ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-604/20 от 11.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-604/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№33-11158/2020

г. Уфа 11 августа 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Гадиева И.С.,

судей Абдрахмановой Э.Я.,

ФИО2

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ямалиевой В.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения (филиал по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан), Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании бездействий незаконными, признании решения от 11 февраля 2020 г. незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2020 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ФИО3 к филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан о признании бездействий Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан по не затребованию документов, подтверждающих наличие или отсутствие доходов у ФИО1 незаконным, признании решения Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан от 11 февраля 2020 г. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным и возложении обязанности осуществлять ежемесячные выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» отказать.

Заслушав доклад судьи Гадиева И.С., судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения (филиал по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан) (далее также – ГКУ РЦСПН), Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее также – МСТиСЗН РБ), в котором просила признать бездействие ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ по не затребованию документов, подтверждающих наличие или отсутствие доходов у ФИО1, незаконным; признать решение ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 11 февраля 2020 г. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным; возложить обязанность на административного ответчика осуществлять ежемесячные выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Требования мотивировала тем, что оспариваемым решением ей отказано в предоставлении меры социальной поддержки на том основании, что ежемесячная выплата не положена по законодательству ввиду отсутствия документов, подтверждающих доходы ФИО1 за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. Считала вынесенное решение незаконным, поскольку она в настоящее время не работает, ее супруг не работает с марта 2019 г. Вышеназванный Федеральный закон не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной выплаты обязательного трудоустройства обоих родителей. Ответчик при добросовестном исполнении своих обязанностей должен был запросить соответствующие документы у владеющих такой информацией органов и организаций, в том числе и от работодателя, соответствующие справки 2НДФЛ, трудовые договора, которые подтверждают наличие или отсутствие трудовых отношений ФИО1. Считала, что данное решение ответчика нарушает ее право на меры государственной поддержки, гарантированные указанным законом.

Определением от 26 мая 2020 г. Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства (л.д.79).

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО3 просит отменить решение суда первой инстанции. Считает, что нетрудоустройство обоих родителей порождает право на получение спорной выплаты; органы власти вправе сами запрашивать необходимые сведения, в том числе и о заработке/доходе членов семьи заявителя.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.

Проверив материалы дела, изучив оспариваемое судебное постановление, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО3 ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ГКУ РЦСПН ФИО5 и МСТиСЗН РБ ФИО6, просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 1 вышеназванного Федерального закона порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе (статья 8 настоящего Федерального закона).

Сроки и последовательность административных процедур и действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - уполномоченный орган) по предоставлению государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (далее соответственно - ежемесячная выплата, государственная услуга), порядок взаимодействия между структурными подразделениями уполномоченных органов, их должностными лицами, а также взаимодействия уполномоченных органов с заявителями на предоставление государственной услуги, органами государственной власти Российской Федерации при предоставлении государственной услуги, закреплены в Административном регламенте по предоставлению органами государственной власти субъектов российской федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий российской федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 февраля 2019 г. № 55н (далее также – Административный регламент).

В пункте 20 Административного регламента отражено, что при обращении заявителя за получением государственной услуги в уполномоченный орган или многофункциональный центр представляются, среди прочего, заявление, документы, удостоверяющие личность; одновременно с заявлением заявитель также представляет заявление лиц, в отношении которых необходимо представление документов (сведений), или их законных представителей о согласии на обработку персональных данных указанных лиц.

К заявлению, кроме документов, указанных в пункте 20 настоящего Административного регламента, должны быть приложены документы (сведения), указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 1, подпунктах «а» и «г» пункта 5 и пункте 7 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Министерства от 29 декабря 2017 г. № 889н (пункт 21 данного регламента).

Из приведенных норм права следует, что обязанность по предоставлению уполномоченному органу справки с места работы (службы, учебы) либо иного документа, подтверждающего доход каждого члена семьи (подпункт «а» пункта 5 Перечня документов, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 г. № 889н), законом возложена на заявителя.

Таким образом, оснований для удовлетворения искового требования о признании незаконным бездействия ГКУ РЦСПН по не затребованию документов, подтверждающих наличие или отсутствие доходов у ФИО1, не имеется, в связи с чем решение суда в указанной части является законным.

Далее. Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным решения от 11 февраля 2020 г. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки и возложении обязанности осуществлять ежемесячные выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика имелись все правовые основания для принятия 11 февраля 2020 г. решения об отказе в назначении ФИО3 ежемесячного пособия на ребенка, поскольку в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ФИО1) в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в качестве работодателя указан ООО «Технологии Экология Безопасность», в то время как данный работодатель истцом в заявлении о назначении выплаты не поименован и сведений о доходах супруга ответчику не представил.

Суд апелляционной инстанции находит, что решение суда в данной части принято без учета всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств и с нарушением норм материального права.

Из материалов дела следует, что ФИО3 17 января 2020 г. обратилась в филиал ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г.Мелеуз РБ с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

В пункте 3.1 заявления указала, что ФИО1 доходов не имеет. Документы, подтверждающие получение дохода, не представлены. Графа с указанием периода, за который предоставляется информация, не заполнена (л.д.68).

Заявление и приложенные к нему документы, в том числе заявления ФИО3 и ФИО1 о согласии на обработку персональных данных, приняты сотрудником ГКУ РЦСПН в этот же день.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в 2019 г. в ООО «Технологии Экология Безопасность» и получал вознаграждение.

Решением филиала ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 11 февраля 2020 г. в назначении ежемесячной выплаты ФИО3 было отказано на том основании, что истцом не представлены сведения о доходах супруга ФИО1, полученных за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в ООО «Технологии Экология Безопасность» - пункт 5 вышеназванного перечня документов.

В судах первой (как следует из протокола судебного заседания от 28 мая 2020 г.) и апелляционной инстанций сторона ответчика утверждала, что истец предоставила заведомо ложные данные, сообщив о том, что её супруг не работает, в связи с чем ей было отказано в предоставлении спорной государственной услуги.

Вместе с тем с утверждением стороны ответчика о предоставлении истцом заведомо ложных сведений судебная коллегия не может согласиться, поскольку из заявления усматривается, что указанные в пункте 3.1 заявления сведения представлены истцом по состоянию на 17 января 2020 г., на тот период времени супруг истца не работал, иное из материалов дела не следует.

Графа «Период, за который представляется информация» не заполнена, при приеме заявления уполномоченным органом не были в полной мере выполнены требования пункта 63 Административного регламента, не проверена правильность заполнения заявления, в связи с чем не предложено указать сведения о наличии/отсутствии доходов супруга ФИО1 за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты (в данном случае за 2019 г.).

Также ответчиком не решен вопрос о возврате заявителю заявления и прилагаемых к нему документов (пункт 63.1 Административного регламента), что позволило бы истцу своевременно узнать о неполноте представленных документов и своевременно устранить имеющиеся недостатки.

В этой связи судебная коллегия не усматривает злоупотребления правом со стороны истца, что могло бы явиться основанием для отказа в защите ее права.

Пунктом 75 Административного регламента предусмотрено, что решение об отказе в удовлетворении заявления выносится по основаниям, указанным в пункте 27 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденного приказом Министерства от 29 декабря 2017 г. № 889н (далее также - Порядок), а также в случае превышения размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, в случае рождения ребенка (родного, усыновленного), в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление, до 1 января 2018 г., в случае отсутствия гражданства Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление, в случае отсутствия постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление.

В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не назначается в случае, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, находится на полном государственном обеспечении, а также в случае лишения гражданина родительских прав в отношении такого ребенка (пункт 27 Порядка).

Из приведенных правовых норм следует, что законодатель закрепил исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления, среди которых непредоставление сведений о доходах супруга не значится. Данное обстоятельство могло явиться лишь основанием для возврата заявления с приложенными документами.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит принятое филиалом Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан от 11 февраля 2020 г. решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным.

В ходе рассмотрения дела судебная коллегия проверила наличие оснований у ФИО3 на получение ежемесячных выплат в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ. Установлено, что основания, предусмотренные статьей 1 данного закона, для получения истцом данной выплаты имеются.

Так, сведений о том, что ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, находится на полном государственном обеспечении, а также, что ФИО3 лишена родительских прав в отношении такого ребенка, материалы дела не содержат.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям доход ФИО1 за 2019 г. составил 79 550,27 руб., ФИО3 получено пособие по безработице в общей сумме 37 596, 77 руб., итого доход семьи 117 147,04 руб. Сведений о наличии у семьи истца иного дохода ответчиками не представлено, материалы дела не содержат.

Среднедушевой доход семьи составляет 117 147,04 руб./ 12 мес. / 3 чел. = 3 254,08 руб. (пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений)

Таким образом, размер среднедушевого дохода семьи не превышал двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Башкортостан за 2 квартал 2019 г. в размере 10 434 руб. (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2019 г. № 517)

В этой связи определяется право ФИО3 на получение ежемесячных выплат в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ со дня обращения за ее получением (статья 2 указанного Закона).

Изложенные в настоящем определении обстоятельства в соответствии с положениями статьи 330 ГПК Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда в части и принятия в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о признании решения от 11 февраля 2020 г. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным и возложении обязанности осуществлять ежемесячные выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Вынести по делу в данной части новое решение.

Признать решение филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан от 11 февраля 2020 г. об отказе в предоставлении меры социальной поддержки незаконным.

Возложить на Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения обязанность осуществлять ФИО3 ежемесячные выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», начиная со дня подачи заявления - 17 января 2020 г.

В остальной части решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2020 г. оставить без изменения.

Председательствующий И.С. Гадиев

судьи Э.Я. Абдрахманова

ФИО2