания возложены на межведомственную комиссию, также не влияют на правильность вынесенного судебного акта, поскольку постановлением ИК МО г. Казани от 09.01.2014 № 9 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Регламент), который устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 1.3 Регламента установлено, что муниципальная услуга по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предоставляется Комитетом ЖКХ, исполнителем муниципальной услуги является соответствующее подразделение Комитета ЖКХ – отдел эксплуатации жилищного фонда.

Другие доводы его жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы Денисовой Г.С. о том, что данное дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем оно подлежит прекращению, несостоятельны, поскольку требования об оспаривании действий и решений должностных лиц, органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, что и было сделано судом первой инстанции.

Указываемые заявителем иные доводы о наличии спора по поводу распоряжения, владения и пользования домом могут быть разрешены в порядке гражданского судопроизводства.

Судебная коллегия считает, что решение и дополнительное решение суда не противоречат собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 сентября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения «Комитет жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Денисовой Галины Семеновны – без удовлетворения.

Дополнительное решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 3 марта 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гимадеевой Татьяны Михайловны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 19 августа 2020 года.