ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-608/2022 от 28.09.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Калашникова С.А. № 33а-9198

Докладчик: Гульнова Н.В. (№ 2а-608/2022) (42RS0012-01-2022-001031-72)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28» сентября 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Гульновой Н.В.

судей Бегуновича В.Н., Казаковой И.А.,

при секретаре Темниковой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гульновой Н.В. административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Мариинска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Администрации Мариинского муниципального округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,

по апелляционным жалобам Главы Мариинского муниципального округа Кривцова Александра Анатольевича и исполняющего обязанности заместителя главы Мариинского муниципального округа и начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа Новиковой Натальи Анатольевны на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Мариинска, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Мариинского муниципального округа о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия.

С учетом уточнений требования мотивированы тем, что прокуратурой города Мариинска по поручению прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса от 18.03.2022 № 7/3-42-2022 проведена проверка соблюдения требований ветеринарного, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства при осуществлении полномочий в сфере регулирования численности безнадзорных животных.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой города, установлено, что на момент проверки правила благоустройства территории Мариинского муниципального округа не утверждены, в нарушение требований названного законодательства на территории Мариинского муниципального округа площадки для выгула домашних животных не определены.

На территории Мариинского муниципального округа имеются домашние животные, которые содержатся в жилых домах и нуждаются в выгуле. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления не был принят нормативный правовой акт, определяющий и устанавливающий места для выгула домашних животных, места для выгула домашних животных не определены и не обустроены, что является недопустимым.

В связи с выявленными прокуратурой города нарушениями в адрес главы Мариинского муниципального округа 14.04.2022 вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого органом местного самоуправления меры для исправления данной ситуации не приняты, нормативно-правовой акт не разработан, площадки для выгула домашних животных не определены и не оборудованы.

Бездействие администрации Мариинского муниципального округа в непринятии мер по оборудованию мест для выгула домашних животных и неисполнению законных требований прокурора, нарушает права неопределенного круга лиц на улучшение качества среды проживания в муниципальном образовании, что является недопустимым.

С учётом уточнения требований просил суд просил суд признать незаконным бездействие администрации Мариинского муниципального округа (ОГРН 1024201364439, ИНН 4213004230) в неопределении мест для выгула животных и необустройстве площадок для выгула животных на территории Мариинского муниципального округа.

Признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа (ОГРН 1074213000454, ИНН 4213007103) в необустройстве площадок для выгула животных на территории Мариинского муниципального округа.

Обязать администрацию Мариинского муниципального округа (ОГРН 1024201364439, ИНН 4213004230) в срок до 01.09.2023 определить нормативно-правовым актом места для выгула животных на территории Мариинского муниципального округа.

Обязать администрацию Мариинского муниципального округа (ОГРН 1024201364439, ИНН 4213004230), Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа (ОГРН 1074213000454, ИНН 4213007103) в срок до 01.09.2023 обустроить площадки для выгула животных в соответствии с установленными требованиями пункта 1790 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21. Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», пункта 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01- 89*», пункта 6.3.1 местных нормативов градостроительного проектирования Мариинского городского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 29.05.2015 № 75/2.

Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2022 года постановлено:

Административные исковые требования прокурора г. Мариинска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мариинского муниципального округа в неопределении мест для выгула животных и необустройстве площадок для выгула животных на территории Мариинского муниципального округа.

Признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа в необустройстве площадок для выгула животных на территории Мариинского муниципального округа.

Обязать администрацию Мариинского муниципального округа в срок до 01.09.2023 определить нормативно-правовым актом места для выгула животных на территории Мариинского муниципального округа.

Обязать администрацию Мариинского муниципального округа, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа в срок до 01.09.2023 обустроить площадки для выгула животных в соответствии с установленными требованиями пункта 1790 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21. Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», пункта 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01- 89*», пункта 6.3.1 местных нормативов градостроительного проектирования Мариинского городского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 29.05.2015 № 75/2.

В апелляционной жалобе Глава Мариинского муниципального округа Кривцов А.А. просит решение суда отменить. Указывает что с их стороны не было допущено бездействия, поскольку 25.05.2022 прокурору г. Мариинска для проведения антикоррупционной экспертизы администрация направлен проект постановления «О местах, разрешенных для выгула домашних животных на территории Мариинского муниципального округа», после проведения указанной экспертизы будет принят и нормативный акт.

Считает, что действующее законодательство предусматривает определение мест для выгула животных, но не их обустройство.

Также полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по обустройству мест для выгула животных возложена Управление жилищно-коммунального хозяйства транспорта и связи администрации Мариинского муниципального района.

В апелляционной жалобе исполняющая обязанности заместителя главы Мариинского муниципального округа и начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа Новикова Н.А. просит решение суда отменить. Считает, что администрацией не было допущено бездействия, поскольку 25.05.2022 прокурору г. Мариинска для проведения антикоррупционной экспертизы администрация направляла проект постановления «О местах, разрешенных для выгула домашних животных на территории Мариинского муниципального округа», после проведения указанной экспертизы будет принят и нормативный акт.

Полагает, что законодательством на администрацию не возложена обязанность по правовому регулированию вопроса размещения и содержания площадок для выгула животных.

На апелляционные жалобы прокуратурой г. Мариинска принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа Калитова К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Гейэр Е.И., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор праве обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой города Мариинска по поручению прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса от 18.03.2022 № 7/3-42-2022 (л.д. 6) была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере ответственного обращения с животными (л.д. 7).

Согласно ответу Администрации Мариинского муниципального округа от 30.02.2022 (л.д. 8) Проект благоустройства территории Мариинского муниципального округа разработан, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенных факторов не выявлено. Проведение публичного слушания по проекту Правил благоустройства территории Мариинского муниципального округа запланировано в апреле 2022 года. После проведения публичных слушаний Правила благоустройства будут предоставлены в адрес Прокуратуры города дополнительно.

Из ответа Администрации Мариинского муниципального округа от 23.03.2022 (л.д.9) следует, что Администрацией Мариинского муниципального округа не принимались правовые акты в сфере обращения с животными, в том числе об определении мест для выгула собак, а размещение площадок для выгула собак необходимо на расстоянии не менее 40 м. от окон жилых и общественных зданий, что практически невозможно в условиях сложившейся застройки Мариинского городского поселения, в сельских поселениях, расположенных на территории Мариинского муниципального округа, отсутствует необходимость в обустройстве площадок для выгула домашних животных, так как у каждого частного домовладения имеется отдельный двор для содержания и выгула домашних животных.

Поскольку по результатам рассмотрения представления прокурора органом местного самоуправления меры для исправления данной ситуации не приняты, нормативно-правовой акт не разработан, площадки для выгула домашних животных не определены и не оборудованы, прокурор обратился в суд, поскольку считает, что отсутствие нормативного правового акта, определяющего места для выгула животных и необустройстве площадок для выгула животных на территории Мариинского муниципального округа создает предпосылки к нарушению требований законодательства об обращении с животными и как следствие нарушает права неопределенного круга лиц на улучшение качества среды проживания в муниципальном образовании, что является недопустимым.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что со стороны ответчиков имеется бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о санитарном-эпидемиологическом благополучии населения, в частности в непринятии мер по неопределению и необустройстве мест для выгула домашних животных, в связи с чем удовлетворил требования прокурора.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации, мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В связи со вступлением в силу 28.12.2018 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создание мест для выгула животных относится к мероприятиям по благоустройству территории поселения.

Статьей 13 названного Федерального закона установлены требования к выгулу домашних животных. В силу действия указанной правовой нормы не допускается выгул домашнего животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, таким образом, органы местного самоуправления должны создавать места для выгула домашних животных.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами.

На основании статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.

Пунктом 28 статьи 6 Устава Мариинского муниципального округа, утвержденного Решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 19.11.2021 № 5/2 установлено, что к вопросам местного значения Мариинского муниципального округа, помимо прочего, относится утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального округа.

Таким образом, организация и устройство мест для выгула домашних животных относится к элементам благоустройства населенного пункта и находится в компетенции органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1790 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21. Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», к профилактической иммунизации людей относится контроль за соблюдением правил содержания, выгула домашних животных. Выгул животных проводится на специальных территориях, обозначенных табличками и оборудованных контейнерами для сбора экскрементов животных.

Также пунктом 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденному Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, регламентировано, что в микрорайонах (кварталах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться региональными (местными) нормативами градостроительного проектирования или правилами застройки. Размещение площадок для выгула собак необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 40м.

Аналогичные требования закреплены в пункте 6.3.1 местных нормативах градостроительного проектирования Мариинского городского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 29.05.2015 № 75/2 (далее - местные нормативы градостроительного проектирования).

При этом, названным пунктом местных нормативов градостроительного проектирования установлено, что в кварталах (микрорайонах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования. Состав площадок и размеры их территории приведены в таблице 48, согласно содержанию которой удельный размер площадок для выгула собак составляет 03, кв.м/чел.

Кроме того, приказом Минстроя России от 29.12.2021 № 1042/пр утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, в которых пунктом 24.6 изложены рекомендации по организации площадок для выгула и дрессировки животных.

Таким образом, вопреки доводов апелляционных жалоб, из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации выделенных мест для выгула животных и их обустройство возложены на орган местного самоуправления.

Доводы апелляционных жалоб об отсутствии бездействия со стороны администрации Мариинского муниципального округа, поскольку 25.05.2022 прокурору г. Мариинска для проведения антикоррупционной экспертизы администрация направляла проект постановления «О местах, разрешенных для выгула домашних животных на территории Мариинского муниципального округа», судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела 14.07.2022, отсутствовал акт, определяющий места выгула домашних животных, при том, что Федеральный закон № 498-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в законную силу 27.12.2018.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

Суд первой инстанции правомерно указал на то, что поскольку Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организация и устройство мест для выгула домашних животных относится к элементам благоустройства населенного пункта и соответственно находится в компетенции именно органов местного самоуправления.

По существу доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, им судом первой инстанции дана мотивированная оценка, которую суд апелляционной инстанции находит правильной.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

В связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03 октября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: